В Год культуры сельские клубы, библиотеки и музеи уходят с молотка

Жить надо веселее

В Единой информационной базе неиспользуемого государственного имущества значительную часть составляют учреждения культуры. Причем в списке есть как старенькие деревенские клубы, которые вряд ли кому нужны, так и хорошо сохранившиеся. Не могут найти применения таким объектам не только в глухих деревнях, но даже в некоторых агрогородках. На Брестчине в августе — пять аукционов, в сентябре — еще пять. За эти два месяца могут быть проданы 15 сельских клубов, 3 библиотеки, 2 клуба–библиотеки, клуб–столовая, два музея. Почему госсобственники так спешат избавиться от затухших культурных очагов, поддерживавших сельскую жизнь десятилетиями? В этом разбирался наш корреспондент.


Один из объектов, выставленных на продажу, — клуб в деревне Горск Березовского района
Фото Павла ЧУЙКО

На торги 9 августа фонд «Брестоблимущество» выставил библиотеку и музей. Аукцион не состоялся. Но музейный домик в деревне Высокое Березовского района все же ушел участнику под номером 45. С повышением цены на 5 процентов, так как он был единственным покупателем. Старенькое деревянное строение, обложенное кирпичом, почти за 1,7 тысячи рублей купил предприниматель из Белоозерска Виктор Решетников. Его не смутило ни то, что срок аренды — всего 20 лет, ни то, что деревня далеко от райцентра.

Виктор так объяснил свой выбор:

— Раньше мы выкупили школу в Высоком, там вместе с церковью реализуем социальные программы. Здание музея — на школьном дворе. Будем использовать его под жилье.

Предприниматель считает, что у деревни есть будущее:

— Река Ясельда, низинное болото — красивые места. Я даже дом здесь себе купил. Высокое — административный центр республиканского заказника «Споровский». Сюда едут туристы, здесь проводится экологический фестиваль.

А вот библиотека в деревне Ялочь Дрогичинского района никого не заинтересовала. Будет ветшать, пока не решат сбросить цену до одной базовой? Кстати, в некоторых районах продешевить не боятся. Предлагают бывшие культурные объекты всего за 21 рубль. Другие оценивают пустующее имущество в тысячи. Полагая, что найдутся желающие.


Здание бывшей библиотеки, теперь это база фермерского хозяйства

Бывает и такое, правда.

Клуб в деревне Горск Березовского района продан несколько лет назад. Но вскоре объявление о его продаже опять замелькало на специализированных сайтах. Новый владелец пытается избавиться от имущества, которому не нашел применения, снижает стоимость. Пока результат — нулевой. А ему от такого сомнительного актива одни убытки.

Дом культуры в деревне Камень Кобринского района расположен на оживленной трассе Кобрин — Гомель в 15 километрах от райцентра. Серп и молот на фронтоне фасада строители когда–то украсили сердечками. Окультурили лаконичный пролетарский символ. На трубе дымохода аист свил гнездо. Жизнь продолжается. Вот только новая пластиковая дверь на замке. Лет тридцать назад такое трудно было представить: ДК закрыли, зато церковь поблизости построили...

Объявление о продаже Дома культуры, как выяснилось, уже недействительно: месяц назад предприниматель полностью рассчитался за здание с бывшим госсобственником. Планирует создать отель.

Пока в Брестской области сложно найти хороший опыт по дальнейшему использованию закрытых клубов и библиотек. Разве только в Каменецком районе. В бывшей библиотеке деревни Головчицы разместилось производство фермерского хозяйства. Некоторые здания реабилитировало ОАО «Беловежский» — под жилье.

За 5 лет в Брестской области закрылось каждое пятое учреждение культуры. В минувшем году — минус 30 клубов и 18 библиотек. В этом процесс продолжается: будут оптимизированы еще 45.

Начальник управления культуры Брестского облисполкома Сергей Панасюк считает, что никакой чрезвычайщины здесь нет:

— В деревнях, где менее 400 жителей, закрываем библиотеки. Но замечу, что наши учреждения культуры не только закрываются, но и преобразуются в многопрофильные. Под одной крышей объединяются, например, библиотека и клуб, а второе здание освобождается.

Для деревенских жителей закрытие клубов и библиотек — болезненный вопрос. Считают, деревня попадает в заколдованный круг: население сокращается, учреждения культуры признают нерентабельными, закрывают, а в село без единственного очага культуры вряд ли кто приедет жить — свои уезжают. Правда, находятся отчаянные смельчаки, которые в деревенских домах создают музеи — за собственные средства. «Хата деда Хведара» и «Сабалеўскi маёнтак» в Березовском районе — тому примеры. Чем не способ реанимировать культурную жизнь на селе силами самих жителей?

КОМПЕТЕНТНО

Александр Мурашкин, начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Брестского облисполкома:

— Все меняется: общество, потребности и интересы людей, должны меняться и учреждения культуры. Приходят новые технологии, которые диктуют новые формы работы. Во все районы по программе «Культура Беларуси» закуплены автоклубы и библиобусы. Думаю, их должно быть даже больше — в зависимости от численности жителей. На день деревни, день пожилого человека, на уборочную страду и «Дожинки» в села едут артисты. Сельчан работники культуры не забывают. Людям пришлась по душе такая форма работы. Добавлю, что мы не только закрываем клубы, но и строим. Реконструируем районные дома культуры — в Иваново, Дрогичине, закупаем туда новую звуко– и светотехнику. В Кобрине — абсолютно новый Дом культуры, в Березе завершаем строительство. В Ляховичах появился современный кинотеатр. А в Бресте идет реконструкция Театра кукол.

valentinak3@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 154 (25036). Пятница, 12 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter