На вакансию дворника в Минске претендуют 10 человек, на место сторожа - 123

Все работы хороши

10 человек на место. Столько безработных в Минске претендуют на вакансии... грузчика и дворника! Дальше — больше, ведь стать где–то подсобным рабочим, хотя бы на время, выказывают желание сразу 30 соискателей. Таковы реалии нынешней экономической ситуации: количество вакансий для низкоквалифицированных кадров стремительно сокращается. Впрочем, как и для экономистов, бухгалтеров, юристов и менеджеров, которые испытывали сложности с трудоустройством и в былые времена. Скажем, на 1 декабря прошлого года в органах по труду, занятости и соцзащите по стране было зарегистрировано чуть более 400 безработных горожан с дипломом экономиста, в то время как наниматели разместили лишь 72 вакансии, то есть предложение превысило спрос в 5,6 раза. Впрочем, абсолютный рекорд поставила все же профессия сторожа в Минске: 123 желающих на место!

Фото Артура ПРУПАСА

Тем временем в ежедневно обновляемой базе вакансий управления занятости населения комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома вчера от нанимателя был на сторожа один–единственный запрос. Мало того, требования выходили далеко за рамки стереотипа о спокойной работенке: 5–летний опыт в охране, свидетельство кочегара. Очевидно, далеко не все из претендующих соответствуют таким критериям. Ведь среднестатистический портрет гражданина, регистрирующегося в службе занятости, за последнее время разительно изменился, констатирует председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Жанна Романович:

— Это, как правило, мужчина около 40 лет, не имеющий образования, с большим, около года, перерывом в работе. То есть человек, утративший квалификацию либо не имевший ее. Вот такие и претендуют на вакансии сторожа, дворника. Сложившееся соотношение между спросом нанимателей и количеством соискателей указывает на рост конкуренции за рабочее место по отдельным профессиям. Также в городе имеется ряд «трудоизбыточных» профессий — это как раз сторожа, дворники, грузчики. Есть две объективные причины. Это ситуация в экономике и реализация мер по предупреждению социального иждивенчества. Наниматели оптимизируют штат и сокращают количество вакансий, так произошло, скажем, в сфере строительства. И уже первая половина 2015 года была отмечена большим ростом регистраций в центрах занятости: Декрет № 3 во многом стимулировал людей на поиски работы.

Не секрет, что некоторые регистрировались как безработные лишь для того, чтобы избежать нового налога, и упорно отказываются от любых вакансий. Хотя после принятия декрета спрос на традиционно непопулярную должность дворника был вполне реальным, вспоминает заместитель директора по благоустройству, санитарному содержанию жилфонда УП «ЖРЭО Московского района г. Минска» Анна Хуторская:

— Действительно, был наплыв желающих, и сегодня все вакансии дворников у нас закрыты, штат укомплектован.

Отталкиваясь от реальной потребности в кадрах, безработным также предлагают пройти переобучение по востребованным у работодателей специальностям. Можно стать, например, секретарем — инспектором отдела кадров, специалистом по логистике или машинистом метрополитена (в январе уже направлено на обучение 19 человек, набирается следующая группа). Всего же в столице на 7.600 зарегистрированных безработных приходится около 7.000 вакансий, то есть чуть меньше одного предложения на человека. Хотя буквально месяц назад пропорция была другой — около 1,3 места на соискателя.

Фото  Александра  КУЛЕВСКОГО

Основной спрос на кадры — около 20% — в столице формируют сферы здравоохранения и оказания социальных услуг. Похожая ситуация и по всей стране. На конец прошлого года в городах статус безработного был всего у 18 врачей, в то время как в службу занятости было заявлено в 76 раз больше вакансий — 1.366. На 1.812 вакансий медицинских сестер претендовали лишь 45 человек с соответствующим средним специальным образованием. Также дефицит медиков сохранялся на селе. Член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Дмитрий Шевцов так комментирует ситуацию:

— По всей стране растут медицинские учреждения — и частные, и государственные, а ведь каждая открытая поликлиника требует как минимум 200 — 250 вакансий. Это напряженная каждодневная работа, постоянный контакт с пациентами, что сказывается и на психоэмоциональном выгорании специалиста. Медицина — бюджетная сфера, поэтому зарплаты врачей, медсестер не так велики, как хотелось бы. Но учреждения здравоохранения оказывают платные услуги, и эти деньги тоже идут на повышение заработной платы. Готовятся новые подходы к премированию, чтобы одновременно разгрузить врача и платить премию за реально выполненную работу. То есть за количество принятых за смену пациентов, а не заполненных бумаг.

akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия № 21 (24903). Четверг, 4 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter