Что изменилось в техосмотре и регистрации маломерных судов

Не полный назад

Весной «СБ» поднимала проблему, с которой столкнулись любители рыбалки: после трагедии на озере Белое, когда во время катания на моторке погибли 5 человек, владельцам яхт, лодок и прочих маломерных судов пришлось снова тащить свои плавсредства на техосмотр, отмененный было в 2010 году («Вспомним о маломерных судах», номер за 26 мая). Безопасность, бесспорно, — дело важное, но немало вопросов вызвала сама процедура осмотра. «Формальная, витиеватая!» — кипятились многие владельцы лодок, настаивая на ее отмене. По традиции ставку сделали на сбор подписей, в итоге под коллективным письмом свое несогласие с ТО уже выразили около 300 человек. Но что изменилось?

Фото  Юрия  МОЗОЛЕВСКОГО

Первая претензия, которую хозяева лодок выдвигали в адрес Государственной инспекции по маломерным судам, — обязательное техническое освидетельствование для всех. Владельцы судов не спорили: справедливо ежегодно проверять полную боевую готовность плавсредств, на которых катают людей. Но есть ли смысл таскать каждый год на осмотр резиновое или пластиковое суденышко, используемое исключительно для рыбалки? А перед рыболовным сезоном был еще и такой ажиотаж, что приходилось выстаивать многочасовые очереди. Это ведь и серьезно отвлекает от основной работы инспекторов, которые вместо прямых обязанностей вынуждены заниматься кабинетной работой. У МЧС по–прежнему свой взгляд на ситуацию: строгий контроль за маломерными судами полностью оправдан, так как растет число происшествий на водоемах! Заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Александр Гончаров приводит такую статистику: из–за использования дефектных судов сотрудникам МЧС приходится до 30 раз в год спасать тонущих рыбаков. К примеру, 5 сентября на брестском озере Зеркалка удалось вытащить из воды мужчину, который рыбачил на прохудившейся надувной лодке, а 9 ноября в Волковысском районе погиб человек, не установивший на своем судне блоки плавучести, что и привело к его опрокидыванию. Поэтому МЧС непреклонно: хозяин лодки, как и владелец автомобиля перед началом езды, обязан перед выходом на воду убедиться, что все исправно! Впрочем, в затянувшейся полемике рыбаки тоже приводят веский аргумент: причина трагедий чаще всего не в плавательных средствах, а в злоупотреблении спиртными напитками перед тем как спуститься на воду. Да и каждый здравомыслящий рыбак, прежде чем отчалить, всегда проверит свое суденышко... И все же к одной из просьб специалисты прислушались: судна решили классифицировать как моторные в момент регистрации, даже если этот самый мотор отсутствует, но возможность его установки указана в техпаспорте. Для этого владельцу достаточно предъявить соответствующие документы.

Претензия № 2 — нет соответствующей материально–технической базы, а сам техосмотр проводился во дворе многоэтажек. Нет и терминала, который бы позволил по карточке оплатить услугу. И вот здесь–то кардинальные изменения произошли. Сначала для техосмотра подыскали площадку за городом, а затем на законодательном уровне закрепили, что техническое освидетельствование маломерных судов может проводиться «как методом визуального осмотра, так и с использованием оборудования и средств измерения, что позволяет выявлять различного рода нарушения: отслоение элементов конструкции, коррозию, проколы и тому подобное». Ведь это позволяет в дальнейшем исключить трагические случаи на водоемах. По данным ГИМС, ежегодно даже такой осмотр отбраковывает примерно 200 гребных плавсредств. И если в 2014 году с маломерных судов утонули 35 человек, то в этом — 23. А вот c безналичным расчетом ситуация оказалась более чем любопытной: руководство ГИМС поддержало идею установить на минском участке для ТО по улице Семенова инфокиоск, но не нашла отклика ни у одного из банков. Ну невыгодно им! Поэтому альтернатива сейчас — разве что мобильный интернет–банкинг.

Претензия третья — препятствия для развития рыболовного туризма в границах Таможенного союза. Дело в том, что у нас права нужны, если плавсредство имеет более 5 лошадиных сил, а в России — если более 10. Кроме того, в соседнем государстве суда весом до 200 килограммов вообще не регистрируют, соответственно и техосмотр для них не предусмотрен. Вот и получаем странную ситуацию: российские рыбаки становятся в нашей стране «бесправниками». Так почему бы не привести требования к единому знаменателю по российским стандартам? Разницу в законодательствах в МЧС объясняют тем, что у нас в стране нет моря и другие параметры речных систем. Твердая позиция спасателей и относительно прав на управление лодками, мощность мотора которых превышает 5 лошадиных сил. А в качестве примера приводят маломерное надувное судно «Велес–300», развивающее скорость более 30 километров в час, что может быть опасно для других находящихся на воде.

Фото  Александра  РУЖЕЧКА

К слову, о законодательных противоречиях уже наслышаны и в Министерстве спорта и туризма. Хотя жалоб от рыбаков туда пока не поступало. Зато на специализированных интернет–форумах, помимо многочисленных вопросов вроде «как на Нарочи порыбачить и закон не нарушить?», то и дело рассказывают поучительные истории. Например, Владимир из Тверской области поведал о неприятной ситуации во время июньского джеркфеста на озере Струсто на Браславщине. Каждый третий участник–рыболов был гражданином России, естественно, со своей лодкой. Тут–то и возникли сложности, когда сотрудники ГИМС стали требовать у владельцев документы на лодку и мотор, а также удостоверение на право управлять маломерным судном. Времени и нервов на объяснение различий в законодательствах ушло немало, что немного омрачило мероприятие. Правда, россияне не преминули отметить: мол, все же было приятно видеть работу таких служб не только на словах. Хотя люди на форумах вспоминают и другое: в 2010 году тысячи собранных подписей оказалось достаточно, чтобы требования к владельцам лодок стали более лояльными...

Кстати

В стране около 300 тысяч маломерных судов. За прошлый год регистрацию прошли 12.509 лодок, яхт и катеров, а техническое освидетельствование — 28.431. Михаил Чешун, начальник Государственной инспекции по маломерным судам, не раз отмечал, что хотя процентов 80 людей не первый год имеют маломерное судно, все равно ажиотаж случается именно перед навигационным периодом. В то время как с ноября по февраль на регистрацию и ТО приходит максимум один человек в час.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 228 (24858). Среда, 25 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter