В Минске проводят экскурсии по столичным кладбищам

Вечность Кальварии

Экскурсоводы предлагают минчанам и гостям столицы экскурсии по кладбищам
Экскурсоводы уверяют: неугасающий интерес к мертвым — в крови у любого путешественника. И если раньше экскурсии по погостам проводились стихийно и исключительно по запросам, то сейчас превратить городские кладбища в экскурсионные объекты просят сами туристы. Особым спросом пользуются прогулки по Восточному кладбищу: счет желающих увидеть могилы основателя легендарного ансамбля «Песняры» Владимира Мулявина и трагически погибшего в 2011 году хоккеиста Руслана Салея идет на сотни. Самое старое из сохранившихся в Минске — Кальварийское кладбище — у туристов тоже в почете. К необычной экскурсии присоединились и корреспонденты «СБ».


У брамы, возле которой назначен сбор, в положенное время мы насчитали 36 (!!!) человек — в основном активных дам за пятьдесят. Интуристов сегодня, как выяснилось, не будет: экскурсия заказана для студентов минского Университета третьего возраста. «Мои ученицы», — представляет своих подопечных Валентина Короткина. Дипломированный экскурсовод, в университете девушка преподает пенсионерам краеведение и организовывает для них поездки по Беларуси. За пределы кольцевой пожилые дамы (мужчин среди студентов практически нет) выбираются столь же охотно, как и на практические занятия в центре города. 72–летняя Валентина Новикова перечисляет:

— Вместе с нашей Валечкой объездили уже полстраны. В следующие выходные готовимся к поездке в Туров. От прогулок по Минску тоже, конечно, не отказываемся. Особенно любим такие вот нестандартные. Недавно были на экскурсии по улице Карла Маркса, до этого гуляли по поселку тракторного завода. Очень увлекательно.


В отличие от пожилых дам, которых совсем не смущает обилие крестов и надгробий вокруг, нам настроиться на экскурсионный лад, прямо скажем, трудно. Как и Кириллу Гара: парень живет в Англии, в Минск приехал проведать маму Любовь Витальевну. Она и привела сына на Кальварию. Кирилл, озираясь вокруг, рассказывает:

— Честно говоря, был от этой идеи не в восторге. Кладбище, на мой взгляд, — не место для прогулок. Хорошо, что сегодня солнечный день и могилы не кажутся такими пугающими.

Нашу беседу прерывают экскурсанты: тише, мол, мешаете слушать. А ведь мы еще даже не продвинулись в глубь центральной аллеи, стоим прямехонько напротив кладбищенской брамы. В 1830 году ее заказчик Юрий Кобылинский таким образом увековечил память об умершей супруге. Со стороны входа — надпись на польском языке: «Вечный покой». С другой стороны — посвящение (опять–таки на польском) жене Юзефе. Где находится ее могила, сказать сложно. Надгробия не осталось. Зато брама сохранилась практически в аутентичном виде. Строгая и простая в своем декоре вместе с барельефами, она создает образ величественной и, увы, неотвратимой смерти.


Как и когда возникла минская Кальвария, рассказывает Валентина, неизвестно до сих пор. Самый старый из сохранившихся памятников — валун 1808 года на месте могил сестер Амульских. Простым смертным в свое время путь сюда был заказан, не зря же Кальварию называли кладбищем минской аристократии. Здесь нашли вечное упокоение представители рода Виткевичей, Гайдукевичей, Монюшко, Пацевичей и многих других. Где–то здесь лежат Понятовские и Радзивиллы. Но где? Нет ни указателей, ни карты. Неопознанных захоронений на Кальварии хватает: это и плиты с затертыми временем надписями, и пустыри внутри ограды — вероятно, когда–то там стоял памятник, который со временем либо сгнил, либо пропал.

Экскурсовод обращает наше внимание на одну из могил. Современная гранитная плита, ухоженная территория — захоронение кажется совсем свежим. Пригляделись — 1897 год! Как же так?

— Здесь похоронен Иван Неслуховский, больше известный нам как Янка Лучина. Памятник, поставленный в год смерти поэта, со временем был разрушен, поэтому позже на его месте установили новую гранитную плиту.


У костела Воздвижения Святого Креста, который сегодня является одним из старейших неоготических храмов Минска, — своя история. Каменную святыню на месте прежней деревянной построили в 1841 году, когда Кальвария была всего лишь минской окраиной. В конце 30–х прошлого века костел закрыли, а в 60–х годах над ним нависла реальная угроза — вместе с кладбищем собирались сровнять с землей, чтобы проложить участок магистрали улицы Опанского (ныне Кальварийская), соединявшейся с Раковским шоссе. Однако под давлением верующих от этой идеи отказались. Интересный факт: в 1980 году костел был возвращен прихожанам и стал единственным действующим католическим храмом Минска до самого распада СССР.

— Как думаете, почему в атеистической на тот момент стране разрешили открыть костел? — интересуется Валентина у экскурсантов.

— Возможно, совесть замучила... — неуверенно предполагает одна из слушательниц.

— В 1980 году проходила Олимпиада. Может, это как–то связано? — высказывает предложение ее подруга.

— В точку! — улыбается Короткина. — Дело в том, что Минск в то время был своего рода дверями для тысяч гостей со всего света, спешащих на Олимпиаду в Москву. И принять их надлежало на должном уровне. Православный храм на тот момент в городе уже работал — это была церковь Александра Невского на Военном кладбище. А вот до ближайшего к Минску открытого костела, который располагался в деревне Красное Молодечненского района, было далековато. Поэтому для гостей–католиков открыли двери костела Воздвижения Святого Креста.


Так в рассказах, легендах, байках и прибаутках как–то совсем незаметно прошли два часа. Начало смеркаться, и Валентина выразительно посмотрела на часы: пора, мол, закругляться.

— Ну как, понравилось? — спрашиваю на выходе у экскурсанток.

65–летняя Светлана Задорожная улыбается:

— Мы как–то привыкли, что экскурсионные маршруты проложены по центру города, где есть красивые скульптуры, уникальные памятники и необычные здания. Но история на самом деле — повсюду. Даже на кладбище.


Справка «СБ»

В 1990 году решением Мингорисполкома территория Кальварии была принята под охрану государства. Комплекс всех сооружений, в том числе захоронения, включен в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры Минска. В 2001 году Кальварийскому кладбищу придан статус историко–культурной ценности категории один как объекту международного значения.
leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 78 (24708). Суббота, 25 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter