Зачем банки вводят комиссию при оплате коммунальных платежей?

Возврат к карточной системе

Клиенты Белинвестбанка свыкаются с новыми реалиями: с 4 мая желающим рассчитаться за свет, воду, телефон и по жировке ЖЭСа наличными выставляется комиссия — по 15 тысяч рублей за каждый платеж. Другими словами, клиенту, предпочитающему платить «коммуналку» по старинке, банкнотами, это обойдется дополнительно в 60 тысяч рублей. Еще раньше такую же комиссию начал взимать БПС–Сбербанк. Проблематично оплатить счета наличными, как показал январский мониторинг Нацбанка, было еще как минимум в четырех крупных банках. И это становится все более распространенной практикой. Ведь стоит задача уже к 1 января 2016 года довести долю безналичного денежного оборота в сфере торговли и платных услуг до 50% (сейчас она максимум 30%). Свой плюс от взимания комиссии получают банкиры. Им невыгодно содержать кассиров и финансировать услуги инкассаторов. К слову, в пресс–службе Национального банка тоже ссылаются на то, что коммерческие банки самостоятельно выстраивают свои отношения с клиентами и сегодня заинтересованы в снижении своих издержек и увеличении доли безналичных платежей. Для самих клиентов акцент на другие формы оплаты — тоже определенный бонус: значит, исчезнут очереди, которые с 10–го по 25–е число кажутся в отделениях банков нескончаемыми. А вот некоторые пенсионеры в легкой панике: не знаем, не умеем, не привыкли!


И это еще не все вопросы. Скажем, многие наши граждане получают пособие от государства наличными, значит, просто обречены на уплату комиссионных?

Потом, пожилым вообще сложнее осваивать систему самообслуживания в инфокиосках. Признайтесь, разве вас хотя бы раз не хватал в отчаянии за рукав какой–нибудь дедушка в сберкассе, пытавшийся совладать с системой ЕРИП? А если у человека просто нет банковской карты, то что, он может оплатить «коммуналку», только воспользовавшись терминалом, принимающим наличные, но не дающим сдачи? Наконец, вопрошают скептики, если все банки введут комиссию, то не аукнется ли это столпотворением в почтовых отделениях, которые за услугу пока не просят вознаграждения? Генеральный директор РУП «Белпочта» Ирина Саксонова подтверждает: операторы уже ощутили увеличение нагрузки. Однако решение свести оборот наличных денег в стране к минимуму считает объективно обоснованным: «Речь не только об элементарном удобстве и безопасности для клиента, но и о серьезной экономической подоплеке. Задача поставлена непосредственно Президентом и Правительством, и ее нужно решать. Эмоциональные протесты граждан в отношении комиссионных сборов вполне понятны. Мы вводить аналогичный сбор или отказываться от приема наличных денег пока не намерены. К нам пойдут люди? Вот и хорошо, со своей стороны мы тоже будем с ними работать в части повышения пользовательских навыков».


Банкиры утверждают: с инфраструктурой — инфокиосками, банкоматами и безналичными терминалами — у нас все на уровне европейских стандартов, а карточек эмитировано уже значительно больше, чем имеется населения. Просто надо активно ими пользоваться. Будьте готовы посредством комиссии обеспечивать зарплату кассиру, если не хотите идти в ногу со временем. Ведь известно, что виртуальный оборот денег обходится вдвое дешевле наличного. А Норвегия и вовсе намерена стать первой страной без монет и купюр к 2020 году.

Так что пока своим клиентам Белинвестбанк предлагает оформить карточку (перечисление с нее проведут бесплатно) или интернет–банкинг и советует относиться к укреплению позиций «пластика» философски: это неизбежно. Кстати, говорит Ирина Саксонова, когда в 2007 году «Белпочта» решила перевести все свои отделения связи, в том числе сельские, на компьютеры, многие сотрудники в возрасте даже готовы были писать заявление на увольнение, так страшно было после ручки, бумаги и счетов осваивать что–то принципиально новое. Но прошло буквально полгода — и все научились так работать с электроникой, что по–другому теперь и не мыслят. Между прочим, в Финляндии ни одно почтовое отделение давно не работает с наличными деньгами. И если речь о переходе на такой метод вдруг зайдет о нашей почте, то технически она совершенно готова.


Компетентно

Александр СотниковНачальник главного управления развития цифровых банковских технологий Нацбанка Александр СОТНИКОВ:

— Задачу по взиманию комиссионного сбора Нацбанк перед другими банками не ставил и даже рекомендаций таких не давал. Каждый банк сам принимает такое решение, исходя из стоимости этой операции. Она отнюдь не бесплатна. Что касается «проблемной» категории граждан, то мне просто обидно, что мы как–то слишком уж занижаем их способности и возможности. Например, моей маме уже 78 лет, и она замечательно справляется с банковской карточкой и любыми платежными терминалами. Замечу, на карточку можно перевести абсолютно все пенсии и пособия, важно только этого захотеть. Не буду спорить, есть граждане, которым по объективным причинам обучиться новому уже сложно, но ведь у подавляющего большинства все–таки есть дети, внуки, друзья, которые могут помочь.
eversman@sb.by

Советская Белоруссия № 94 (24724). Четверг, 21 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter