В Пружанском районе исчезает уникальное ятвяжское захоронение

Ятвяги оставили камни

В Пружанском районе исчезает уникальное ятвяжское захоронение

Камни... Невысокие, поставленные вертикально — на попа, с острыми вершинами. Обтесанные ветрами, обтрепанные дождями, поросшие живучим мхом. Кладбище... Местные жители в разные времена гадали: кто же здесь нашел последнее пристанище? Ятвяги. Сейчас в Пружанском райисполкоме готовят документы о внесении древнего могильника в свод памятников.


Посмотреть «деревню на погосте» недалеко от обходной дороги вокруг Беловежской пущи меня позвал директор музея «Дворцовый комплекс Сапегов» Руслан Книга (на снимке). Краевед обращает внимание на названия деревень:


— Зеленевичи, Зиновичи, Зосин, Зельдин. Топонимика ятвяжская. Река Зельвянка — ятвяжский гидроним.


Переезжаем мостик, перекинутый через речку Щибу, — и почти на месте. Природа подтверждает живописными рельефами: когда–то Щиба несла свои воды в широком русле.


А на равнине вблизи деревни, которая и была конечной точкой нашего маршрута, — ни одного дерева, ни одного куста. Степная зона. По левую сторону от дороги начинается кладбище. Удлиненные камни, установленные вертикально, — надгробия. В земле сидят крепко. Не сдвинуть. Занесены песком, прижаты стойкими пучками сухой коренастой травы. Невысокие. Но встречаются и глыбы в человеческий рост. В иных местах камни расположены по кругу. Еще бы парочку таких камней поверх — почти Стоунхэндж в белорусском исполнении.


Кто это сделал? Первый вопрос. Второй: почему кладбище не считается памятником, не взято под защиту государства?..


Захоронение начинается у деревни, огибает ее и продолжается дальше по холму, вдоль речки. Можно предположить, что село когда–то разделило, разбило могильник. Отвоевали живые у почивших часть бесплодной почвы под дома и огороды.


Староста деревни Александр Мотыль, 72 лет от роду, о кладбище мало что знает:


— Мы его всегда называли «моглiцы». Ни мой отец, родившийся в 1899 году, ни мой дед о захоронении ничего толком не рассказывали. Наблюдаем, как с годами камни уходят в землю. Люди тоже уходят. В деревне остались 32 человека, 17 дворов...


— И речка ваша Щиба совсем обмелела...


— Ее спрямили во время мелиорации в 1965 году. Раньше рыбы водилось много. Возле кладбища родник из–под земли бил.


Руслан Книга рассказывает, что чуть более десяти лет назад местные «исследователи» разрыли–таки могилу под одним из камней. По останкам позже, в Киеве, ученые определили: захоронена женщина, предположительно XV век, скорее всего — из ятвягов. Рядом находились стрелы и наконечники от стрел. Женщина–воин...


Но чтобы делать какие–то выводы, стоя хоть и двумя ногами, но все же на неизученной территории, надо иметь достаточные познания — в истории, археологии, геологии. В нашем случае — это точка отсчета, материал для исследователей, посыл туристическим фирмам для организации нового маршрута. В будущем. Сейчас называть точные координаты могильника нет смысла — «черные копатели» слетятся как воронье.


Пока Руслан Книга помогает готовить документы для внесения могильника в свод памятников республиканского значения, председатель Зеленевичского сельсовета Антонина Лагач просит:


— Еще одно кладбище возьмите под охрану. Требует внимания старинное еврейское захоронение в Лысково.


Недалеко от этой деревни располагается некрополь, где нашли последнее пристанище представители рода Быховцев На этом же кладбище упокоились и представители других известных родов: Волконских, Карпинских, Горн. А в самом Лысково, у костела, похоронен поэт–лирик Франтишек Карпинский.


На Пружанщине сохранилось немало исследованных курганов. Недалеко от деревни Березница в 1981 году был раскопан могильник, датированный VI — VIII веками — самый ранний на Брестчине. Курганный могильник XI века есть у деревни Бутьки. На старом кладбище за деревней найден каменный идол. В 2000 году его перевезли и установили у музея–усадьбы «Пружанскi палацык».


И это только один район, который легко объехать за день!


Иные некрополи расскажут больше, чем путеводитель. О стране, истории, об укладе жизни и нравах. Кладбища — тоже наши достопримечательности. Их нужно беречь.


СПРАВКА


Ятвяги — балтская племенная группа, этнически наиболее близкая к пруссам. Начиная с XII века ятвяги участвовали в процессе формирования народов Беларуси, Литвы, Латвии и Польши. До X или XI века ятвяжские племена населяли основную часть будущего Подляшья, а по XVII век — междуречье Нарева и Немана. Восточная граница проживания ятвягов, как и южная, остается спорной.


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №72 (24455). Четверг, 17 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter