Заместитель министра спорта и туризма Михаил Портной рассказал, почему в агроэкотуризме требуется навести порядок

За фасадом усадьбы — банкеты да свадьбы?

Пасторальная тема сельского туризма приобретает уродливые черты коммерческой вольницы. На льготные кредиты, предназначенные жителям деревень для приема туристов в личных хозяйствах, выстроены мини–гостиницы и сауны, ставшие местом шумных гулянок. Хозяева пригородных коттеджей беззастенчиво кладут в карман баснословные суммы, отделываясь смешным налогом в одну базовую величину. Как получилось, что идея агроэкотуризма, горячо поддержанная государством, оказалась извращена горсткой людей, страшно далеких от крестьянского труда? Почему настало время для решительных мер? Что собирается предпринять Министерство спорта и туризма для исправления тревожной ситуации?

Наш разговор с заместителем министра спорта и туризма Михаилом ПОРТНЫМ начался нетипично. В качестве вступления к беседе он предложил посмотреть в интернете видеоролик, где некий житель России открывал своим соотечественникам глаза на «золотое дно», которое обнаружил в Беларуси. Этот восторженный монолог, описывающий условия занятия агротуризмом в нашей стране, был пересыпан восклицаниями вроде «Вы будете шокированы!» и «Держитесь за стул!». Суть сводилась к следующему: белорусское государство позволяет хозяевам сельских усадеб зарабатывать неограниченные суммы, взимая за это, представьте себе, лишь 11 долларов в год! Плюс бесплатное предоставление земли, льготные кредиты и никакого контроля!


Фото  Виталия  ПИВОВАРЧИКА.

— Восторг коммерсанта можно понять, — комментирует Михаил Портной. — Нигде в СНГ, да и в мире тоже, не было установлено более привлекательных условий для оказания услуг по приему гостей в сельской местности. Указ Президента № 372 в 2006 году дал мощный толчок развитию агроэкотуризма. Им было предписано, что эта деятельность не является предпринимательской, для занятия ею достаточно иметь собственный жилой дом в сельской местности и предоставлять туристам не более 5 комнат. Для того чтобы начать принимать туристов, следовало лишь уведомить сельсовет и заплатить одну базовую величину в год, сейчас это 21 рубль. Позже, в 2008 и 2010 годах, агроэкотуризмом разрешили заниматься не только жителям деревень, но и малых городов; количество разрешенных комнат было увеличено до 10, появилось решение о предоставлении льготных кредитов на развитие агроэкотуризма на срок до 7 лет под 5% годовых на сумму до 2.000 базовых величин.

— Что ж, отличные условия! Грех не воспользоваться.

— Проблема в том, что так же подумали не только добросовестные хозяева сельских домов. Ведь идея указа состояла в развитии деревни: чтобы сельский житель, ведущий личное подсобное хозяйство, имел возможность дополнительного заработка на своей земле. Пропагандируя агроэкотуризм, государство рассчитывало не только развить сельскую инфраструктуру, но также привлечь горожан и иностранцев к отдыху в белорусской деревне — чтобы гости усадеб могли знакомиться с природой и национальными культурными традициями Беларуси. К сожалению, эта хорошая идея оказалась отчасти дискредитирована, превратившись в удобную ширму для банального гостинично–ресторанного бизнеса, который должен вестись совсем по другим правилам. Вместо аутентичных сельских домов в глубинке у нас выросли дворцы с евроремонтом вокруг Минска и областных городов, где вместо популяризации народных обрядов загремели банкеты, свадьбы и корпоративы.

— Разве свадьба — это плохо?

— Плохо то, что проведение такого рода торжеств замаскировано под оказание агротуристических услуг. В итоге человек, формально не являющийся предпринимателем, фактически осуществляет бурную коммерческую деятельность: организует транспортную доставку гостей, сдает им помещения, проводит банкет с музыкальным сопровождением и видеосъемкой, приглашает в баню и сауну... То есть оказывает комплекс услуг, для каждой из которых установлено отдельное налогообложение. Более того, даже за сдачу в аренду одной–единственной комнаты любой гражданин, как вы знаете, должен платить подоходный налог. А наш герой, ушлый владелец усадьбы, сдает 10 комнат (площадь которых, между прочим, не определена) и платит за все 21 рубль в год, без учета количества проведенных мероприятий, принятых гостей и вырученных денег. Действительно, чем не Эльдорадо? Правда, если называть вещи своими именами, это звучит не так красиво: сокрытие прибыли и уход от налогов.

— И какова может быть прибыль, полученная таким путем?

— Ответ на этот вопрос вы получите, позвонив в любую из «агроусадеб» в Минской области. Скажите, что хотите устроить свадьбу. Человек на сто. Вам объявят, что с каждого — по 50 — 100 долларов, в зависимости от меню. Вот и считайте. Заодно посмотрите, как выглядят «усадьбы»: мини–гостиницы, спортивные комплексы с саунами и бассейнами, поля для гольфа... Что это, как не профанация самой идеи агротуризма? Или взять другой яркий пример — одна из якобы сельских усадеб под Могилевом. Всего в 3 км от города оказываются услуги гостиниц (два жилых дома с 9 комнатами), бань, кафе–бара со спиртным, банкетного зала почти под 100 мест плюс имеются 4 закрытые «беседки» площадью от 40 до 53 квадратных метров. Это данные Госконтроля, согласно которым доходы усадьбы до деноминации исчислялись миллиардами рублей. А налог — одна базовая величина. Это агротуризм? Я что–то не припомню такой старинной белорусской традиции, как посещение ВИП–саун с заплывом в бассейне общей площадью 200 квадратных метров. В общем, пора признать, что часть наших усадеб превратилась в коммерческие проекты для извлечения прибыли, не отвечая при этом целям развития агроэкотуризма и создавая недобросовестную конкуренцию другим объектам питания и размещения.

— То есть они предлагают более привлекательные цены для гостей за счет особого налогообложения, точнее, его отсутствия?

— Не только это. Например, субъекты агроэкотуризма оплачивают газ и электроэнергию по тарифам для физических лиц. Скажем, упомянутая усадьба под Могилевом тратит около 4.000 кВт.ч в месяц и платит за это в три раза меньше, чем любое предприятие общепита или гостиница. Вы поймите, я не противник частного предпринимательства: хочешь и умеешь зарабатывать — пожалуйста. Но условия в бизнесе должны быть равными для всех, без использования хитроумных лазеек, в одну из которых превратился агротуризм.

Главная цель создания агроусадеб — развитие сельского туризма.
Фото БЕЛТА

— Каковы масштабы проблемы?

— Они невелики: из 2.263 агроусадеб, зарегистрированных в Беларуси, всего около 5 процентов занимаются чистой коммерческой деятельностью. Остальные хозяева работают честно и в целом приветствуют инициативу по выведению из тени своих недобросовестных коллег. Вот, например, что говорит Андрей Абрамов с хутора Едишки в Витебской области: «У нас агроэкоусадьба, где предлагаются экологически чистое жилье и питание. Получается так: мама готовит, жена занимается огородом. Я сам обслуживаю 165 голов скота, кормлю свою семью и не хожу в магазины уже восемь лет. Мы даже хлеб печем сами.

Развитием таких мест отдыха надо было заниматься изначально. В Беларуси же развили не сельский туризм, а сдачу недвижимости без уплаты налогов.

Для нас важно, чтобы к нам не приезжали люди, которые планируют всю ночь пить водку и шуметь. Мы принципиально не проводим свадьбы, корпоративы. На мой взгляд, места, где это проводится, не являются агроусадьбами, это туристический бизнес, который должен облагаться налогами».

Проблема еще в том, что, если ничего не изменить, таких настоящих хозяев будет становиться все меньше. Каждый может подумать: зачем мне устраивать для туристов недорогие экскурсии по окрестным достопримечательностям, знакомить их с национальной кухней, сельским бытом и нашими традициями, если можно просто «забомбить» корпоративчик со стандартным ресторанным меню?

— Бывает так, что усадьбы предлагают услуги, далекие от чистого агротуризма, просто для того, чтобы остаться на плаву в межсезонье, когда туристов немного. Как быть в этой ситуации?

— Не вижу никаких проблем, чтобы поступить честно и разделить виды деятельности. Если летом вы занимаетесь только агротуризмом — пожалуйста, платите 21 рубль в год. Если в другие месяцы начинаете оказывать гостиничные и банкетные услуги — регистрируйтесь как предприниматель и платите налоги, как положено в этих сферах.

— Звучат опасения, что, наводя порядок в агротуризме, можно вместе с грязной водой выплеснуть и ребенка — то есть задеть интересы добросовестных владельцев сельских усадеб.

— Вот как раз их предлагаемые нами изменения нисколько не коснутся. Тех, кто действительно занимается агроэкотуризмом, вкладывает в него силы и душу, мы будем всячески поддерживать и оберегать от бюрократических препон. Главная задача — вывести из этой сферы тех, кто практикует гостиничный и ресторанный бизнес под видом агротуризма.

— Что для этого сделано Министерством спорта и туризма?

— Нами подготовлен ряд изменений в некоторые указы Президента, которые касаются агроэкотуризма. Предлагается четкое ограничение количества комнат жилого дома, а также количества одновременно находящихся там туристов. При оказании услуг в сфере агроэкотуризма с использованием более 10 жилых комнат либо более 20 человекам одновременно эта деятельность признается предпринимательской и должна осуществляться с учетом требований законодательства, т.е. подлежит налогообложению в установленном порядке. Замечу, что это не будет касаться тематических экскурсионных туров либо проведения событийных туристических мероприятий.

Вторым ключевым моментом является закрепление четкого перечня услуг, исключающего проведение свадеб, корпоративов и иных торжественных мероприятий, организация которых не соответствует понятию агроэкотуризма. Наконец, одним из основных нововведений явится переход на разрешительный, а не заявительный принцип открытия деятельности в сфере агроэкотуризма. Это позволит рассмотреть документы потенциальных субъектов агроэкотуризма на соответствие требованиям законодательства до начала их работы.

Но даже после таких мер условия для занятия этой деятельностью в Беларуси останутся весьма привлекательными по сравнению с другими странами, где они гораздо жестче.

— Когда новые правила могут вступить в силу?

— Поправки уже внесены на рассмотрение Совета Министров, далее последует их экспертиза и проект указа поступит на подпись Президенту. Думаю, что до конца года вопрос будет решен.


Справка «СБ»

А как у них?

В Германии, Австрии, Италии, Чехии занятие сельским туризмом считается предпринимательской деятельностью и облагается налогами на равных условиях с другими субъектами хозяйствования. Аналогично в Польше и Латвии, однако существуют незначительные налоговые льготы. В Италии и Украине заниматься агроэкотуризмом можно только в условиях деятельности личных сельских хозяйств. При этом в Украине услуги по размещению и питанию туристов не освобождены от уплаты НДС, а доходы от аренды жилья и других помещений усадьбы облагаются по общей ставке налога с доходов физических лиц — 15%.

В Латвии в случае проведения развлекательных мероприятий в сельских усадьбах налог на добавленную стоимость взимается в полном размере, так как считается, что в данном случае предоставляется услуга аренды помещений. По такой же ставке рассчитывается налогообложение, если предоставлены услуги питания и развлечений.

rud@sb.by

Советская Белоруссия № 206 (25088). Среда, 26 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter