[ На главную ] [ В закладки ]
"СБ" в соцсетях:



Главная  Передовица  Статья «Обновление страны — путь к успеху и процветанию»

Обновление страны — путь к успеху и процветанию


a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:109857:"<p align="center"><strong><img border="0" hspace="3" alt="" vspace="3" align="top" width="625" height="415" style="WIDTH: 625px; HEIGHT: 415px" src="http://www.sb.by/images/articles/13/74/poslanie2.jpg" /></strong></p><p align="center"><strong>Послание Президента А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию</strong></p><p><br />Дорогие соотечественники!</p><p><br />Уважаемые депутаты, члены Совета Республики!</p><p><br />Уважаемые приглашенные!</p><p><br />Беларусь вступила в 2013 год — ключевой год нынешней пятилетки.</p><p><br />Если оглянуться назад, то старт пятилетки был непростым, все это хорошо помнят. Нас все–таки затронул мировой финансово–экономический кризис. Однако нам удалось в основном стабилизировать ситуацию.</p><p><br />Сегодня мы уверенно преодолели рубеж в 500 долларов средней заработной платы по стране. Повторяю: средней зарплаты. Справились с высокой инфляцией, успокоили валютный рынок, обеспечили профицит бюджета и сохранили на безопасном уровне золотовалютные резервы.</p><p><br />Все эти положительные данные замечены и отмечены в мире.</p><p><br />Согласно ежегодному рейтингу Организации Объединенных Наций мы вошли в число первых пятидесяти государств мира по индексу человеческого развития. Это самый высокий показатель среди государств СНГ. Показатель, который не мы определяем.</p><p><br />Однако поводов для тревоги меньше не стало. Мир вокруг нас так и не выбрался из затяжного кризиса. Драматические события в Греции и на Кипре, которые имеют, к сожалению, свое развитие в Европе, печальное тому подтверждение. Благоприятных прогнозов на будущее практически не слышно.</p><p><br />Мировая финансовая и политическая элита в растерянности. Простые способы решения проблем вроде печатания пустых долларов и евро и хитроумных финансовых манипуляций не дают эффекта. А идти на неизбежные фундаментальные реформы не хватает воли и смелости. Кстати, а от нас они требуют реформ.</p><p><br />В такие периоды своей истории человечество всегда обращается к базовым экономическим ценностям — способности обеспечить себя товарами первой необходимости: продуктами питания, одеждой, жильем. И в этом мы имеем хороший запас прочности. Мы имеем хорошие навыки. Потому что Беларусь развивала реальный сектор экономики, а не надувала мыльный финансовый пузырь. Мы в этом не участвовали также.</p><p><br />Дальнейший рост благосостояния каждого человека напрямую зависит не только от оперативных мер, принимаемых властью, но и от правильности выбора стратегии развития страны. А учитывая крайнюю взаимозависимость стран в современном мире, мы должны очень точно понимать происходящие глобальные процессы и наше место в них.</p><p><br />Несмотря на финансовый кризис, интеллектуальный прогресс в мире нисколько не замедлился, а лишь ускоряется, набирая колоссальные обороты.</p><p><br />Человечество продолжает накапливать знания. Стремительно совершенствуются технологии. Информационная революция создает сотни новых услуг и продуктов.</p><p><br />Убежден, что именно новые научные изобретения, а не хитроумные финансовые схемы запустят «глохнущий мотор» мировой экономики.</p><p><br />Глобальный водоворот новых идей, технологий и изобретений затягивает в себя и Беларусь.</p><p><br />Несмотря на то, что мы — среднее по европейским меркам государство, лишенное каких бы то ни было планетарных амбиций, мы уже не можем думать о нашей судьбе отдельно от общемировых процессов.</p><p><br />Все явления глобального порядка — начиная от сети интернет до «сланцевой революции» — прямо и непосредственно влияют и будут влиять на нас.</p><p><br />Мы должны учиться жить в новом мире, где все меняется. И меняется стремительно, буквально на глазах. Где каждое десятилетие вмещает в себя целую историческую эпоху.</p><p><br />Наш выбор, кстати, невелик. Мы можем или приспособиться к бурным переменам, или остаться на обочине истории. Иного не дано.</p><p><br />У нового времени есть три главных требования.</p><p><br />Первое требование — скорость.</p><p><br />Современная цивилизация — это цивилизация постоянного ускорения. Оно ощущается повсюду — не только в скорости появления новых идей, но и в технологиях, в экономике, в торговле, в образовании, в средствах массовой информации, в политике, даже в повседневном быте людей.</p><p><br />И в этих условиях побеждает тот, кто работает на опережение.</p><p><br />Скажу откровенно, этот бешеный ритм, этот дикий темп, заданный техногенным миром, в каком–то смысле противоречит нашему спокойному, исторически неторопливому менталитету. Мы по характеру несколько другие люди, нежели этот темп. Бешеный темп жизни.</p><p><br />Но выбора у нас нет. Надо меняться самим и приспосабливаться к стремительному, скоростному миру. Если мы этого не сделаем, то проиграем повсюду — и в экономике, и в технологиях, и в информации.</p><p><br />Я сказал о скорости. Это первое требование. Второе требование — это гибкость.</p><p><br />Мир не просто ускоряется в своем развитии. Он постоянно меняется. Мы не успеваем привыкнуть к одним товарам, как им на смену, буквально в течение одного года, приходят новые. Едва кто–то освоил новейшую технологию, как прямо на глазах она устаревает.</p><p><br />Одновременно мир становится удивительно взаимозависимым. Чтобы продать товар, надо приспособить его под десятки разных стран и адаптировать под бесчисленные группы потребителей, чьи вкусы и предпочтения меняются постоянно.</p><p><br />Гибкость, умение перестраиваться на ходу, умение победить в себе привычку и лень — это второй залог нашей конкурентоспособности как нации и как государства.</p><p><br />И третье требование — это творчество.</p><p><br />Тот, кто постоянно копирует, всегда обречен на отставание. Поэтому любая молодая нация должна, с одной стороны, учиться у окружающего мира. Откровенно скажем — и копировать, и повторять. А с другой — всегда помнить о том, что на каком–то этапе надо быть готовым привнести в мир что–то свое.</p><p><br />Только творчество может обеспечить прорыв в группу лидеров.</p><p><br />Уважаемые товарищи!</p><p><br />Итоги работы экономики за I квартал текущего года показывают в общем положительные результаты. Но только на том фоне, на котором развивается мировая экономика. Темп роста валового внутреннего продукта составил 103,5 процента, инвестиций в основной капитал — 112,5 процента, в том числе в оборудование — почти 122 процента.</p><p><br />Сохраняется положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Из месяца в месяц растет валютная выручка. Золотовалютные резервы сформированы в размере более двухмесячного импорта.</p><p><br />Стабильная ситуация на внутреннем валютном рынке — предложение иностранной валюты превышает спрос на всех его сегментах. Кстати, с начала года Национальным банком куплено почти 600 миллионов долларов.</p><p><br />Ставка рефинансирования Национального банка хотя еще и остается высокой, но с учетом снижения инфляции уменьшена до 27 процентов годовых. То есть кредитные ресурсы для реального сектора экономики постепенно становятся более доступными.</p><p><br />Однако, несмотря на такую положительную динамику, активно растут запасы готовой продукции на складах промышленных предприятий, причем как в абсолютном, так и в относительном выражении.</p><p><br />На 1 апреля на складах скопилось готовой продукции аж более чем на 30 триллионов рублей. Практически в два раза больше прошлогоднего.</p><p><br />В чем дело? Я своего требования к Правительству быть одним большим Министерством торговли не отменял. И попрошу немедленно подключить местные органы власти к Правительству и выдать конкретный результат по разгрузке складов!</p><p><br />Вы меня убеждали: придут теплые времена, наступят весна, лето — и всe пойдет. Мы ждем.</p><p><br />И главное, никто не отменял заданий по росту экономики в нынешнем году. И эти объемы прироста Правительство и Парламент взяли добровольно, без всякой принудиловки. Пожалуйста, и Правительство, и Парламент, займитесь исполнением своих же собственных решений!</p><p><br />Запомните: сегодня нет ни малейшего повода расслабляться. Да, кризисные явления у нас вроде бы отступили и мы последовательно движемся вперед. Но стоит нам хоть в малой степени расслабиться, как жизнь немедленно и жестоко накажет нас за это. Как в народе говорят: ударит по голове и очень сильно. И, может быть, не один раз. Потому что у основных потребителей наших товаров — Евросоюза и России — рынки просели, ситуация очень сложная.</p><p><br />Ключевая проблема нашей экономики — конкурентоспособность отечественных товаров. И чтобы выигрывать в жесткой конкурентной войне на мировом рынке, мы должны постоянно обновлять знания, технологии, оборудование, системы управления.</p><p><br />Поэтому сегодня главная, стержневая идея для Беларуси — идея обновления.</p><p><br />Обновление — это не отказ от нашей модели и прежнего пути.</p><p><br />Обновление — это новый этап нашего развития.</p><p><br />И, когда мы говорим об обновлении, о модернизации в конечном счете, это не значит, что это некая выдумка Президента вчерашнего дня. Мы давно к этому подошли. И не просто подошли, мы по некоторым основным направлениям значительно продвинулись в модернизации.</p><p><br />Модернизация — имеется в виду обновление того, что нам осталось от прежних поколений. От технологичной страны, которая была лидером в своем развитии. И мы это не загубили. Но пришло время обновлять. Кроме этого, мы не только обновляем старое, мы строим новые предприятия. И об этом ниже.</p><p><br />Мы при этом должны опереться на три мощных национальных проекта, которые позволят обновить государство.</p><p><br />Первый проект — это модернизация нашей экономики.</p><p><br />Второй — информатизация общества.</p><p><br />Третий — поддержка молодежи и ее масштабное привлечение в широком смысле к государственному строительству.</p><p><br />Мы не должны упустить момент обновления по всем сегментам поколений.</p><p><br />И более конкретно.</p><p><br /><b>О модернизации</b></p><p><br />Нынешний этап социально–экономического развития особый. Он требует ускоренных темпов этого процесса, процесса модернизации. Дело в том, что происходящая в настоящее время смена доминирующих технологических укладов открывает «окно возможностей» для успешного выхода на новую волну экономического роста.</p><p><br />Именно в подобные периоды крупномасштабных глобальных технологических сдвигов «окно возможностей» позволяет отдельным странам вырваться вперед и совершить экономический рывок. И мы должны таким опытом воспользоваться.</p><p><br />Эти вопросы мы обсудили в марте на заседании Совета Министров. Пусть даже в жесткой, как Премьер говорит, суровой форме, но мы обсудили эти вопросы и, по–моему, поняв друг друга, договорились. Установили критерий эффективности модернизации — достижение годовой выручки на одного занятого не менее 60 тысяч долларов. Борис Васильевич (Б.В.Батура — председатель Минского облисполкома. — Прим. ред.), выручки, а не производства! Я очень внимательно слушал твое очень хорошее заявление по открытию предприятия, и там ты сказал, что мы должны производить не менее 60 тысяч. Мы должны реализовать! И тут уже не придумаешь: деньги поступили — поделили на количество работающих — вот результат. Я так понял, что ты просто оговорился. Главный, фундаментальный критерий для каждого: 60 тысяч долларов на брата — спасибо, ордена и медали. Но вырученных от проданной продукции.</p><p><br />Мы определили необходимые условия, которые Правительству, Национальному банку и губернаторам следует создать для успешной модернизации.</p><p><br />Убеждать кого–либо в важности модернизации не нужно.</p><p><br />Ее необходимость абсолютно очевидна. Почему очевидна? Потому что мир развивается, и, вообще, мир никогда не стоял на месте. Были какие–то регрессы в развитии общества. В случае войны, например. Но даже война толкала общество в своем развитии вперед. Поэтому надо просто совершенствовать все процессы, не говоря уже о базе, о фундаменте любого государства и общества — экономике.</p><p><br />Поэтому что тут оспаривать: «нужна модернизация или не нужна»?! Это естественный, можно сказать, объективный процесс развития общества и государства.</p><p><br />И еще... Сегодня один наш партнер, главный, по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству — Россия — уже вступил во Всемирную торговую организацию, а второй — Казахстан — на пороге вступления. То есть мы уже фактически работаем в жестких условиях глобальной конкуренции. Поэтому иного выбора, чем ускоренно обновлять экономику, у нас просто нет.</p><p><br />По вопросу модернизации сегодня в прессе много ненужного ерничанья.</p><p><br />Наши оппоненты заявляют, что власти прибегли к новому предвыборному лозунгу. И, мол, все ограничится пустыми разговорами. Они приходят к странному выводу: якобы потенциал роста конкурентоспособности белорусской продукции исчерпан и в абсолютном выражении идет деградация нашей экономики. Поэтому, мол, нужно не модернизировать ее, а просто выбросить и принять кардинально иную модель. Ну это мы уже с вами проходили. Даже с вами. Я не говорю о себе. Я уже за эти годы несколько раз проходил такие уроки. Мне предлагали: «не надо новый комбайн, не надо новая сельхозтехника, мы купим всe за рубежом», «эти предприятия надо ликвидировать, за копейки продать, они нам просто не нужны». Прошло время. Мы пошли иным путем. И что сегодня получается? Получается, что те, кто от нас это требовал, кто нам это предлагал, уже говорят: «Какие белорусы молодцы». Кто–то шепотом говорит где–то в дипломатических кулуарах. А мы–то с вами видим, что мы оказались правы, идя этим путем.</p><p><br />Поэтому опять новых идей у наших оппонентов, открытых или закрытых врагов, у «пятой колонны» нет. Вот опять достали это «оружие старое»: давайте всe закроем и ликвидируем...</p><p><br />Хорошо, представьте себе: сегодня закрыли. А завтра что? Завтра что будут делать люди? Где они будут получать заработную плату, даже пусть среднюю в 500 долларов?</p><p><br />Словом, старые песни на тему «до основанья, а затем», которые в истории уже не раз опрокидывали страны в хаос социальных потрясений и экономического упадка.</p><p><br />Как говорится, ломать не строить — ума не надо.</p><p><br />Наш путь — не разрушение, а созидание. Не маниловские мечтания, а реальные проекты системного развития экономики, совершенствования и неуклонного наращивания нашего производственного потенциала. Первостепенное внимание уделяется модернизации тех отраслей, которые используют местные сырьевые ресурсы.</p><p><br />Полагаю, что лучше всего ответить нашим оппонентам на конкретных примерах того, что сделано и что предстоит сделать.</p><p><br />Еще раз хочу подчеркнуть: модернизация в стране началась давно. Я бы даже сказал, что мы вступаем в последнюю стадию модернизации. Поэтому и начинаем так остро ставить о ней вопрос. Можно было так же идти спокойно, как шли. Но нас жизнь подтолкнула. Вступление России в ВТО, наши старые рынки — эта ситуация нас просто толкает идти вперед быстрее. И нам эту модернизацию надо быстрее завершить.</p><p><br />Если говорить о том, что эта модернизация началась давно, так давайте вспомним сельское хозяйство. Уже две пятилетки она здесь идет. И в ходе этой модернизации мы инвестировали только в Программу возрождения села 40 миллиардов долларов.</p><p><br />Деревообработка. Я специально известные привожу примеры. Программа модернизации деревообработки, когда она начнет работать с хорошей прибылью, закончится к 7 ноября этого года. Это тот рубеж, когда мы народу должны явить примеры достойной работы.</p><p><br />Возьмите даже энергетику, о которой мы говорили недавно, и очень много видели там недостатков. В энергетику за последние 5 — 6 лет вложено 7 миллиардов долларов. Да, о недостатках мы говорили, и министр на этом потерял голову, но у нас действительно появилась новая энергетика.</p><p><br />Далее, нефтепереработка. Вспомните, когда с участием Президента вместе с добросовестными российскими партнерами мы открывали новые производства на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе. Вспомните, сколько раз мне пришлось приезжать и в том числе открывать новые производства. Мы создавали новые предприятия на Новополоцком нефтеперерабатывающем заводе. И сегодня наши партнеры, которые добывают нефть, стоят в очереди, чтобы попасть на наши НПЗ со своим сырьем. Я у них спрашиваю: «Зачем? В России или где–то не хватает?» — «Нет. Вы в два раза обогнали нас по нефтепереработке». Недавно из Мозыря вы слышали репортаж о совершенно новом уникальном производстве. Они делают самое современное топливо.</p><p><br />Вот даже я смотрю, Александр Александрович (А.А.Суриков — посол России в Беларуси. — Прим. ред.), улыбаясь, говорит: «Да, действительно, это так». Поддерживает меня. Так это же началось еще, наверное, лет 15 тому назад.</p><p><br />Вот это всe модернизация. Но тогда мы не могли идти общим «фронтом». Потому что у нас не было ни ресурсов, ни денег на то, чтобы эту модернизацию ввести «фронтом». Тогда мы точечно модернизировали то, от чего зависит наша жизнь. У нас экономика имела перекос, пока имеет и сейчас: мы производили 70 — 80 процентов того, чего сами никогда не потребляли. И мы не задействовали сырьевые ресурсы. Потому что главное направление в мире — это борьба за сырьевые ресурсы. И у нас ресурсы были под ногами, а мы их не задействовали в полном объеме.</p><p><br />И вот мы начали выправлять свою экономику, поворачивая к нашим, пусть даже скудным, сырьевым ресурсам. Но много ли нам надо для 10–миллионного населения и 2 миллионов гостей, которые сегодня приезжают к нам?! Совсем немного. Поэтому надо было повернуть к сырьевым ресурсам. В том числе и энергетику. 30 процентов электроэнергии и тепловой энергии мы получим от собственных источников, чего вообще не было. Мы эти планы выполняем, мы эти планы реализовываем. И к концу пятилетки 30 процентов будет.</p><p><br />Вот что такое модернизация и когда она началась.</p><p><br />Поэтому, если кто–то считает, что это новый президентский проект, ну спасибо, что вы его мне приписали. Хотя не один я тут герой, все мы работали и работаем на модернизацию.</p><p><br />Если кто–то там, опять скажу, в дипломатических кулуарах и где–то пописывает себе на родину о том, что Президент занимается чуть ли не маниловщиной, так я тоже на это ответил: модернизация — это задача любого общества, даже самого передового. Россия тоже перед собой поставила главной задачей, еще во времена первых лет президентства Медведева, мы с ним долго говорили на эту тему в свое время, поставила задачу модернизации. И не только экономики, а всей страны. Читай: за счет модернизации становится первой империей в мире, первой державой.</p><p><br />Поэтому никакая это не маниловщина и не выдумка Лукашенко. Это объективные требования нашей жизни!</p><p><br />Я сказал об ответе нашим оппонентам на конкретных примерах.</p><p><br />Первый — целлюлозно–бумажная промышленность и деревообработка.</p><p><br />Страна располагает богатым потенциалом национальных лесосырьевых ресурсов. На душу населения в Беларуси приходится 173 кубических метра запасов леса на корню, что в 2,5 раза выше среднемирового уровня.</p><p><br />Чтобы оценить порядок цифр, скажу, что по заготовке деловой древесины мы занимаем 9–е место среди почти трех десятков европейских стран.</p><p><br />Однако подавляющую часть продукции экспортируем с низкой степенью переработки и невысокой добавленной стоимостью. Импортируем же готовую продукцию! То есть вывозим свой лес за пределы страны, допустим, в Германию, Италию. Там из нашего леса делают мебель и продают нам как самую качественную и самую хорошую. Почему мы сами этого не делаем? Вот так стал вопрос.</p><p><br />Сегодня такая ситуация недопустима.</p><p><br />Поэтому в лесной отрасли была объявлена всеобщая модернизация по всем технологическим переделам. С тем чтобы в ближайшие три года совершить настоящий качественный прорыв.</p><p><br />Вы все знаете о моих решениях, порой непопулярных, принятых по результатам посещения основных деревообрабатывающих предприятий. Это вызвано необходимостью успешно завершить начатую там модернизацию.</p><p><br />Кстати, то, что нам оракулы от «пятой колонны» из–за рубежа предвещали, что на этих предприятиях после моего решения, в том числе и по кадровым вопросам, вспыхнут массовые беспорядки, терроризм, должен прямо сказать — этого не произошло. И если бы не они, то ни вы и никто другой бы и не увидел даже этих процессов и не слышал бы о них. Люди сегодня получают более достойную зарплату, чем раньше. По крайней мере, больше чем в 2 раза. И там была проведена «военная», скажем откровенно (в кавычках беру это слово), мобилизация людей на выполнение тех задач, которые мы должны решить.</p><p><br />Это относится к тому, первому критерию, о котором я говорил, — скорость.</p><p><br />При этом экспорт круглого леса впервые в истории современной Беларуси если не полностью прекращен, то днями будет прекращeн полностью.</p><p><br />На новых производствах будет выпускаться продукция глубокой переработки — причем не только древесные плиты и фанера, деревянные домики, газетная и обойная бумага, но и беленая целлюлоза, технология производства которой является серьезным инновационным продуктом для нашей страны.</p><p><br />Вместо импорта мы начнем экспорт данных товаров.</p><p><br />Второй пример. Лeгкая промышленность. Возьмeм кожевенную отрасль. К сожалению, более половины обуви, которая лежит сегодня на наших прилавках, импортная.</p><p><br />Ежегодно ее завозится на 200 миллионов долларов. Главными причинами такой ситуации являются: техническая и технологическая отсталость отрасли, отсутствие достаточного количества качественного отечественного сырья.</p><p><br />Ну как тут не модернизироваться?! Как не совершенствовать это производство, если оно отстало, но оно так необходимо людям?!</p><p><br />Нужно ориентировать обувные производства, которых у нас в республике полтора десятка, именно на использование качественного отечественного кожевенного сырья.</p><p><br />Для этого надо радикально совершенствовать кожевенные заводы, поскольку они задают качество продукции по всей производственной цепочке. Или создать новые, с использованием современного оборудования. Как это предлагается для нужд крупных обувных холдингов в Витебской области.</p><p><br />Аналогичную работу мы проводим в текстильной отрасли...</p><p><br />Недавно я прочитал очередной доклад Косинца Александра Николаевича (председатель Витебского облисполкома. — Прим. ред.) о том, что аж три месяца в Министерстве легкой промышленности согласовывается некий указ Президента, чтобы дать толчок этому развитию. Я поручил Премьер–министру и Главе Администрации расследовать этот вопрос. Сразу собирайте портфели и сваливайте из этого министерства, если это действительно так. Решенный вопрос, а они три месяца мусолят документ!..</p><p><br />Модернизируем мы и Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение. Вы помните, что это поручение было дано Премьер–министру, и в этом году мы проверим, как оно выполнено. Оршанский льнокомбинат, за который отвечает один из вице–премьеров, минские камвольный комбинат и «Сукно».</p><p><br />В конечном итоге задача заключается не только в замещении на внутреннем рынке основного объема импортируемых к нам обуви, тканей, но и в увеличении экспорта таких же белорусских товаров. Необходимо также обеспечить работникам этих предприятий достойную заработную плату.</p><p><br />И третий пример. Сегодня наша страна — это одна большая стройка. И для этого есть все необходимые ресурсы.</p><p><br />Сырьевой базой производства стройматериалов являются более 140 месторождений строительных песков, около двухсот месторождений песчано–гравийного материала, три месторождения строительного камня, а также крупные месторождения карбонатных пород.</p><p><br />На базе разрабатываемых месторождений мы в первую очередь модернизировали ОАО «Красносельскстройматериалы», «Кричевцементношифер» и «Белорусский цементный завод». Три гигантских предприятия.</p><p><br />Благодаря этому объем производства цемента увеличили с 3,5 до 10 миллионов тонн, то есть производим по одной тонне цемента на каждого жителя Беларуси.</p><p><br />Кто столько производит? И мы всегда «плакали»: как весна — не хватает мешка цемента. Сегодня мы не только покрываем свои потребности, но и значительную долю, как и планировали, вывозим за пределы страны и продаем. Но, посещая эти заводы, мы со специалистами пришли к выводу, что и этого делать нельзя. Это равно как кругляк леса вывозили. Почему не продавать готовое изделие? И мы тоже по этим вопросам договорились. И я бы очень хотел, чтобы соответствующие министры, вице–премьеры и Премьер потом не говорили, что я сурово требую выполнения того, о чем мы договорились.</p><p><br />Я намекаю на то, что в последнее посещение завода в Костюковичах мы заметили за забором неработающее предприятие и договорились, что мы на этом предприятии будем делать очень нужные строительные конструкции для Российской Федерации. Вот мы и посмотрим, что сделано на этом предприятии.</p><p><br />При этом, говоря о цементной промышленности, надо сказать, что она обеспечена сырьем на длительную перспективу, что является гарантом устойчивой работы строительной отрасли на собственных стройматериалах.</p><p><br />Имеющиеся месторождения кварцевых песков, а это более 18 миллионов кубометров, являются залогом успешной модернизации стекольной промышленности, которая ориентирована в основном на экспорт. Вези. Продавай. Все покупают.</p><p><br />На успешно модернизированном «Гомельстекло» уже сегодня из отечественного сырья по самым высоким мировым стандартам производится высококачественное листовое полированное стекло.</p><p><br />Кроме того, сейчас в Беларуси, да и в приграничных регионах соседних стран востребовано строительное и автомобильное стекло. Причем оба сегмента этого рынка являются растущими и перспективными. Посмотрите даже на наши новые здания. Они все практически превращены в «стекляшки». То есть стекло требуется, требуется и требуется. Ну так давайте будем его производить. У нас для этого есть сырье. И будем продавать.</p><p><br />Если мы хотим воспользоваться раскрывающимися возможностями, то в ближайшие годы должны расширить ресурсную базу стекольного производства.</p><p><br />У нас есть резервы для увеличения выпуска всех видов стекла вдвое и наращивания в полтора раза экспорта этой продукции. Республика в среднесрочной перспективе реально может стать крупным европейским производителем стекла для всех сегментов стекольного рынка.</p><p><br />И сказанное выше — это не вымученные примеры. Фактически модернизация в нашей стране уже идет полным ходом.</p><p><br />Еще раз повторюсь: мы на завершающей стадии этой модернизации. И постановка жесткая этого вопроса обусловлена тем, что надо ускоряться.</p><p><br />Например, нефтехимическая промышленность. Техническое перевооружение легкового потока на «Белшине» позволило организовать выпуск шин нового поколения.</p><p><br />На светлогорском «Химволокне» создано современное производство полиэфирных текстильных нитей.</p><p><br />Разработан «супертяжелый» карьерный самосвал БелАЗ грузоподъемностью 450 тонн. Он «закроет» потребности большого сегмента рынка Казахстана, Сибири, Дальнего Востока, азиатских стран. Первые модели этой машины сойдут с конвейера уже летом этого года.</p><p><br />Ввод в эксплуатацию установки изомеризации на Мозырском НПЗ позволит получать автомобильное топливо, соответствующее современным экологическим нормам и требованиям европейских стандартов.</p><p><br />Вместе с тем мы не имеем права замыкаться на этих привычных для нас отраслях традиционной экономики.</p><p><br />Уже в этой пятилетке не менее 40 процентов прироста экспорта дадут наукоемкие производства с низкой импортоемкостью, био–, нанотехнологии, фармация, информационные и оптоэлектронные технологии.</p><p><br />За два последних года на основе отечественных разработок мы создали и развиваем три десятка новых биотехнологических производств. Особенно важны для нас сельскохозяйственное и фармацевтическое направления, имеющие наибольший потенциал роста. К 2015 году выходим на объемы в сотни миллионов долларов, за пятилетку ожидается более чем пятикратный прирост по производству — с 70 до 360 миллионов долларов — и выручке на одного занятого в этих сферах с 39 нынешних до 212 тысяч долларов. Не 60 тысяч, как планировали, а 212!</p><p><br />К 2015 году по белорусским технологиям буквально с нуля будет закрыта полная потребность внутреннего рынка в кормовых добавках, белках и консервантах кормов, в заменителях молока, в препаратах из плазмы крови, в медицинской диагностике и лечении на клеточном уровне. Это новая биопродукция с высокой добавленной стоимостью, которая обеспечит наши преимущества на рынке Единого экономического пространства.</p><p><br />И это лишь малая толика примеров, которые можно долго продолжать как по отраслям, так и по регионам.</p><p><br />К сожалению, приходится отмечать и примеры того, как нельзя проводить модернизацию.</p><p><br />Как меня проинформировал Комитет государственного контроля, в 2007 году в филиале Гомельского домостроительного комбината в Петрикове задумали реконструировать керамзитовый завод с солидным наращиванием мощностей.</p><p><br />Расписали инвестиционный проект аж до 2015 года.</p><p><br />За несколько лет только из инновационного фонда Минстройархитектуры вложили в реконструкцию 9 миллиардов рублей.</p><p><br />Но не учли того, что домостроительные комбинаты постепенно переходят на выпуск современных модернизированных панелей, в которых конструкционный керамзит не используется.</p><p><br />Иными словами — зная о сокращении потребности в керамзите, запланировали рост его выпуска. В итоге — деньги, по существу, могут быть выброшены на ветер. Мне предлагали сказать, что они выброшены на ветер. Нет, Михаил Владимирович (Мясникович — Премьер–министр. — Прим. ред.), они могут быть, но они не будут выброшены. Этот керамзит вы потребите.</p><p><br />Именно для того чтобы избежать таких ситуаций, каждое предприятие должно иметь план модернизации, подкрепленный глубоким изучением запросов рынка и перспектив развития.</p><p><br /><b>О сельском хозяйстве</b></p><p><br />Сразу хочу отметить, что стратегия развития этой важной отрасли у нас определена и отказываться от неe мы не намерены.</p><p><br />Намеченные на пятилетку высокие рубежи наращивания объeмов производства и экспорта продовольствия, а также эффективности хозяйствования и повышения доходов сельских тружеников должны быть выполнены.</p><p><br />Вопрос сейчас заключается в том, как это сделать лучше? Как добиться бoльшей отдачи от капвложений, от каждого гектара земли и каждой фермы?</p><p><br />Прямо скажу, меня волнуют не столько объeмные показатели, сколько качественные характеристики состояния дел в отрасли. Мы научились собирать неплохие урожаи. Стабильно увеличиваем производство валовой продукции. Темпы роста в 2012 году — 117,5 процента. Довели экспорт продовольствия почти до пяти миллиардов долларов. За прошлый год это 125 процентов роста.</p><p><br />Однако до сих пор не можем выйти на безубыточную работу всех хозяйств. Без учeта господдержки 500 организаций — примерно треть от общего количества — являются убыточными. Очень высока закредитованность аграрного сектора. Это серьeзные минусы в работе отрасли.</p><p><br />Поэтому важнейшая задача в 2013 году — обеспечить финансовую устойчивость хозяйств, ускорить их выход на самофинансирование. И в первую очередь сделать всe, чтобы не было убыточных организаций. Это существенно улучшит экономику всей аграрной отрасли, поможет поднять уровень доходов сельчан.</p><p><br />Динамичному развитию аграрного сектора должно послужить технологическое обновление производства, совершенствование методов хозяйствования и структурные изменения.</p><p><br />Минсельхозпроду, органам местной власти в ближайшие год–два следует, во–первых, создать в каждом районе крупный агрокомбинат. В нeм надо объединить ряд производящих продукцию сельскохозяйственных организаций и перерабатывающих предприятий, чтобы обеспечить завершeнный цикл производства и реализации продукции. Примеры эффективной деятельности у нас есть. Это агрокомбинаты «Снов», «Дзержинский», «Ждановичи» и ряд других.</p><p><br />Во–вторых, для наращивания экспорта отрасли необходимо в этом году завершить создание продуктовых компаний. При этом нацелить такие интегрированные структуры на расширение рынков сбыта продукции как в ближнем, так и в дальнем зарубежье.</p><p><br />Но без перегибов, как у нас началось: этот сырзавод объединяем с этим. И не знаем, зачем объединяем. Это якобы улучшит ситуацию. Да еще и людей начинают запугивать. Вот с этим я никогда не соглашусь! Нам волюнтаризма в сельском хозяйстве хватило. Поэтому никакого волюнтаризма. При объединении нищих плюса не получишь. Надо искать, за счет чего нищий завтра станет богатым. И только в этом направлении предпринимать какие–то действия.</p><p><br />В–третьих, с учeтом современных запросов продовольственного рынка и возможности получать бoльшую прибыль необходимо менять структуру нашего аграрного экспорта. Для этого не просто придать приоритет развитию животноводства, дающего 90 процентов экспорта продовольствия, но главное — увеличить глубину переработки сырья. Продавать продукцию с более высокой добавленной стоимостью. Хватит уже по туше и полутуше возить на рынки. Надо продавать конечную продукцию.</p><p><br />Еще раз хочу акцентировать внимание на наших принципиальных подходах к модернизации. Ее суть — не только обновление, а создание нового качества, достижение высших стандартов и конкурентоспособности.</p><p><br />Только тогда мы получим более эффективную структуру экономики. Не импортоемкую, а экспортно ориентированную.</p><p><br />В этом смысл наших структурных реформ. Не в раздаче государственных активов за бесценок, сплошной приватизации, как нам настойчиво советуют доморощенные и «импортные» эксперты, а в приобретении нового качества экономики.</p><p><br />Еще раз повторю вот эту ключевую вещь. Смысл наших структурных реформ заключается не в раздаче государственных активов, то есть заводов, фабрик, приватизации, продаже их за бесценок, сплошной приватизации, как нам настойчиво советуют и внутри, и из–за рубежа, а в приобретении нового качества экономики! В этом смысл нашей модернизации.</p><p><br />Речь не идет о радикальном изменении отношений собственности. Практика показывает: для средних и крупных предприятий, на которых трудятся сотни или тысячи человек, важна прежде всего система управления предприятием, а не то, кому оно принадлежит — государству или частнику.</p><p><br />К этому вопросу мы относимся спокойно, мы за многообразие форм собственности. А наши подходы к приватизации неизменны.</p><p><br />Мы можем продать любое предприятие, но никаких кулуарных, скрытых, коридорных сделок здесь никогда не будет. Принципы озвучены не один раз.</p><p><br />Хочешь купить — плати рыночную цену. Плюс возьми обязательства вложить деньги в производство, сохранить рабочие места, обеспечить людям достойную заработную плату.</p><p><br />Нам нужны такая приватизация и такие инвесторы, которые обеспечат расширение товарных рынков, создание новых производств и технологий, а главное — дадут хорошую зарплату работникам. А не те, при которых трудовой коллектив остается с мизерной зарплатой, а все деньги забирает кучка акционеров.</p><p><br />Равняться нужно на наш совместный проект со швейцарской компанией «Штадлер» — одним из ведущих европейских производителей железнодорожного подвижного состава.</p><p><br />Они совместно с «Белкоммунмашем» создали предприятие по производству в Минской области железнодорожного и городского пассажирского электрического транспорта.</p><p><br />Совсем скоро с этой площадки начнут выходить отличные современные электропоезда и городской электрический транспорт белорусского производства, по качеству не уступающие швейцарскому, — троллейбусы, трамваи и прочее.</p><p><br />И хотя завод еще только строится, уже имеется приличный зарубежный портфель заказов на его продукцию.</p><p><br />Более того, наше сотрудничество с владельцем этой компании Петером Шпулером на этом не останавливается. При его участии мы ведем переговоры о производстве спецтехники для коммунального хозяйства с еще одним швейцарским производителем.</p><p><br />Таких инвесторов мы приветствуем на нашей земле.</p><p><br />Я его недавно принимал и даже не заметил, как они уже инвестировали более 200 миллиардов в строительство завода. То есть они пришли к нам с деньгами, строят новые производства. К тому же они пришли с новыми рынками. Эти рынки уже есть, они торопят нас, наших людей, сами торопятся: надо быстрее, быстрее, завтра надо в Россию поставлять, выиграли тендер, и мы хотим здесь эту продукцию создать. И самое главное — они пришли с новыми технология
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Автор публикации: БЕЛТА

Дата публикации: 22:56:00 19.04.2013
E-mail*
Доп.информация
Что отправить? АнонсСтатью целиком
 
Установите новостной виджет «СБ» на главную страницу Яндекс прямо сейчас!
Читайте также
Популярное в разделе
Комментируемое в разделе

Комментарии


20.04.2013 09:35:07  Сафонов Анатолий
Президент прав. "Прилипал" в образовании столько, что сократи их на все 99% - образование будет работать даже еще лучше! Школы, при наличии бухгалтера-экономиста - вообще могут существовать ка самостоятельная единица, как существуют сейчас техникумы и училища. В наш информационный век документы по управлению образованием могут прямо ложиться на стол в Министерство образования и оттуда - прямо в школы, да и директора школ должны быть более самостоятельны в принятии финансовых решений.

О ставке 20 часов. Это неправильно. Со всеми затратами заработная плата учителя упадет сразу почти на 20%. 11% - видимые, а еще около 11% - невидимых. При данном раскладе экономической обстановки в мире учителям надо повышать не заработную плату, а количество часов, за которые государство готово платить. Пока их очень мало и не все часы оплачиваются. Востребованные учителя готовы работать больше но их востребованность ограничена "потолком" 36 часов в неделю?! Даже часы платных услуг ограничены - не более 9 часов?! Государство от этих часов еще до 40% процентов прибыли получает!!! Рубят сук на котором сидят?! Надо срочно увеличивать количество часов работы учителя с учениками в школе. И как сказал Президент - это часы по естественно-математическим дисциплинам, дополнительные и стимулирующие занятия с учащимися. Хочешь заработать - садись с учеником и работай, государство все оплатит, а если хочешь сидеть на ставке - сиди, но на зарплату не жалуйся. Деньги нужно зарабатывать, а не ждать, когда их дадут. Государство должно лиши дать возможность эти деньги заработать! Появятся деньги - и ставку можно будет поднять, а пока - всем трудно и это нужно сознавать. С уважением

ответить »


22.04.2013 12:25:47  Айван
Школа? Как самостоятельная единица? Да Вы что, Анатолий? Если порядок где и нужен (я не специалист, высказываю субъективное мнение), то в системе управления образованием.

Если пустить ещё и школы в свободное плавание, произойдёт ещё большее расслоение и поляризация по признаку "элитарная - не элитарная", "город - деревня", "Минск - не Минск". Любой держатель ларька на "Экспобеле" сможет тогда устроить своё чадо в школу, где условия "почище", в отличие от крестьянина, рабочего или интеллигента.

Вот и будут учиться - в хороших школах дети чиновников и торгашей, а в школах похуже все остальные.

Прям как перед 1917 годом.

ответить »


20.04.2013 17:49:07  Петр,пенсионер
Как бы там не было,но увеличение складских запасов почти в два раза по сравнению с 2012 годом это не просто так,это, на мой взгляд,как раз результат вступления России в ВТО и наши товары по конкурентоспособности стали уступать аналогичным товарам из Китая,Азии,Европы,Америки,да модернизация у нас идет и будет продолжаться,но инновационных технологий,которые определяют повышение качество товара,очень мало и сегодня формула "цена-качество" уже не срабатывает,причем на традиционную линейку товаров трактора,комбайны,грузовые автомобили,по такому показателю как "наработка на отказ" мы уступаем в разы по сравнению с аналогичными зарубежными образцами.Поэтому модернизация должна идти со знаком качества,в противном случае она превратится в модернизацию ради модернизации.

ответить »


21.04.2013 19:10:31  Сафонов Анатолий
Вы правы! "Модернизация" в деревообработке и энергетике показали, что модернизацию надо проводить не везде и сразу а по очереди и "под ключ", а то бросают миллионы налево и направо, а они у нас только в затратах и никакой прибыли?! Это же я писал и про реставрацию, где у нас готовы реставрировать все и везде, забывая, что реставрацию делают для того, чтобы на ней зарабатывать и за счет прибыли реставрировать новые объекты, не делать реставрации ради того, чтобы через пару лет опять туда "вбухать" деньги

ответить »


21.04.2013 22:33:30  Аноним
Верное замечание! К большому сожалению модернизация проводится по советским стандартам --по навязанным срокам и направлениям, на непонятных источниках финансирования и под руководством малограмотных начальников всех уровней... и технологии берутся вчерашнего дня, особенно по китайским связанным кредитам... повторить сталинский вариант --не получится из -за "социальной ориентации политики", привлечь стратегических инвесторов тоже, а без них( подконтрольных им рынков) модернизация наших предприятий не позволит выйти на рынки даже в России, несмотря на таможенный союз( у российского бизнеса свои планы модернизации и там точно нет беларусов...)Выход --создание новых производств как элемента транснациональных связей, где есть допустим немецкий инвестор, белорусский производственний соинвестор и российский соинвестор--владелец рынка сбыта. попытка чисто беларусскому производителю в стратегической перспективе закрепиться на российском рынке , да при правилах ВТО( даже при тамошнем беспределе и коррупции) гарантирует провал и невозврат кредитов...и не спасет демпинг за счет наших граждан( когда оптовые цены на беларусское продовольствие значительно ниже розничных дома), ибо не будет ВНУТРЕННЕГО СПРОСА-- основы модернизации и ее смысла ( если она для наших граждан...)Пока четкого плана нет, есть только банальные лозунги ... А ВРЕМЕНИ НЕТ на больтовню--мир перестраивается и меняется на глазах.

ответить »


22.04.2013 12:59:24  Петр,пенсионер
Формально и мы работаем уже по правилам ВТО,как сказал Президент,но юридически нет,а это очень даже плохо,потому что наша страна не может обратиться ни в одну структуру ВТО для отстаивания своих интересов,особенно при торговле с Западом это и вопросы квотирования,и вопросы ценовой политики,и демпинга,даже Россия может в некоторых вопросах торговли ссылаться,когда им выгодно,на правила ВТО и ничего не попишешь,дружба дружбой,а табачок врозь. Рынок это война и выигрывает тот,кто юридически лучше вооружен.

ответить »


21.04.2013 23:33:50  Мимо шёл
Анатолий,

не путайте бизнес с культурой.



Реставрация памятников культуры ради заработка - весьма сомнительный тезис

ответить »


22.04.2013 12:44:52  Айван
Есть у части наших граждан святая и слепая вера во всеобъемлющее меценатство.

ответить »


22.04.2013 14:19:18  Айван
Это потому что модернизация должна касаться не только и не столько "железа", хотя и это важно.

Модернизация - не разовое мероприятие и не штурмовщина к следующему Посланию.

Практически за каждым тезисом, озвученным Президентом, стоит целый пласт подзадач.

ответить »


20.04.2013 19:09:38  Мих.Ник.
Очень хочется, что бы подобное возвратилось в Россию. Детально и грамотно, с настоящей заботой о Народе и Державе. А пока - в России только, в общем, правильные речи и действия прямо противоположные правильным (достаточно общим) выступлениям.
Так что, я очень (по доброму) завидую Белорусам. Рад за то, что у вас НАСТОЯЩИЙ Президент. И немного тревожусь о том, что бы, когда придет время, Настоящего Президента сменил бы не менее НАСТОЯЩИЙ. Ранее тревожило, что, опасаясь за своих близких (за их будущее), глава государства может быть в той ли иной степени подвержен влиянию извне. Читаю - и опасения исчезают. Верится в лучшее. Уверен, что, и в плане подготовки себе смены, Президентом проработаны многовариантные схемы, и верное надежное будущее Беларуси гарантировано.
В общем, впечатлен. Хочется для Беларуси сделать что-нибудь доброе. Искренне.
Вот только думаю, что эффективные государственные предприятия нет смысла приватизировать ни при каких условиях.
С самыми лучшими пожеланиями...

ответить »


21.04.2013 16:32:42  Александр
Не понятно только- почему кризис в Европе, а в этой же самой Европе кризис не ощущается: льготный проезд на городском транспорте для пенсионеров, детей и молодёжи распространяется не только на своих граждан, а вообще на людей с разных стран, льготные билеты в музеи и другие подобные места также распространяются на эту категорию. Однако в Беларуси такие льготы сняты по причине кризиса в Европе.

ответить »


22.04.2013 06:32:05  Сафонов Анатолий
Да и с льготами для многодетных у нас вопросы. Малые дети - малые проблемы, большие дети - большие проблемы. Я еще понимаю, когда исполнилось 18 лет и твой ребенок пошел работать. Тогда льготы действительно не нужны, эти дети приносят прибыль государству. А если они продолжают учиться на стационаре?! Здесь я многодетным не позавидую!!! САм в такой шкуре кручусь. Хорошо, что еще БГУИР проявил инициативу лично и идет навстречу, а со стороны государства - ничего

ответить »

Новости онлайн
В Беларуси

Все статьи раздела

В мире

Все статьи раздела


Архив газеты

Июль 2016
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031