Президент Путин внес в Госдуму законопроект, предполагающий отказ от долларов в СНГ

$ хотят указать на дверь

Интересная новость. Президент Путин внес в Госдуму законопроект, предполагающий отказ от долларов в СНГ. По мнению Путина, таким образом будет создан единый финансовый рынок между Россией, Беларусью, Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и другими странами. В этой идее есть много частностей, но если их суммировать, то, как говорится на кремлевском сайте, «будут созданы условия, при которых максимальное развитие получат рынки национальных валют, возникнут предпосылки для проведения согласованной валютной политики, направленной на создание дополнительных возможностей реализации долгосрочных стратегий торгово–экономического и инвестиционного сотрудничества, а также на достижение общей макроэкономической стабильности в регионе». Если перевести этот канцелярский воляпюк на нормальный русский язык, то речь идет о том, что господин Путин хочет поставить дело так, чтобы уйти от доллара, но при этом, чтобы в каждой из стран сохранились свои валюты. Безусловно, здесь не все так просто, и многие наблюдатели немедленно начнут задавать неудобные вопросы на тему, не пожелает ли Россия стать единым эмиссионным центром, то есть печатать деньги на фабрике Гознака, а всевозможные тенге и сомы через некоторое время любезно самоликвидируются и добровольно назовутся рублем? Со всеми вытекающими отсюда политическими и экономическими последствиями. Нет ли здесь дыхания пресловутого «Русского мира»?



В общем, здесь есть о чем поразмышлять. Причем на весьма важную тему: как соотносятся между собой идеи суверенности и смысл новой путинской инициативы.

Глядя, как говорится, из Минска, пользуясь случаем, подчеркну свой тезис, который я в последнее время не раз излагал и в газете, и в телепередаче «Клуб редакторов». Суть его заключается в том, что в Беларуси сложилась явно ненормальная ситуация, когда мы официально живем в «рублевой зоне», но, то и дело, как калькулятор, немедленно переводим в уме все — цены на колбасу, на жилища и бензин — в доллары.

Когда мы приезжаем в Россию, на нас смотрят, как на тяжелобольных, когда мы спрашиваем в магазине на Белорусском вокзале: «А сколько стоит этот пирожок с повидлом — 65 рублей? А сколько это в долларах?» Потому что в сегодняшней России никому в голову не придет соотносить цены с долларами либо тугриками, либо еще с какой–то неизвестной в России валютой. А у нас — все равняется по доллару. Если вы когда–нибудь ремонтировали квартиру, то не забыли, как холодно и высокомерно смотрел на все специалист по оклейке обоев, когда лениво цедил: «Метр — 10 баксов». Все кипело в вас — при чем здесь баксы? Мы же живем не во Флориде, а в поселке городского типа Могилевской области! Но спорить бесполезно, и вы плететесь в обменник.

Но почему?

Разве этот обойщик покупал клей, кисточку и прочее в штате Орегон, разве он не свойский Вася с соседней улицы? Почему он столь высокомерно отвергает рубль? Разве он сам не за рубли покупает все необходимое для его работы?

Вот поэтому у нас получилось так, что еда в ресторане стоит дороже еды, что строительные услуги адекватны американским, что мы сами себя загоняем в ирреальный мир? Газета писала о том, как в прошлый вторник, когда доллар и евро скакнули вверх, на множестве рынков, где еще утром сало продавали по 120 тысяч, то после обеда стали торговать его уже за 140. Что за анекдот. Продавцы свинины невозмутимо разъясняли:

— Вырос доллар!

Да, вырос. Но вам–то, господа хорошие, какое до этого дело? Вы что, выкармливали свою свинку в Штатах, везли ее сюда на самолетах–пароходах, зависели от индекса Доу — Джонса, от тонкой дипломатии биржи? Вы, строго говоря, где живете и что вы творите?

И вообще — не стыдно ли прикрываться «зеленым» и нагло рвать деньжата со своих же белорусов?

Впрочем, будем считать эти строки авторским отступлением. Просто поразмышляйте, уважаемые читатели, над процессами, которые происходят у нас, и сделайте правильные выводы. Хотя, конечно, основные выводы должны сделать те люди из правительства и банков, которые косвенно прикладывают руку к этому финансовому и ментальному перекосу.

Что же касается сегодняшней инициативы господина Путина, то, когда я забрался в интернет, убедился, что в этой новости отчетливо слышна старина. Поясню. Еще в 2009 году (почти семь лет назад!) Президент Лукашенко публично выдвинул идею сделать российский рубль региональной валютой и использовать именно рубли, а не доллар во время расчетов за энергоресурсы. Александр Григорьевич тогда обратился в Кремль, конкретно к тогдашнему Президенту Д.Медведеву: «Почему еще 7— 8 миллиардов долларов мы не можем во взаиморасчетах заменить российским рублем?» Тогда это было, очевидно, выгодно обеим сторонам, но, как это нередко бывает, на предложение белорусской стороны высокопоставленные московские бюрократы не дали ответа, и хорошая идея повисла в воздухе. Так и не получилось экономии в «7 — 8 миллиардов долларов».

Сейчас с хорошей задержкой Кремль убедился, что А.Г.Лукашенко был тогда абсолютно прав...

Что ж, придется ограничиться известным присловьем: лучше поздно, чем никогда.

Фото prostoinvesticii.com

Советская Белоруссия № 167 (24797). Среда, 2 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter