Леонид Мальцев: Пограничная безопасность вышла на первое место во всем мире

Застава, в ружье

«Вы знаете, какие на границе рассветы? — командир Пинского погранотряда Максим Бутранец кинул взгляд куда–то вдаль. — Пограничник — это стиль жизни, это характер, руководство к действию». Подполковник — человек немногословный, рассказывать о сложностях и значимости службы не привык, предпочитает коротко и по делу. Не вдаваясь в подробности даже там, где любой журналист тут же схватится за ручку, смакуя каждую деталь поистине геройских поступков.

Протяженность белорусско–украинской границы 1.084 км. Более 300 из них — территория пинских пограничников, в зоне ответственности — Кобринский, Дрогичинский, Ивановский, Пинский и Столинский районы. У подполковника Бутранца это двенадцатое место службы. Здесь много водных каналов, лесов, рассказывает он. Взять Мерлинский полигон: сто километров болот — огромный простор, раскинувшийся на восточном Полесье Беларуси. В окрестностях никаких деревень: в свое время тут был авиационный полигон для стран — участниц Варшавского Договора. Теперь на болота ходят за клюквой жители приграничья. Пограннаряды несут там службу круглосуточно.

«Впереди погранзастава «Сварынь», кстати, самая современная на белорусско–украинской границе», — председатель Госпогранкомитета Леонид Мальцев показал на белую точку вдалеке. Генерал–полковник лично сопровождал журналистов в этой поездке, что в который раз подтвердило его открытость. Гостей застава приветствует по уставу. «А теперь не на камеры, — Леонид Семенович жмет офицерам руки. — Как тут у вас дела?» — «Порядок, товарищ генерал–полковник. В настоящее время угроз национальным интересам Беларуси на участке нет».

Еще пару лет назад этот участок был самым контрабандным. Сейчас сюда нарушитель сунется разве что по незнанию либо матерый, решив в который раз испытать белорусский рубеж на прочность. Однако о незнакомце пограничники узнают задолго до того, как он подойдет к заветной линии. «В процентах 30 о подозрительных гражданах нам сообщают местные, — говорит начальник погранзаставы Александр Демченко. — Наверное, чувствуют, что человек в форме надежен, и ему можно довериться. В охране госграницы мы применяем пилотируемую и непилотируемую авиацию, систему инженерных сооружений и ограждений, наблюдение, вышки с радиолокационными комплексами, приборами ночного видения, оптической техникой, скрытые наблюдательные пункты и прочее. Информация с мест сразу же попадает дежурному». Радиостанции нарядов тоже оснащены GPS. Еще одна важная деталь: между ГПК, отрядом и заставой налажена видеосвязь для переговоров, контроля, обучения, доведения оперативной информации.



Вскоре на вооружение поступит и радиобарьер, созданный ГПК и погранинститутом (пока на границе — российские комплексы). «Паук» — небольшие датчики, которые закапывают в землю. Они различают, зверь идет или человек, или едет машина — сигнал и фото сразу передаются на заставу. Выпускать такие приборы будет Дзержинский экспериментально–механический завод.

Разговор прервался. На территории сработало охранное устройство, и умная техника вывела показания датчиков на мониторы заставы (кстати, эта информация доступна и погранкомитету). Оказалось, ложная тревога.



Во внутреннем дворике заставы — квадроциклы и мощный «Волат» — удобная техника для езды по болотам и лесам. Кстати, «Волата» специально для погранслужбы сконструировали на Минском заводе колесных тягачей. Есть также мотоциклы, велосипеды, лыжи и даже собственный флот с жестконадувными лодками, катерами. На вертолетной площадке — беспилотники, «Шершень» и «Беркут», автожир. Каждый хорош по–своему.

Охрана госграницы не сводится лишь к защите какой–то конкретной линии на местности, подчеркивают офицеры. Под контролем и пограничная полоса, и вся погранзона, и окрестности. Только за три месяца этого года пинские пограничники задержали более полусотни нарушителей.


Контрольно–следовую полосу, вдоль которой мы теперь двигались в глубь границы (до нее буквально километр), нарушители пытались пересечь не раз. Ни у одного не вышло. Начальник погранотряда показал на высокий забор, систему слежения: «Случайные люди сюда наведываются редко. В основном идут на это злостные нарушители, группы, которые тщательно готовятся». Бывало, к примеру, один другого нес на спине, чтобы меньше наследить. Другие использовали альпинистское снаряжение, проверяя, можно ли наладить канал переправки нелегальных мигрантов, контрабанды. Третьи рыли под землей тоннель... Совсем отчаянные бросались на сотрудников с ножами, ружьями. Не так давно такой случай произошел между Пинским и Ивановским районами: группа правонарушителей окружила наряд и попыталась с ним расправиться. Благо предупредительный выстрел бойца охладил их пыл.

...Наш автобус возвращался в Минск. Журналисты делились впечатлениями, главное из которых можно сформулировать так: пока есть эти парни на границе, страна может спать спокойно.

КОМПЕТЕНТНО

Пограничная безопасность вышла на первое место во всем мире, отметил председатель Госпогранкомитета Леонид Мальцев:

— За последнее время в Госпогранкомитете сделано очень многое. Это продиктовано общей обстановкой. Мы укрепляем границы, поддерживаем добрососедские отношения.

Вводится система электронной очереди. Первую запустим в сентябре на автомобильном пункте пропуска «Варшавский мост», к концу года — на белорусских участках границы «Брест», «Новая Рудня», в 2017-м — в «Григоровщине», «Котловке», «Брузгах» и других. Воспользоваться услугой смогут водители всех видов транспорта.

gladkaya@sb.by

artem.kirjanov@gmail.com

Советская Белоруссия № 100 (24982). Суббота, 28 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter