Почему целые картофельные поля пустили под колеса техники в Могилевском и Червенском районах

Вершки и корешки

Целые картофельные поля пущены под колеса техники в Могилевском, Червенском районах
Спокойно смотреть на это нельзя. Тонны выращенного урожая оказались никому не нужны. Целые картофельные поля пущены под колеса техники в Могилевском, Червенском районах. Снег накрыл зеленеющее просо, которое должно было пойти на корм скоту, в двух хозяйствах Волковысского и Свислочского районов. Загублены семена, удобрения, горючее, людской труд...


Глядя на замерзшее картофельное поле ОАО «Фирма «Кадино» в Могилевском районе, местные жители недоумевали. Да, хозяйство не из бедных, но нельзя же так сорить деньгами! Добро пропадает! Пока сельчане переживали, в сельхозпредприятии подсчитали, что убирать этот участок экономически нецелесообразно. Картофеля заготовили в достатке, а урожай тут не из лучших — всего–то 100 центнеров с гектара. Зачем, мол, тратить деньги на топливо. Часть поля убрали, а 8 гектаров списали. Начальник управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов Комитета госконтроля Могилевской области Вячеслав Осмоловский признается, что факт списания выращенного картофеля в своей практике видит первый раз. Этот продукт всегда находит применение — не на прилавки магазинов идет, так на корм скоту. Какой бы ни вырос урожай, но, по самым скромным подсчетам, он оценивается в 8 тысяч рублей. День–два работы, и эти деньги в кармане. Как можно было их не поднять? И, с другой стороны, если и впрямь картошка оказалась такой уж никому не нужной, зачем было весной ее сажать?

В ОАО «Червенский райагросервис» снег накрыл более 36 гектаров картофельного поля, где выросло 700 тонн «второго хлеба». В хозяйстве даже не стали утруждать себя списыванием гектаров, а просто спрятали собственную бесхозяйственность, пустив по полю технику... Рассчитывали, что никто не вынесет сор из избы, ведь эти площади не были даже внесены в государственную статистику. А потеряли немало, на что хозяйству и указали контролеры. С учетом средней цены реализации картофеля сумма недополученной выручки составляет около 130 тысяч рублей.

А вот в сельхозпредприятии «Можейково» Лидского района терять деньги не хотят, поэтому с полей там сейчас усиленными темпами убирают морковь. По данным Комитета госконтроля Гродненской области, на этой неделе урожай стоял еще на 4,2 гектара. Хотя 5 ноября хозяйство бодро отрапортовало об окончании уборки. Подобным образом слукавило и еще одно сельхозпредприятие этого же района — «Ходоровцы–агро», подав в статистику данные о том, что по состоянию на 1 ноября весь картофель убран. Но буквально на следующий день контролеры обнаружили на полях хозяйства 14 гектаров с неубранными клубнями...

Вывод тут напрашивается один: районное начальство потребовало отчитаться об окончании полевых работ — вот и отчитались. Приписки в аграрной отрасли — к сожалению, застарелая болезнь. Однако вопиющие случаи с гибелью урожая не поддаются никаким оправданиям. Доходит до абсурда. Неделю назад интернет пестрел снимками с уборки кукурузы в Вилейском районе: у деревни Рабцы комбайны высыпали ее на землю, а не в грузовые машины. Не комбайнеры же в самом деле самовольничали — наверняка выполняли распоряжение руководителя хозяйства, опасавшегося лишения премии и других санкций за то, что не организовал как следует уборку. Хотя и председателю, конечно, не позавидуешь: над ним словно дамоклов меч висят доведенные из района задания — сколько, чего и где сеять — порой без учета материальных и людских ресурсов. В итоге теряются деньги, нервы, деловая репутация. Отсюда и неприятный диагноз: четверть сельхозпредприятий страны убыточны. Если так и дальше «хозяйствовать», не спасет никакая «дорожная карта», которую Правительство предлагает разработать для каждого проблемного предприятия.

Отдел корреспондентской сети.

Советская Белоруссия № 227 (25109). Пятница, 25 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter