У минчанина живут 15 удавов и питонов

В компании с удавом

Лучший друг 6–летней минчанки Дианы Соломахо — длиннющий удав Прохор. Семейный фотоальбом тому подтверждение: вот девочка катает своего питомца в игрушечной коляске, вот читает ему сказку, вот малышка и страшный на первый взгляд змей спят в обнимку. Змея в качестве домашнего животного? Этим, кажется, уже никого не удивишь. А если их в квартире сразу 15? «Не бойтесь, — успокаивает 31–летний глава герпетолог Андрей Соломахо, в гости к которому заглянули корреспонденты «СБ». — Это в дикой природе удав будет шипеть и уползать, а мои питомцы родились в неволе, как и их родители, бабушки и даже прабабушки. Они — ручные».

Императорский удав Нюша лениво наблюдает за работой журналистов из террариума. Накануне она поела, а значит, как минимум несколько дней — пока полностью не переварится съеденная крыса — лучше не подходить. Опасно для здоровья Нюши и даже жизни! Встречать гостей поручено Прохору — ее будущему «молодому человеку». Тот на нас поначалу реагирует с недоверием. Впрочем, когда понимает, что репортерами руководит лишь любопытство, обнимает своей двухметровой тушкой и устраивается на ручках поудобнее.

— Не задушит? Не цапнет? — осторожно интересуюсь у Андрея.

— Только если ваши руки будут пахнуть мышами. Я пару раз так по глупости попался. Ощущение, будто бы десять комариков одновременно впились в кожу. Если бы капельки крови не проступили, даже бы в чем дело не понял. А на следующий день и следов не было видно. Прохор, кстати, тот еще добряк. Живую крысу не обидит! Если ему подать ее в таком виде на обед, испугается и попытается спрятаться. Хотя в природе такой хищник и с собакой запросто справится.

О дружелюбном характере питомцев семья Соломахо может рассказывать часами. Сюрреализм какой–то! Кто бы мог подумать, что удавы без ума, когда им чешут шейку, а попробуй только положить такую змею обратно в террариум — в знак обиды может и скрутить. Бородатая агама по кличке Дерил, приветствуя хозяев, машет лапкой... Нежностей не любят разве что ковровые питоны, для них, говорят герпетологи, это серьезный стресс.

Квартира–двушка — не джунгли, поэтому соседи и излишне пугливые визитеры могут не волноваться: беспрепятственно ползать из комнаты в комнату, прятаться в шкафах и тумбочках, маскироваться в шторах или на коврах рептилиям здесь никто не даст. Каждому питону и удаву положен собственный домик. Стеклянный террариум — для крупных особей. Небольшие пластмассовые контейнеры — для более мелких. К их огромному «многоквартирному дому», сооруженному вдоль стены в жилой комнате, где Андрей и живет вместе с женой и ребенком, подведены «коммуникации». Каждое утро автоматика включает подсветку и регулирует температуру помещения.

— Часто спрашивают, не тесно ли нам втроем в таком «зоопарке», — рассказывает Андрей. — Но ведь в комнате есть и все, что необходимо. Диван, Дианина кровать, шкаф с детскими игрушками и книжками. Стол с компьютером... В ущерб себе змеями мы заниматься не будем. 

Для Андрея Соломахо змеи — и отдушина, и заработок.

Любопытная деталь: если удаву по его природной сущности нужен простор (ему хоть собственную комнату выдели, будет в радость), то питоны предпочитают жить по принципу «в тесноте, да не в обиде».

— Чем меньше террариум или контейнер, тем лучше, — повадки змей Андрей изучил от «а» до «я». — В природе они обитают в норах, а там постоянно тесно, темно и мало кислорода. Именно при таких условиях они чувствуют себя в безопасности. Иначе у змеи разовьется стресс, она станет пугливой, начнет отказываться от еды, а о продолжении ее рода можно будет забыть в принципе. Проблема в том, что рекомендации по содержанию многие ищут не у специалистов, а через Гугл.

В еде, кстати, удавы и питоны неприхотливы. На корм каждого питомца у семьи Соломахо уходит не более четырех рублей в месяц. Рацион — одна крыса раз в две недели. По графику. Однако, уверяет Андрей, даже если морить удава голодом два–три месяца, не случится ровным счетом ничего.

Удавы, рожденные в неволе, –— существа добродушные.

О таких, как Андрей Соломахо, принято говорить: увлеченный. Впрочем, его история как раз о том, что и на собственном хобби (а началось все с типичной деревенской мальчишеской забавы: ловли гадюк в бутылки в бабушкиной деревне) можно неплохо зарабатывать. Удавы, питоны, а также две небольшие шустрые королевские синалойские змейки — опытные модели для фотосессий.

— А на днях змей у меня брали организаторы квестов. Из ящиков, куда их посадили, участникам нужно было достать монеты... Вообще же, в месяц «на работу» нам достаточно выехать раз 6 — 7. Одна фотосессия приносит как минимум сто рублей. Чаще заказывают коммуникабельных удавов — коричневого Прохора и альбиноса Лорда. Но и другие змеи тоже пользуются популярностью — хотя бы из–за разнообразия расцветок.

Один за другим Андрей знакомит с собственными питомцами:

— Нюша природной раскраски, по сути, «дворняжка», питон Солнышко — с желтыми узорами, Арнольд — белый с природным рисунком... Но он на фотосессии не ездит. Удав Алиса — в яблоки — кстати, тоже.

«Ну а вас, Вера, увлечение Андрея не пугает?» — интересуюсь у хозяйки. Та смеется в ответ: дескать, если учесть, что первого питона Жужика на день рождения супругу подарила именно она...


— Откуда к змеям такое отношение? — удивляется Андрей. — За глаза, знаю, многие жалеют наших соседей. А мне кажется, жалеть стоит не тех, у кого рядом поселился заводчик, а тех, чей сосед наркоман или алкаш. Каждая змея у меня зарегистрирована в Минприроды и имеет собственный паспорт. И только попробуй откажи... Претензий нет ни у кого, кто хоть раз побывал у меня в гостях. Вспоминаю, как к нам на вызов приехала скорая помощь. И первым делом начали не дочку слушать, а террариум с неподдельным интересом рассматривать. Правду ведь говорят: змеи — они, почти как кошки, только лучше.

Компетентно

Руслан Новицкий, заведующий сектором экологической оценки преобразования окружающей среды НПЦ НАН по биоресурсам:

— Змеи в качестве домашних питомцев в мире — явление распространенное. В нашем же регионе мода на них (равно как и на крупных пауков, и на способных шокировать тараканов, и на пираний в качестве аквариумных рыбок) только набирает обороты. Среди предпочтений все же собаки, коты, попугаи и рыбки. И дело не только в сложившихся традициях, но и в стоимости. Цена на змею начинается с 30 — 50 долларов. Есть и определенная боязнь за свою безопасность. Хотя, как правило, все содержащиеся с человеком змеи рождены в неволе. Опытные заводчики, кстати, делают большое дело: чем больше животных появляется на свет в неволе, тем меньше их изымают из дикой природы.

deu@sb.by

Советская Белоруссия № 233 (25115). Суббота, 3 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter