Опасная продукция в Беларусь поступает преимущественно из Китая и России

Заметки на полях реестра

Почему неуютно чувствуют себя на собственном рынке многие наши предприятия? В первом квартале года доля продаж того, что мы с вами приготовили, сшили или смастерили на фабриках и заводах, снизилась до 65,7%. Местных промтоваров продается чуть более 45%. Причины обсуждаются не первый год и, можно сказать, навязли в зубах: слабый маркетинг, узкий ассортимент, хилая реклама, тяжелое финансовое положение... А вообще говоря, происходящее можно объяснить в двух словах: импорт дешев и ярок, вот и берут. Но как удается конкурентам привезти товар, образно говоря, за тридевять земель и обойти местных производителей? Попробуем разобраться.



По весне в один из городских универмагов наведались инспекторы Госстандарта и, по обыкновению, взяли на испытание текстильные тапочки российского производства для детей ясельного возраста, которые вызвали у профессионалов сомнения. В подкладке и стельке такой обуви химических волокон по техрегламенту Таможенного союза допускается не более 20%. На самом деле наоборот — в стельке всего 13,7% шерсти, в подкладке — 25,3%. Все остальное — ПАН и полиэфир. И речь о повседневной обуви, в которой малыш может провести весь день. Нельзя, вредно! Стали срочно искать поставщика. Им оказалось минское ОДО «Интерсум», которое синтетических тапочек для самых маленьких с начала года ввезло и распространило по стране 556 пар на 4 с лишним тысячи рублей. Причем совершенно легально, с подлинным действующим сертификатом Таможенного союза, выданным по результатам испытаний ИЦ «Тест–Безопасность» ОАО «Казанский химический научно–исследовательский институт». Итог — штраф 4,2 тысячи деноминированных рублей на предприятие и 420 рублей директору. Состоялся суд, правомерность наказания только подтвердивший. И теперь оптовая партия тапочек и, кстати, полукедов, которые еще не успели отдать в продажу, до 30 сентября должна быть либо возвращена российскому изготовителю (ООО «ЮТА», Чебоксары, РФ), либо утилизирована. Это требование Указа Президента № 48 от 9 февраля минувшего года. Жестко? Ведь белорусский оптовик ни в чем не виноват.


Наина БАК
— Имеем право запрещать в одностороннем порядке ввоз в страну продукции, которая не соответствует требованиям безопасности и характеристикам, заявленным производителем, и прекращать действие выданных на нее сертификатов и деклараций, — комментирует действия региональных подразделений Наина Бак, заместитель начальника отдела госнадзора и контроля Госстандарта. — Мера вынужденная и связана с тем, что к нам хлынул поток товаров некачественных, небезопасных, с недостоверной информацией для потребителя, произведенных в странах Таможенного союза либо поставленных с их территории.

Преимущественно из России и Китая через Россию. Если верить сертификатам и декларациям, то все требования техрегламентов соблюдены. А по факту? В реестре импортеров опасной продукции Минторга — более 450 названий продукции 277 предприятий, попадавшие в поле зрения Минздрава и Госстандарта. К примеру, с начала года Госстандарт проверил более 10 тысяч импортных товаров — и свыше 6 тысяч из них (внимание: это два из трех!) могут стать источником проблем для жизни и здоровья.

— В последнее время обнаруживаем в продаже силовой кабель российского производства, который не соответствует заявленным в документах характеристикам: не выдерживает допустимое напряжение и плавится, — приводит факты Наина Бак. — Выявили китайские настольные лампы, сертифицированные в России с выключателем, который не выдержал испытания на огнестойкость. Может стать источником пожара при эксплуатации.


Фото Владимира ШЛАПАКА

За полугодие Госстандарт заставил изъять из обращения 119 наименований опасных импортных товаров и запретил ввоз 179, преимущественно из Китая и России. В лидерах — детская обувь для самых маленьких из искусственных материалов, с открытой пяткой, на каблуке больше 2 см, что по регламенту недопустимо. Мы покупаем завозные игрушки, с которых легко снимается краска, качели с опасным диаметром веревок, травмоопасные пистолетики, одежду, где шерсти, хлопка и других натуральных волокон меньше, чем заявлено, а то и нет вовсе. На рынке — некачественная заграничная посуда, кухонная утварь, электроинструмент. В продуктах питания — недопустимое количество бактерий, нитратов, кишечная палочка, опасная микрофлора и плесень. Под видом лечебных эликсиров нам втюхивают, по–другому и не скажешь,  обычную парфюмерию и косметику. Сертификаты и декларации фальсифицируют.

— О каждом факте мы извещаем Роспотреб–, Россельхознадзор и Росаккредитацию, — констатирует Наина Бак. — Ответа нет. Поэтому единственный возможный способ защиты отечественного рынка от контрафакта и фальсификатов — проверки и штрафы импортерам, которые имеют право предъявить регрессный иск своему контрагенту.


Сергей СУМАРЕВ
Кстати, ОДО «Интерсум» уже готовит необходимые документы и партию забракованных детских тапочек отзывает из магазинов, чтобы вернуть в Чебоксары. Но удастся ли — еще большой вопрос? Как покрывать свалившиеся непредвиденные убытки, непонятно? И, как сказал коммерческий директор компании Сергей Сумарев, теперь брать обувь для самых маленьких опасается, в подлинности протоколов испытаний сомневается. Сертификационный центр, который их делал, закрылся. И это, кстати, обычная практика. Испытательные лаборатории в России легко появляются и также просто исчезают. Это помимо того, что сертификаты на любой вкус можно просто купить.

Казалось бы, нет худа без добра. Детские домашние тапочки в стране традиционно выпускают в Лиде. Ниша свободна. Готовы занять? Увы, обувь из текстиля с вложением шерсти на Лидской обувной фабрике не шьют, в ходу только лен и хлопок. Летом неплохо, а зимой? Теперь о цене. Отпускная стоимость наших текстильных тапочек маленьких размеров — 7,24 рубля, у ОДО «Интерсум» — 8,25 рубля. Разница минимальна, при том что российские тапочки прошли через посредника. Следовательно, отпускная цена изготовителя существенно меньше. Кроме того, завозная обувь ярче, разнообразнее, коммерсанты предлагают любые размеры. А в Лиде, утверждают товароведы, заказать можно не все и не всегда.

Говорят, нашим предприятиям невыгодно выпускать изделия для детей. Как результат в «черных списках» изъятого и запрещенного импорта огромное количество именно детских товаров: одежды, обуви, рюкзаков, игрушек, мебели, есть даже книжки и журналы. Рождаемость растет, а с ней и спрос. Импортеры, а это преимущественно частный бизнес, быстро сориентировались. Отечественные же производители, в основном бывшие крупные советские фабрики, неразворотливы, с массой финансовых проблем. Малый бизнес в производство не идет по разным причинам. Вот и ввозится за тридевять земель ходовой по цене товар, удешевленный за счет замены натуральных материалов синтетическими. С приложением красивого сертификата. В каком–нибудь магазинчике, куда не дойдут инспекторы Минздрава или Госстандарта, все это купят...


КСТАТИ

После принятия Указа Президента № 48 и введения серьезных штрафов за поставку опасной продукции и липовые сертификаты и декларации удельный вес нарушений снизился:
  • по игрушкам — на 18,
  • товарам легпрома — на 17,
  • продукции для детей — на 15,
  • машинам, оборудованию, пиротехнике и продуктам — на 12 процентных пунктов.

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 143 (25025). Четверг, 28 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter