Парламентарии планируют перекрыть дорогу для нелегальных пассажирских перевозчиков

Войны на дорогах к хорошему не ведут

В ближайшем будущем подходы к междугородным перевозкам изменятся. В Парламенте ко второму чтению готовится законопроект, цель которого — отрегулировать порядок на рынке пассажирских перевозок. Интересная тенденция: уже не первый год частные перевозчики по количеству пассажиров и прибыли обходят государственных. Да, работают эти компании в соответствии с законом. Но по подстроенным под себя правилам. И, прямо говоря, эти правила позволяют им работать проще, нежели тем, кто заключил договор с местными исполнительными властями. Новый объемный законопроект кардинально поменяет подходы к тому, как будут осуществляться перевозки. Однако пока до конца непонятно, все ли участники останутся в плюсе и выиграет ли от этого пассажир.



Когда маршрутки пришли на смену большим автобусам, те, кому приходится часто переезжать из города в город, вздохнули с облегчением. У частника масса преимуществ. Заказать билет можно по интернету, не обязательно ехать на вокзал на посадку (как правило, водители делают остановку в разных частях города, чтобы забрать пассажиров), новые кожаные сиденья, телевизоры, подсветка. Путешествовать в таких условиях — сплошное удовольствие. Рынок активно развивался. С другой стороны — автовокзалы и государственные перевозчики с каждым месяцем теряли клиентов. Так что и с этим рынком не все так просто...


Что изменится?


Предлагается изменить понятия «регулярного» и «нерегулярного» сообщения. Депутаты считают, что это поможет исключить вероятность нелегальных перевозок. Кроме того, документ официально закрепит понятия «билет», «электронный билет», «проездной документ». Функции автопарков как таковых изменятся. Если раньше именно они определяли, сколько и каких маршрутов нужно, то теперь этим займется оператор. Это позволит исключить абсурдные ситуации, которые случаются сегодня, когда областной автопарк, организуя конкурс на вакантный маршрут, сам же как перевозчик принимает в нем участие. Запретят ему также применять какие–либо меры в отношении других перевозчиков. Тем, кто не заключил договор с местными исполнительными властями, запретят рекламировать свои услуги на вокзалах.

«Документом предлагается сформировать прозрачную систему организации автомобильных перевозок, основанную на эффективном взаимодействии субъектов хозяйствования и уполномоченных государственных органов, закрепить особенности выполнения международных автомобильных перевозок», — сообщили в Парламенте. На бумаге все выглядит гладко. А как будет на практике?



Жесткая конкуренция


В марте этого года мы писали об истории с обстрелянной машиной Алексея Рыбалко, директора предприятия, оказывающего услуги по пассажирским перевозкам по маршруту Гродно — Новогрудок: «Автомобиль стоял ночью на стоянке, водитель отдыхал дома. Среди ночи неизвестные повредили три боковых стекла, выстрелив из пневматики. Накануне водителю звонил местный житель, интересовался, что за машина, почему она здесь стоит, почему на ней написано «Минск — Гродно». А утром водитель увидел разбитые стекла и легко узнаваемые вмятины от пуль. Алексей говорит, что угрозы в адрес их компании поступали и раньше. Ремонтировать авто пришлось за свой счет. Рыбалко считает, что расстреляли его машину перевозчики–конкуренты. За две недели до происшествия к водителю на одной из остановок подошли неизвестные и угрожающим тоном дали понять, что поездки по этому маршруту, Новогрудок — Гродно, нежелательны. «Они работают неофициально, перевозят людей на машинах с обычными белыми номерами. Если ты работаешь официально, то используешь желтые номера», — объясняет директор.

Это был не первый случай на Гродненщине. Алексей Отцецкий, директор компании «Мерсавтоэкспресс», которая работает по маршрутам Гродно — Новогрудок и Гродно — Кореличи, рассказывает, что 9 ноября прошлого года его машину тоже обстреляли из пневматики. Это случилось спустя неделю после угроз со стороны конкурентов. «В начале ноября возле Дома быта к моему водителю подошел незнакомый и в ходе беседы сказал, что если ему будут составлять конкуренцию, то будет повреждено авто», — цитирует свое заявление в милицию Алексей. По словам Отцецкого, диспетчерам его компании не раз угрожали по телефону. Но аудиозаписи звонков у него нет и доказать это теперь невозможно. В своем заявлении он даже указал, кто мог быть причастен к обстрелу. Однако проведенная проверка показала, что этот человек ни при чем.

И вот новая история. От Андрея Донцова, директора диспетчерской службы «Новая линия». Сначала в сентябре прошлого года в Октябрьский РОВД Могилева поступило заявление о том, что неизвестный по телефону угрожает физической расправой владельцам «Новой линии». По заявлению было принято решение о прекращении проверки. В октябре прошлого года в милицию поступило заявление о поджоге автомашины Mitsubishi во дворе дома по ул. Габровской. Следователи тогда возбудили уголовное дело по статье «Умышленное уничтожение либо повреждение имущества». Однако дело до сих пор не раскрыто. Через полгода, в марте 2016–го Могилевский РОВД проводит проверку по факту возгорания микроавтобуса Volkswagen Crafter в деревне Новое Пашково Могилевского района. В возбуждении уголовного дела было отказано на основании заключения пожарно–технической экспертизы. Согласно ему, причиной возникновения пожара являлся аварийный режим работы электросети автомобиля либо воздействие постороннего источника зажигания. Еще через 4 месяца, в июле в Ленинский РОВД Могилева поступает заявление от ИП, владельца микроавтобуса Mercedes Sprinter, работавшего на маршруте «Новой линии». Возбуждается уголовное дело. Камера видеонаблюдения зафиксировала подозреваемого. Фото распространили в СМИ. Но результатов пока это не дало. Что же происходит в Могилеве? Неужели все эти преступления — результат конкурентной борьбы? Андрей Донцов уверен, что да. Желающих ездить по выгодным маршрутам в Минск и Москву из Могилева достаточно много. Место, как говорится, выгодное.

Александр Москалев, начальник управления уголовного розыска УВД, утверждает, что по всем происшествиям на территории Могилевской области, о которых говорит Донцов, были проведены проверки: «В целях раскрытия данного преступления органами следствия задерживались лица, в том числе и те, на кого указывал сам Донцов, однако их причастность к содеянному не доказана». По мнению Москалева, автовладельцы зачастую оставляют авто где ни попадя. И с ними может произойти что угодно.


Удобно, но небезопасно?


Юрий Коровайкин, представитель Белорусской ассоциации перевозчиков «БАМАП», считает, что документ, безусловно, нужный. Вероятнее всего, он поможет решить проблему «дорожных войн». Коровайкин вспоминает, откуда появились эти так называемые нелегальные перевозчики. Они пришли на рынок и увидели, что пассажиры есть на маршрутных линиях. Но для того, чтобы осуществлять регулярные перевозки, необходимо получить разрешение, предусматривающее определенные характеристики как для авто, так и для его владельца. К тому же Коровайкин говорит, что сами автопарки не заинтересованы в большом количестве перевозчиков, иначе предложение превысит спрос. В этой ситуации и начали развиваться нерегулярные систематические перевозки. Те самые всем известные маршрутки с вызовом по интернету. Что, с одной стороны, считает собеседник, очень удобно для пассажиров. С другой — этих перевозчиков фактически никто не регулирует: «Они превышают скоростные режимы. Страхование для пассажиров у них так же отсутствует. Транспортная инспекция не может предъявить претензии к такому перевозчику, ведь налоги он платит исправно». При этом не соблюдается график движения, ограничение скорости, нет паспорта маршрута с указанием опасных участков дороги... Поэтому новые формы работы и ее контроля нужно искать и применять. Те, которые будут удобны для пассажиров. Это логично.

Андрей Донцов, чьи машины также работают на нерегулярных систематических перевозках, говорит, что войны на дорогах — результат конкурентных процессов, которые перешли все границы. Каждый отвоевывает пассажира как может. Кто–то новыми технологиями, гибкими маршрутами и вежливыми водителями. А кто–то — вот такими варварскими методами. В свое время Донцов мог пойти работать на регулярный маршрут. Но это сразу накладывает ограничения: зависимость от государственного финансирования, привязка к вокзалу. Это, считает мой собеседник, уже прошлый век.

Как бы ни спорили между собой владельцы тех или иных организаций, последнее слово должно оставаться за пассажиром. И вряд ли тот, кто привык перемещаться быстро на новых маршрутках, снова поедет через весь город на вокзал, чтобы оттуда добраться до пункта назначения. Скорее, вызовет по интернету привычный автобус, который подберет его в указанное время возле остановки у дома.

Фото Александра СТАДУБА и Александра КУЛЕВСКОГО

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия № 207 (25089). Четверг, 27 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter