В Беларуси православный батюшка открыл гостиничный бизнес

В гости к батюшке

История о православном батюшке, занявшемся гостиничным бизнесом
В трехэтажном особняке на окраине Дисны с порога пахнет ладаном. В одной из комнат, прозванной «каминным залом», повсюду висят иконы. В книжном шкафу «Унесенные ветром» и прочая привычная беллетристика из советской еще серии «Подписные издания» соседствуют с церковными фолиантами. А вот и сам хозяин, в рясе и с крестом на груди. Не удивляйтесь, но мы в небольшом частном отеле. И религиозное в этом вполне себе светском заведении — лишь штрих. Репортаж «СБ» — о православном батюшке, занявшемся гостиничным бизнесом.

Трехэтажный особняк протоиерея Геннадия Короневского —
это восстановленное из руин имение графа Костровицкого

Протоиерей Геннадий Короневский, настоятель сразу трех храмов в Дисне и ее окрестностях, в округе прослыл человеком предприимчивым и хозяйственным, с крепкой хваткой. Приехав из Дубровно в конце 1980–х в самый маленький городок Беларуси, затерявшийся на пути между Полоцком и Миорами, батюшка за год восстановил местную Свято–Воскресенскую церковь. Камешек за камешком на месте огромной свалки по фото и воспоминаниям старожилов из развалин воссоздал старинную усадьбу и справил здесь новоселье. Затем, получив благословение, взял 20 гектаров земли и стал едва ли не единственным в стране фермером, служащим одновременно в храме.

— Недавно распустил хозяйство — и сразу гора с плеч. Ведь это большой труд, делить который со служением архисложно. У меня же и людей сколько было, и полный двор скотины, и техники целый гараж. В молодейшие годы и здоровья больше было...

Параллельно занялся агротурбизнесом. Не корысти ради. Матушка Наталья лукаво улыбается: решили, что так будет веселей. Но отец Геннадий откровенен:


— Я поначалу и думать не думал про такой бизнес. А дом строил исключительно для семьи. Хотел, чтобы все вместе жили, у меня же трое детей. Только сын в Питер уехал, здесь заработка нет. Дочки живут пусть и недалеко, в самой Дисне, но отдельно. Одна на «скорой» работает, другая в структуре РОЧС. В общем, остались мы на 420 «квадратах» вдвоем. А только коммунальные тянут на полторы сотни рублей в месяц... Как существовать? В общем, благословение от владыки Феодосия получил.

Дела пошли. Заработанных денег хватало не только, чтобы покрыть расходы по жировке, оставалось и на развитие. Для постояльцев, например, купили телевизор.

— А в прошлом году в Дисне целое лето трудились строители и коммунальщики. Единственная гостиница была постоянно переполненной. Владельцы агроусадеб поспешили оформиться как индивидуальные предприниматели. Я в том числе. Вот и у меня зараз по 15 человек ночевали. Кровати дополнительные ставили, диваны раскладывали... А в этом году совсем глухо... Вот вы где ночевать собираетесь?

Отец Геннадий предлагает взглянуть на свою гостиницу как на место историческое,
с предметами старины в интерьере

Чтобы в нашей стране считаться отельером, по сути, нужны лишь свободные квадратные метры, время для встречи гостей и сертификат индивидуального предпринимателя. Но чтобы к тебе поехали гости, к этим непреложным ингредиентам, помимо рекламы, стоит добавить необычный антураж. Казалось бы, идея сделать гостиницу исключительно с православным уклоном на поверхности. Но нет. Протоиерей Геннадий Короневский делится планами: есть неподалеку от церкви еще одно здание, и именно там — при наличии финансов — для паломников, сотни которых в начале августа стекаются в эти края поклониться «Дисненской Одигитрии», местной чудотворной иконе Божией Матери, и собирается открыть этакую небольшую гостиницу с трапезной. Но пока свою основную работу — служение церкви — и «подработку» не смешивает...

— Иначе агроусадьбу, которая, собственно, в гостиницу и переросла, назвал бы «В гостях у батюшки». Но и ехали в таком случае сюда лишь те, кому надо непосредственно к батюшке. Только это было бы для меня обременительно. В церкви с годами стало больше работы... А гостиница много времени не отнимает. Люди приехали — хорошо. Встретим. Накормим, причем не постными блюдами — хорошими драниками. Поговорим. Спросят совета — подскажем...

Все же своеобразную модель поведения постояльцев специфическая среда, как бы батюшка ни призывал не смешивать церковное со светским, формирует. Отец Геннадий кивает: у него в гостях, прямо как в церкви, волей–неволей становишься человеком культурным.

Религиозное в этом светском мини-отеле — лишь штрих

— Ругнуться лишний раз боятся, стараются не курить, строители с Брестчины даже на цыпочках ходили, чтобы не побеспокоить. Хотя и реагируют на меня некоторые настороженно, однако видно: уважают. Пьют? Бывает... Хотя мы с матушкой на это не обращаем внимания, да и в целом гостей стараемся не беспокоить, живем отдельно — на другой половине.

Взглянуть же на собственные апартаменты отец Геннадий предлагает с других ракурсов. Не менее интересных. Как на исторический объект. Как на имение мецената Костровицкого (не раз, к слову, жертвовавшего на Одигитриевскую церковь) с соответствующим интерьером — старинными вычурными люстрами, камином, массивным столом, коллекцией из не менее чем полусотни раритетных настенных часов, а также многочисленной домашней утварью. Как на родовое гнездо поэта Гийома Аполлинера. Как, в конце концов, на живописное место на берегу Западной Двины, где отдыхал Адам Мицкевич и где ловил огромных щук известный белорусский ювелир Николай Кузьмич, где снимали фильмы «Черная береза» и «Государственная граница».

— Пусть память будет именно такой. Ведь как я могу переделать историческое место под себя? — разносится по окрестностям раскатистый голос батюшки. — Хочу, чтобы история действительно оставалась историей. Я и сам, к слову, восстанавливая усадьбу своими руками, неплохо ее изучил. А теперь ко мне даже экскурсии на автобусах привозят. Только вот, увы, из моих гостей ею мало кто интересуется.

Постояльцев гостиницы встречает ее хозяин — православный батюшка

Матушка Наталья, оторвавшись от ежедневных деревенских забот, вместе с красавцем лабрадором Графом гоняет по двору мяч. Где–то неподалеку шумят строители — в родовом гнезде графа Костровицкого, нынче имении протоиерея Короневского, продолжается ремонт. Над Западной Двиной заходит солнце. Мы тем временем прогуливаемся с батюшкой под кронами вековых лип и елей и вспоминаем те времена, когда в белорусские усадьбы один за другим наведывались иностранцы. В разговоре все чаще звучит губящее агротурбизнес слово «кризис».

— Вот про меня и газеты пишут, и по телевизору показывают, — грустит отец Геннадий. — И что, думаете очередь? Нет никого... У нас ведь как: мол, отдохнуть в Беларуси всегда успеется, мы лучше в Египет или Турцию поедем. А здесь такая природа и рыбалка! Только и надежда, что на командированных...

deu@sb.by

Советская Белоруссия № 199 (25081). Суббота, 15 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter