Что же значит 7 ноября для мировой истории?

История у нас одна

Годы отделяют нас от незабываемых дней Октября 1917 года, героизм и драматизм которых не может не волновать умы современников. История у нас одна, она необратима. «Даже боги не могут сделать бывшее не бывшим», — гласит народная мудрость. И все же с памятных октябрьских дней 17–го года и до сих пор не прекращаются попытки делом или словом «отменить» Октябрь, объявить его уродливым отклонением от естественного хода истории.

a8a6bfa04480cbc347c3ba75e73 500.jpg

Когда мы говорим о событиях Октября, в уме многих из нас не столько прошлое, сколько настоящее и будущее. И это очень трудный вопрос. Надо постичь явление во всей его совокупности, противоречивости, извлечь уроки послеоктябрьского развития. Но и это, пожалуй, не все. Надо сохранить взгляд на историю как на непрерывный процесс.

Революция в России стала как бы вершиной освободительных устремлений, живым воплощением мечтаний лучших умов человечества — от великих гуманистов прошлого до пролетарских революционеров XIX и XX веков. Год 1917–й впитал в себя энергию народной борьбы за самостоятельное развитие и независимость прогрессивных национальных движений, антикрепостнических крестьянских восстаний и войн, характерных для нашей истории. Он воплотил в себе духовные искания просветителей XVIII столетия, героев и мучеников декабристского движения, пламенных трибунов революционной демократии, нравственное подвижничество великих деятелей нашей культуры.

Октябрьская революция явилась могучим порывом миллионов людей, в котором соединились коренные интересы рабочего класса, вековые чаяния крестьянства, жажда мира солдат и матросов, неистребимая тяга народов многонациональной России к свободе и свету. В сложном переплетении различных интересов партии большевиков удалось найти главное, объединить разноречивые тенденции и устремления, направить их на решение основного вопроса революции — вопроса о власти. И в первых же своих декретах — о мире и земле — государство диктатуры пролетариата делом ответило на требования времени, выразило глубинные интересы не только рабочего класса, но и абсолютного большинства народа.

Объективности ради следует сказать, что с Октябрем, как и с личностью Ленина, связано многое и разное. Это и кровопролитная гражданская война, «военный коммунизм», попытки осуществления мировой социалистической революции, создания мировой советской республики.

Но с Октябрем связано и многое другое, куда более светлое и позитивное. Это и зарождение в широчайших массах великой надежды на скорый конец всякому гнету, унижению и прозябанию, на победу правды и справедливости, торжество разума, идеи добра, всемирного братства людей. Это и появление конструктивных идей, в частности, идей многоукладной экономики, гражданского мира, мирного сосуществования советского государства со странами противоположной системы...

Впервые в мировой истории были разработаны и применены методы планового хозяйствования (план ГОЭЛРО) — вторая программа партии по Ленину. Формировалась новая культура, вбиравшая и опыт прошлого, и рождавшееся многоцветие новых смелых, оригинальных талантов ярких индивидуальностей, которые революция всколыхнула и вдохновила на служение народу. Непреходящее значение не только по своим результатам, но и по опыту, по методологии имеет начальный, ленинский этап формирования многонационального государства Советов.

Октябрьская революция — событие мирового значения. В этом сходятся все — и ее друзья, и индифферентные наблюдатели, и недруги. Современная оценка тех событий требует взвешенного, научного анализа, свободного от преходящих настроений и эмоций момента, от извращений и новоявленных, вполне сознательных попыток поставить критику Октября на политическую службу.

Нынешние критики Октября, как справедливо заметил академик П.Волобуев, в большинстве своем бывшие марксисты и коммунисты, говорят об утопичности самой социалистической идеи. Но кто доказал, что капитализм, даже самый передовой, цивилизованный — это последняя и желанная станция в развитии человечества? Не выступаем ли мы опять с мессианских позиций, решив, что если у нас не получился социалистический эксперимент, то его заведомо не могут осуществить другие народы? Идея социальной справедливости, равенства людей труда стара как мир, и она никогда не утратит своей притягательности. Это подтверждает и наша сегодняшняя действительность.

Владимир ЕГОРЫЧЕВ, кандидат исторических наук, член Союза писателей Беларуси.

pisma@sb.by

Советская Белоруссия № 216 (24846). Суббота, 7 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter