В деревне Скородное Ельского района

Из почты главного редактора
Здравствуйте, уважаемый Павел Изотович!

Обращаюсь к вам от жителей маленькой деревни Скородное Ельского района Гомельской области. Мы в большом отчаянии и не знаем, что дальше делать и как дальше жить.


Закрытое кафе

Напишу все по порядку.

Наша деревня находится на юго–западе и граничит с Украиной. Известна наша деревня еще с XIV века. У нас есть детский сад, школа, лесничество, 2 магазина и один магазин частный, аптека, КБО, клуб, сельский Совет, кафе. Примерно с 2009 года наша деревня попадает под программу возрождения села.

Все жители очень обрадовались, думали, лучше заживем. Но вот что на самом деле. Было у нас кафе, которое обслуживало население нашей деревни, там проводились свадьбы, проводы, похороны, дни рождения... Но его закрыли в 2010 году, мы думали, на ремонт, но глубоко ошибались. Вот 5–й год стоит. Клуб, бедная наша культура, сам на свои средства ремонтирует сельский Дом культуры совместно с районным отделом идеологической работы, культуры и по делам молодежи уже пятый год, а работы там еще много. А до толку не доведено. И что власти Ельского района?

В зрительном зале Дома куль­ту­ры.
В зрительном зале Дома куль­ту­ры.

Газ — это главная проблема. Когда С.М.Коноплич избирался в депутаты Палаты представителей Национального собрания, он лично пообещал жителям, что в нашей деревне газ будут проводить. А сейчас газ ведут мимо нас. Так где же справедливость? Ведь мы пишемся уже агрогородок Скородное, но что–то название не соответствует действительности. В самом Ельске строятся дома, проведен газ, окультурен город. А что делать нам? А мы ведь хотим жить в малых населенных пунктах и работать, но не хотим быть на обочине.

В декабре 2014 года я с группой людей написал письмо и собрал подписи от жителей деревни к председателю исполкома Ельского района Леониду Федоровичу Писанику по вопросам:

1. Газификация нашей деревни.

2. Проблема вывоза мусора.

3. Кафе, когда его будут делать, зачем его закрыли?

4. Клуб, когда будет сделан наконец–то?

5. И вопросы, касающиеся совхоза «Скороднянского».

В этом письме жители д. Скородное попросили провести народное собрание с представителями властей. 23 декабря оно было проведено в сельском Доме культуры, пришло много жителей деревни.

Что было сделано до сегодняшнего дня? Перечислю:

1. Клуб, он делается, но ему не хватает помощи.

2. Были подписаны договоры с жителями по вывозу мусора в деревне с организацией КЖЭУП.

3. Были решены некоторые вопросы, касающиеся совхоза.

Но главные вопросы, на мой взгляд, так и остались нерешенными.



Мы просим, умоляем ВАС, ПОМОГИТЕ, иначе еще лет 10 — и не будет нашей деревни. Мы должны помнить нашу историю, оберегать исторические места, окультуривать и расширять малые населенные пункты. Дети должны возвращаться на родину. Мы не подписываемся, потому что боимся за свою работу, за своих детей, нас, тех, которые добиваются правды, просто истребят, и мы превратимся в ничто. Поэтому пишем анонимно.

Мы за то, чтобы в нашей деревне жили молодые семьи, росли детки, развивалось производство. Выход всегда есть, только нам этот выход не показывают, но мы надеемся, что вы нам поможете.

С уважением, жители агрогородка Скородное.

* * * 

Вот такое письмо. Кое–что здесь, конечно, правда, кое–что надо проверять. Очень неприятно, что письмо анонимное, да еще выказывается дикое опасение («Если подпишемся — нас истребят»). Как же изуродованы у нас некоторые понятия. Тем не менее — надо проверять. Я распорядился, чтобы корреспондент «СБ» выехал в Скородное и написал докладную о том, что он там увидел.

Павел Якубович.

* * * 

Служебная записка Главному редактору

Для выяснения обстоятельств по вашему заданию выехал в деревню Скородное Ельского района. Это один из старейших населенных пунктов района (известен с XIV века). Население более 600 человек. Здесь имеются 3 магазина, школа плюс детсад, больница сестринского ухода, лесхоз, ДК.



При опросе местных жителей выяснились три основные проблемы.

В 2010 году деревня приобрела статус агрогородка, однако, кроме статуса, ничего больше не получила. Местный Дом культуры не могут отремонтировать уже 5 лет. Какие–то деньги выделяются: покрашен холл. В остальном разруха и застой. Во время фотосъемки ДК приехал начальник отдела идеологии, культуры и по делам молодежи Ельского райисполкома Валерий Гейхман и уверил, что область уже выделила на ДК 100 миллионов рублей, а сельские культработники завершат ремонт хозспособом к 1 ноября 2015 года. Пригласил на открытие.

Вторая проблема — в 2009 году закрылось местное кафе. Оно в аварийном состоянии. Шансы на его открытие ничтожны — низкий спрос. За 2014 год в Скородном не было ни одной свадьбы. Тем не менее местные жители просят вернуть кафе.

Последняя проблема — газификация. Деревня в списке пострадавших от аварии на ЧАЭС. Стоит в программе на газификацию. Здесь обижаются, что очень долго стоит. В сельсовете рассказали, что газ уже подвели к соседней деревне Валавск в 12 километрах. Следующее и последнее на очереди — Скородное. Их должны газифицировать до 2017 года. Но все упирается в средства.

Общее впечатление: деревня очень хорошая, большая. Однако находится в приграничной глуши, пострадавшей от аварии на ЧАЭС. В таких деревнях необходимо заботиться о комфортной жизни. Иначе молодежь уедет. Эти деревни надо ставить в первую очередь на ремонт и газификацию после населенных пунктов вблизи больших городов. В эту глубинку никто не приедет, кроме местных жителей.

Станислав Галковский, спецкор «СБ».

* * * 

Данную переписку мы адресуем в Гомельский облисполком и надеемся, что руководство укажет еще более конкретные сроки выполнения работ, которые ожидают жители Скородного. Понятно, конечно, что все упирается в средства. Но, как говорится, при должной организации, а главное, желании самые трудные проблемы решаются.

Отдел писем «СБ».

Советская Белоруссия № 95 (24725). Пятница, 22 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter