Календарь и традиции

Зима с летом встречается

15 февраля — Сретение Господне. Еще этот праздник в народе называют Громницы–«Грамнiцы». Отмечается Сретение в честь встречи в Иерусалимском храме праведного старца Симеона с Младенцем Иисусом Христом. Сретение также трактуется как своего рода встреча Старого и Нового Заветов, а, кроме того, в народной традиции обозначает встречу двух основных сезонов — зимы и лета (весна и осень — только межсезонье). Поэтому день воспринимался как переломный момент, пограничье, порог, по одну сторону которого стоит зима, а по другую — лето. И между ними происходит борьба. Именно от Громниц начинают терять свои силы мрачные божества зимы: «Як прыйдуць Грамнiцы — скiдай рукавiцы».


В прежние времена для крестьянской детворы Сретение означало избавление не только от зимних холодов, но и от настоящего домашнего плена: многим ребятишкам приходилось почти всю зиму сидеть в хате, на печке, вместе со стариками, поскольку не было во что одеться–обуться в холода. Существовал обычай, когда маленьких деток, которым не терпелось увидеть сражение зимы с летом, посылали легко одетыми, а то и вовсе босыми и почти голенькими пробежаться за гумно — посмотреть на него, обещая, что, уходя, зима обязательно подарит им «чырвоныя боцiкi». На Сретение хозяйки выпекали небольшие пирожки в виде различных хозяйственных приспособлений и орудий труда, тем самым напоминая про скорые полевые работы. Любопытно, что угощали выпечкой, придерживаясь, как сейчас говорят, гендерного принципа: дочкам — серпы, сыновьям — косы. Со второй половины февраля крестьяне начинали беспокоиться обо всех организационных моментах предстоящего хозяйственного сезона, занимались ремонтом орудий труда, о чем так и говорили — «расчынай пачынкi».

И, конечно, важным атрибутом праздника становились свечи. У нас их иногда называли так же, как и сам праздник, — «грамнiцы». Когда такие свечи несли в церковь, то старались спрятать от посторонних глаз. После освящения громничные свечи приобретали такое же сакральное значение, как крещенская вода, и использовались в наиболее важных жизненных ситуациях.

Если на Сретение в церкви зажженные свечи очень громко трещат, значит, весной и летом нужно ожидать сильные грозы. Даже легкая метель в этот день тоже не обещала ничего хорошего: «Калi на Грамнiцы дарогу перамятае, дабра не будзе як на небе, так i на полi». Но чаще на Сретение наблюдается оттепель, и, если в этот день петух напьется с капели водицы, то весной «на Юр’я» уже появится зеленая травка, которой досыта наедятся домашние животные.

18 февраля в народном календаре — «Агафья (Агата)–коровнiца». В церкви освящали хлеб и соль, а затем «кавалачкi з драбочкамi солi» прикрепляли коровам к рогам — в благодарность за принесенного теленочка, а значит, укрепление семейного благосостояния. Считалось, обрядовая соль убережет корову от сглаза, а дом — от пожара: «Соль святой Агаты баронiць ад агню хаты». Такую соль бросали в огонь или в чистое поле, с тем чтобы огонь направился туда, а не на жилые постройки.

19 февраля — «Вукол–телятник». Люди верили, что он помогает благополучному отелу коров и дает здоровье телятам. Вукол как бы продолжал ту заботу о коровах, овечках и телочках, которую начинала Агата, и затем передавал дальше — святому Власию.

Советская Белоруссия № 27 (24909). Пятница, 12 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter