В пунктах регистрации и техосмотра маломерных судов наблюдается ажиотаж

Вспомним о маломерных судах

В пунктах регистрации и техосмотра маломерных судов — ажиотаж
Лет 10 назад владельцы так называемых маломерных судов (проще говоря, катеров, лодок, яхт, байдарок и самодельных плавсредств) собрали более тысячи подписей за отмену техосмотра — и в конце концов добились этого. Но в прошлом году техническое освидетельствование вернулось в практику, контроль за безопасностью лодок на воде взяло на себя МЧС. Немаловажную роль тут сыграли и техрегламент Таможенного союза, и трагедия на озере Белое в Житковичском районе, когда, катаясь на моторке, погибли пять человек, трое из них — дети. Тогда причины трагедии определили так: судовладелец не предоставил свое маломерное судно для регистрации и ТО, внес изменения в технические характеристики лодки, установил мотор, превышающий допустимую мощность на 20 лошадиных сил. В придачу водитель был пьян, а пассажиры — без спасательных жилетов...



Сегодня техническое освидетельствование должны пройти все маломерные суда, кроме гребных лодок, байдарок и надувных лодок, грузоподъемность которых не более 225 килограммов. Их владельцы не отрицают: если, скажем, занимаешься катанием людей, тут уж сам бог велел в очередной раз продемонстрировать полную боевую готовность твоего судна. Но есть ли смысл таскать каждый год на осмотр резиновое или пластиковое суденышко, которое используют исключительно для рыбалки? С одной стороны, судовладельцы не против техосмотра, ведь не сопротивляются же аналогичной процедуре автомобилисты. Но с другой — сегодня немало вопросов к самой организации регистрации маломерных судов, а также к системе прохождения их технического освидетельствования. Главная претензия — нет соответствующей материально–технической базы. Еще — витиеватость процедуры. Скажем, что мешает лодки, где производитель указал возможность установки двигателя, сразу же регистрировать моторными? И почему бы не сделать один судовой билет, куда вписывать все плавательные средства одного владельца?



...В последние дни перед стартом рыболовного сезона в пунктах техосмотра не протолкнуться. На Минск и Минский район такой адрес лишь один, да и тот во дворе жилого микрорайона. Осмотр судов проводят с 8.00 до 13.00, но уже в 6 утра здесь выстраивается очередь. Судовладельцы спешно наносят маркером бортовые номера: «Толще рисуй! Ширина букв должна быть полтора–два сантиметра!» Резиновые лодки одну за другой разворачивают прямо на пешеходных дорожках и на лавках. Когда в итоге приходит инспектор, он сверяет лишь соответствие заводского номера лодки записанному в документах, кое–где проверяет швы. Вокруг перешептываются: «И это все? Контроль на воде должен быть, а не на асфальте под деревом!», «Почему бы не проверить хотя бы мыльным раствором?», «Хоть бы надули, давление посмотрели, а то вдруг там дырка...» В общем, взгляд со стороны: прежде чем спустить лодку на воду, ее владелец каждый раз делает побольше движений, чем инспектор. Поэтому–то рыбаки и не понимают, за что платят. Скажем, за госрегистрацию гребного судна придется отдать 36.000 рублей, моторки — 90.000. А техническое освидетельствование обойдется от 27.000 до 126.000.



Владимир Козеко пришел в 8.30 и оказался в хвосте очереди. Впрочем, к обеду, когда до него дошел инспектор, стало понятно: на лодке не хватает номеров, поэтому их придется нанести, а затем вернуться сюда через три дня и снова выстоять очередь за документами. Расстроенный Владимир успокаивает себя лишь тем, что сейчас отпуск и не придется отпрашиваться с работы: «Знал бы, что такая морока с документами, не покупал бы лодку. Почему нельзя разделить тех, кто регистрируется и кто проходит техосмотр?» Это — с одной стороны. С другой — люди должны знать правила, заранее интересоваться, чтобы потом не винить других.



Все признают: главная причина ажиотажа — человеческий фактор. Вот только инспекторам надо бы предвидеть, что ставить на учет свои плавсредства люди, как у нас водится, ринутся в последний момент. Больше всех ситуацией возмущены жители прилегающих многоэтажек: почему не вынести техосмотр за город, не отвести под него специальную площадку?

— Не пройти с коляской! — жалуется молодая мамочка. — С раннего утра все заставлено машинами. И пейзаж под окнами соответствующий: катера в рядочек...



Стоит ли говорить, что местным автомобилистам тоже не выбраться на работу?

— Это просто невозможно, «скорая» не может проехать! — наперебой возмущаются пенсионерки, живущие в соседних домах. — Хотели мы вот присесть на лавочку, так посмотрите, все лодки, лодки... И так уже две недели!



Представители ОСВОДа уже не раз заявляли: мол, если техосмотр маломерных судов спасет хотя бы одну жизнь, он себя оправдает. Но, может, судачат рыбаки, эффективнее усилить контроль на воде и ужесточить ответственность за плавание под градусом? Возникает в обсуждениях и другая тема — развитие рыболовного туризма в границах Таможенного союза. Направление перспективное, но все упирается в букву закона. Ведь у нас права на управление нужны, если плавсредство имеет более 5 лошадиных сил, в России планка выше — более 10. Значит, многие соседи–рыбаки в Беларуси — фактически «бесправники». Почему бы не привести требования к единому знаменателю — по российским стандартам? Когда опрос на такую тему в течение месяца провели на сайте ОО «Большой рыболовный интернет–клуб», оказалось: три четверти рыбаков двумя руками «за». Предлагают даже поднять норму до 15 лошадиных сил — но тогда уже, конечно, с оплатой инструктажа и росписью в журнале по технике безопасности. Кстати, еще один нюанс, который тормозит интерес российских рыбаков к нашим водоемам: в соседнем государстве суда весом до 200 килограммов вообще не регистрируют...



Кстати

Одна из популярных жалоб судовладельцев — отсутствие терминалов для оплаты услуг на территориальных участках. Государственная инспекция по маломерным судам занималась изучением этого вопроса: в итоге установку терминалов признали нерентабельной, ведь работа инспекторов ГИМС часто выездная.

Прямая речь

Михаил Чешун, начальник Государственной инспекции по маломерным судам:

— Мы исполняем указ Президента. К сожалению, нет у нас еще тех финансовых средств, чтобы обеспечить всем необходимым, что нужно для указанных процедур. Но над этим вопросом идет работа. Я начинал свою деятельность инспектором, и, поверьте, даже такой визуальный осмотр дает положительный результат. Инспектор в состоянии определить, можно ли допустить плавсредство на воду. Однако у нас маленький штат, всего два специалиста на двухмиллионный Минск и район, и мы уже поднимали этот вопрос. И хотя процентов 80 людей не первый год имеют маломерное судно, все равно перед навигационным периодом случается ажиотаж. Есть у нас и спокойные месяцы с ноября по февраль, когда в течение часа бывает не больше одного человека. Да, мы планируем вынести техническое освидетельствование на окраину города. Но и там могут возникнуть неудобства, например, из–за трудностей с оплатой наших услуг, потому что не будет поблизости банков, банкоматов...

Цифра «СБ»

На 1 января в стране насчитывалось около 300 тысяч маломерных судов, из них 132.621 было зарегистрировано в Государственной инспекции по маломерным судам. Так, за 2014 год регистрацию прошли 12.509 лодок, яхт и катеров, а техническое освидетельствование — 28.431.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 97 (24727). Вторник, 26 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter