В НАН создано 43 новых центра — кластера по приоритетным направлениям науки

Кластеры ведут за собой

В Национальной академии наук создано 43 новых центра — кластера по приоритетным направлениям науки. Организованы они на базе академических институтов и станут своеобразными точками кристаллизации усилий в различных научных областях. Решение об их создании было принято в прошлом году по результатам совещания Президента с ведущими учеными о перспективах развития науки в стране. Новые структуры свяжут фундаментальную науку с инновационной деятельностью. Во главе угла — практическая реализация результатов.


Фото: Сергей ЛОЗЮК

За год все отделения НАН — медицинских наук, биологических, физико–технических и другие — определились с магистральными направлениями и вынесли свои предложения по тематике центров на рассмотрение руководства академии, обосновав цели, задачи, перечислив конкретные крупные проекты, к которым планируется приступить в ближайшее время. Лучшим было дано добро. Так у нас появились центры искусственного интеллекта, электронной идентификации, минимизации радиационных рисков, технологий здорового питания, моделирования биологических систем организма, геоэкологических исследований, физики плазмы и плазменных технологий, ядерных исследований и многие другие. В названиях фигурируют определения «международный», «республиканский», «межведомственный», «головной», «ведущий»...

— Их создание не потребует дополнительных средств, работа будет идти в пределах уже существующих программ. В одних случаях это будут центры внутри институтов, в других — кластеры из нескольких организаций. Подходы разные. Принципиально то, что это лидеры. Они сделают акцент на самое важное, что должна делать наука сегодня в конкретном направлении — в области физики, химии, биологии и так далее. Беларусь не слишком большая страна, чтобы заниматься всем. Нам надо определить, где мы наиболее конкурентоспособны, и работать над наиболее актуальным, — поясняет смысл создания центров главный ученый секретарь НАН Александр Кильчевский.

Новые структуры не будут являться юридическими лицами. Но это не значит, что у них не будет новых возможностей. В качестве примера Александр Кильчевский приводит успешно функционирующий Республиканский центр геномных биотехнологий, созданием которого он занимался сам, еще будучи директором Института генетики и цитологии:

— Создать научный продукт — это одна задача. Заниматься инновационной деятельностью — несколько иная. Для этого нужна сертификация, подтверждающие документы, что мы действительно обеспечиваем высокое качество научной продукции. Надо привести в порядок помещения, чтобы они соответствовали всем требованиям Госстандарта, обеспечить оборудованием, подготовить специалистов. А это очень большая работа. По моему опыту, одновременно сделать ее для всего института невозможно. Наш центр был аккредитован — без этого его деятельность была бы вне правового поля — и сегодня занимается генетической паспортизацией.

Кстати, именно благодаря Республиканскому центру геномных биотехнологий были расставлены точки над «i» в скандальной ситуации, когда российская сторона обвинила белорусское предприятие в поставках фальсифицированной красной икры. Анализ ДНК показал, что на экспорт шла настоящая икра лососевых видов рыб. И это как раз тот случай, когда практика ставит науке новые задачи. Сейчас в центре собираются поставить на поток технологию определения фальсификата среди рыбопродуктов, которые попадают на наш рынок.
 
Валерий Мартинович.

А вот новому научному центру «Чистая вода», созданному совместно институтами физико–органической химии и общей и неорганической химии НАН, еще предстоит заявить о себе. И, судя по уже имеющемуся багажу, за этим дело не станет. Проточный фильтр для бытовой очистки воды «Мифил», созданный в ИФОХ, интересен не только тем, что это единственный такого рода отечественный импортозамещающий продукт, но и «начинкой», содержащей уникальный сорбент — ионообменное волокно ФИБАН, — разработанный в институте. «Фильтр сделан специально под нашу воду, с ее составом. Комбинация сорбентов позволяет убрать неприятный привкус и запах, ионы тяжелых металлов, бактерии, пестициды. При этом сохраняется необходимый минеральный состав воды, нужные организму кальций, магний, натрий», — ученый секретарь ИФОХ Светлана Праценко надеется, что в следующем году фильтр появится в розничной продаже. Заместитель директора института Валерий Мартинович обращает внимание на другое серьезное направление — создание установок очистки воды для крупных энергетических объектов. Они уже работают на Витебской ТЭЦ, испытываются на Брестской и Полоцкой ТЭЦ. Используются современные мембранные технологии. Причем фильтрация идет не с помощью плоских мембран — это уже вчерашний день, а трубчатых, значительно более прочных и эффективных.

Деятельность новых центров наглядно покажет, чем именно занимается белорусская наука. Конечным продуктом их работы станут так называемые брендовые направления инновационной деятельности, разработки высочайшего уровня. Сейчас таких брендов уже 77, и в ближайшие годы этот список явно будет пополнен.

vasilishina@sb.by

Советская Белоруссия № 216 (24846). Суббота, 7 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter