Спрос на арендное жилье продолжает расти

Студент ищет крышу

В Беларуси спрос на арендное жилье продолжает расти
Для минских студентов сезон «бума на аренду», когда цены на съемные квартиры взлетают до небес, открылся еще в августе, но продлится как минимум до ноября. Ажиотаж не так велик, как два последних года: к осени квартиры подорожали в среднем на 2 — 3%. Но проблема далека от решения. Ведь если, к примеру, студенты БГМУ обеспечены жильем на 94,5%, причем на весь период учебы, то БГПУ — на 82%, а из 11.200 претендентов на места в общежития БГУ более трети в поиске. Отсюда и спрос, и цены, и беспардонное отношение некоторых агентств и многих арендодателей к тем, у кого просто нет иного выхода, как искать съемное жилье.


Судите сами. Если в 2012 году однокомнатную квартиру можно было снять за 300 у.е., то сейчас придется выложить не менее 350 долларов. На двухкомнатные цены выросли еще больше. Вот и превращают студенты в мини–общежития не только однушки, но и двушки (450 — 500 у.е.) и трешки (от 600 у.е.), заселяясь вдвоем–вчетвером–вшестером... Причем, отслеживая каждое объявление со словами «сдается квартира», в конечном итоге можно так ничего и не найти. «Студентам не беспокоить», «только семейным парам» и кругленькая сумма — это сразу отсекает большинство нуждающихся. А как много объявлений, обещающих уютную квартиру недалеко от метро, а на поверку предлагающих в лучшем случае добитую хрущевку на окраине города! Увы, несмотря на то что еще год назад планировалось запретить агентствам работать по предоплате, есть такие, которые продолжают оказывать бессмысленные «информационные услуги». Но и это еще не все. «Счастливчики», все–таки обретшие крышу над головой, сталкиваются на месте с малоприятными казусами...


Скажем, студентка Института журналистики БГУ Диана Лавринович с подругой снимала малюсенькую комнатку у хозяев за 90 долларов. Вскоре выяснилось, почему так невелика цена. Хозяйка «употребляла» каждый день, а бутылки прятала в стиральной машине, чтобы ее сожитель ничего не заподозрил. Однажды студентки нашли даже в своей комнате под одеялом полупустую тару. Мало того, в подпитии хозяйка имела обыкновение заваливаться к девушкам в комнату, брала без спроса их вещи... Хозяин тоже попивал. Как–то студентки стали свидетельницами безобразной сцены: пьяный мужчина ползал в коридоре, что–то истерично крича. Пришлось даже вооружиться сапогом на случай, если вломится в комнату. В общем, через год девушки съехали. Теперь Диана снимает с тремя приятельницами двухкомнатную квартиру, платит за аренду 110 у.е. И заключила договор о найме квартиры с собственниками, чтобы жить спокойно.


Студентке лингвистического университета Татьяне Лосевой, снимавшей комнату за 130 у.е., тоже поладить с хозяйкой не удалось. Та в отсутствие девушки копалась в ее вещах, ругала за включенный свет, если Татьяна засиживалась допоздна за учебниками, однажды даже заставила мыть пол в полночь, мол, недостаточно чистый. Как страшный сон вспоминает свой опыт и Елена Латышенок, приехавшая в столицу из Витебска. Выложила объявление в социальных сетях «Ищу на подселение порядочных студентов без вредных привычек!» — и получила молодую пару в качестве соседей. Курящую, пьющую, с трудом оплачивающую аренду комнаты и вовсе не расплачивающуюся за коммунальные услуги и пользование интернетом. В квартире стоял неописуемый бардак. В какой–то момент Елена решила сама собрать их чемоданы — в квартире парочка не появлялась сутками. Провела дезинфекцию их комнаты. Приблизительно через неделю соседи молча забрали вещи и громко хлопнули дверью, так и не заплатив свою долю аренды.


А вот студентку экономического университета Ольгу Пастушкову и ее подруг выставил за дверь собственник двухкомнатной квартиры, которую девушки снимали за 500 у.е. В канун сессии, рождественских праздников... На все про все дал неделю. Свой стремительный переезд они запомнят надолго: «Пришлось перевозить четыре кровати, полки, стулья, стиральную машину, микроволновую печь, холодильник и множество сумок». Пенять оставалось, впрочем, лишь на себя — не заключили изначально официальный договор...


Зато Владиславу Буко, курсанту заочного отделения Академии МВД, повезло несказанно. Ему удалось через знакомых найти себе вообще бесплатный вариант. Бабушка выделила ему комнату в частном доме: он помогал ей по хозяйству, а она за это еще и вкусно кормила. Такое, конечно же, большая редкость. В основном студентам приходится руководствоваться негласной «техникой безопасности». Первый пункт гласит: требуйте заключения договора! Второй: не гонитесь за подозрительно дешевыми предложениями. И, наконец, третий: сотрудничайте с агентствами только по факту. Правила нехитрые, но придерживаться их многие начинают, уже раз сильно обжегшись...

Вузы предлагают 


Как правило, места в общежитии гарантированно получают только льготники (дети–сироты, инвалиды I и II группы, ребята, включенные в банк данных одаренной молодежи, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и др.). Анатолий Луцкий, начальник студенческого городка БГУИР, говорит, что абсолютно всем предоставить койку в общежитии вуз пока не может: «Конечно, много мест отдается иностранным студентам. Но ведь когда белорусские ребята уезжают учиться за границу, им также предоставляют общежитие. Отправляя ребенка из областных, районных центров учиться в Минск, родители должны быть готовы вложить в него определенный капитал, а студент, в свою очередь, — оправдать это вложение. В любом случае университет старается помочь каждому. Работает «горячая линия», куда можно обратиться в поиске съемной квартиры». Причем в этом году стало полегче: на днях после реконструкции открылось общежитие № 2 БГУИР на 1.255 мест с 245 капитально обновленными блоками. Платят за проживание ребята всего 120 тысяч рублей.


Михаил Черепенников, начальник студгородка БГУ, замечает: «Бывает, ребята вообще не пишут заявления, зато требуют деньги с родителей на съем жилплощади, мол, в общежитии места не дают. На самом деле их просто не привлекает «общажная» жизнь: возвращаться в 23.00, не шуметь и т.д. В принципе, шанс есть у каждого. Ежегодно БГУ дает возможность студентам, не имеющим льгот, «заработать место» — например, трудясь в стройотрядах. Ищут для учащихся квартиры и с помощью бесплатной базы данных объявлений об аренде жилья». Кроме того, студенты БГУ, как и БГУИР, имеют право на частичное возмещение расходов по найму жилой площади в размере 3 базовых величин. Но только если заключен договор о найме жилья и доход семьи студента на одного человека не превышает определенной суммы.


Комментарий


Председатель совета общественного объединения «Белорусская ассоциация «Недвижимость» Николай Простолупов:

— Да, год назад заговорили о возможном запрете агентам недвижимости брать предоплату за свои услуги. Однако законодательно это до сих пор не закреплено, поэтому принципиально ничего не изменилось: многие продолжают оказывать информационные услуги и брать за это деньги, хотя клиентам квартир так и не находят. Проблема в том, что услуги таких агентств дешевле, вот люди их и выбирают, несмотря на больший риск остаться обманутыми. Всегда говорю, особенно студентам, которые находятся здесь в зоне риска: работайте только с агентствами по факту! Хотя идеальное решение проблемы — конечно, строительство общежитий, которые бы в полной мере обеспечивали жильем всех иногородних.

КСТАТИ

Во многих странах студентам приходится сильно раскошеливаться на проживание. Так, аренда приличной двухкомнатной квартиры во Франции обходится им в 1.100 долларов в месяц. А вот в Варшаве цена ниже минской — 400 у.е.

Анастасия АРСОБА.


arsoba@sb.by


Советская Белоруссия №183 (24564). Четверг, 25 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter