Условно да срочно

О залежах мусора

Совпадение было просто мистическим: я ехал к залежам мусора, а услышал комплимент чистоте. У нас ведь давно на обочинах не голосуют — вызывают такси по телефону. А этот человек отчаянно махал рукой, когда я по проспекту Победителей ехал в Ждановичи. Оказался россиянином. Гость заблудился, опаздывал на деловую встречу и очень нервничал. Как не подвезти, хотя мне и в обратную сторону?! Но, едва с кем–то созвонившись («...уже еду, через 10 минут буду!»), он первым делом сказал мне: «Чистота города просто поражает! Езжу много, могу сравнивать». Привычное восхищение, но от этого не менее приятное.


Хорошо, что гостя я отвез к банку, а не на улицу Парковую в Ждановичах.


Фактически это не улица, а дорога, пересекающая водохранилище Криница и затем огибающая Заславское. Вдоль нее — сплошь санатории и детские лагеря: «Звездочка», «Беларусь», «Криница», «Сябры», «Белорусочка»... Глаз радуют новые постройки и разнообразные архитектурные формы. Но сразу за «Белорусочкой» — огромный пустырь. Сквозь ветви его видно даже с дороги. Если подойти ближе, то на площади в несколько гектаров обнаружатся развалины каких–то сооружений, горы строительного хлама выше человеческого роста, залежи пустых бутылок и прочего мусора. Сохранились остатки беговой дорожки и сектора для метания. Здесь был стадион.


Года три назад я наблюдал уничтожение его остатков. Бульдозеры сносили трибуны, срезали верхний слой грунта, кое–где были готовы траншеи. Работы шли активно: явно затевалось строительство. Потом все заглохло, и за три года пейзаж практически не изменился. Что произошло? Лучше дать слово очевидцу.


Вплотную к пустырю примыкает учебный центр Минлесхоза — «РУЦ–Лес». Выглядит как приличный санаторий, окна которого выходят как раз на пустырь. Директор центра кандидат сельскохозяйственных наук Леонид Навойчик видит этот пейзаж несколько лет, но никак не может привыкнуть. Он вспоминает:


«Когда–то здесь находился детский спортивный лагерь. Все было как положено: жилые домики, столовая, баня, спортивные сооружения... Целое лето дети тренировались, соревновались, отдыхали. Потом владельцы продали кому-то участок. Якобы под коттеджи. Группы детей еще некоторое время приезжали сюда со своими тренерами — по старой памяти. Иногда их размещали в гостинице учебного центра и пускали в спортзал: не на улице же оставлять.


А потом была основательная ревизия, которой подверглись все окрестные санатории, лагеря и базы отдыха. Не избежал ее и «РУЦ–Лес»: проверялись назначение и состояние каждого сооружения».


В ходе той ревизии, по словам директора, и выяснилась незаконность продажи участка — все работы прекратились. Зато мусора становилось все больше, его периодически и тайком подвозили какие-то самосвалы. Цитата из М.Пришвина, которая красуется на стене центра («Охранять природу — значит охранять Родину»), водителям мусоровозов не видна и едва ли понятна.


Жаль, что не могу процитировать все оценки директора — столь они эмоциональны и резки. При этом профессиональны в смысле экономическом и экологическом. За 2,8 га занимаемой земли «РУЦ–Лес» платит в год 54 млн. рублей земельного налога. Территория пустыря намного больше. Неужели, вопрошает директор, бюджету не нужны деньги? В учебный центр регулярно приезжают за опытом иностранные делегации. Гости здесь живут и смотрят в окна. Столь очевидную бесхозяйственность — на фоне окружающих красот и чистоты — им трудно объяснить. Бывает очень стыдно.


С одной стороны корпуса — пустырь стадиона, мусор и развалины. С другой — многолетний долгострой санатория, четыре этажа. Рядом ржавеет строительный кран, меж рельсов которого уже выросли деревья. Леонид Навойчик даже не припомнит, когда здесь остановились работы. Кто и почему так бездарно распоряжается курортной землей (а также здоровьем и деньгами, которые она может приносить), директор понять не может. Сетует: «Обложили меня развалинами со всех сторон!» И впрямь какое–то заколдованное место. Хотя по своим природным качествам — весьма привлекательный уголок — курорт.


Убогие развалины чем–то напомнили мне надписи типа «Здесь был Вася» (Петя, Лена, Маня...), которые туристы с плохим вкусом оставляют на стенах архитектурных достопримечательностей. «Автографы» строителей в Ждановичах, по–моему, ничуть не лучше.


Странно, что в отделе архитектуры администрации Минского района о бывшем спортивном лагере и заброшенном корпусе санатория, похоже, от меня впервые услышали. Абсолютно ничего сказать не смогли! Направили в другой кабинет, где мне на условиях анонимности сообщили следующее.


Вероятно, в ближайшее время территория бывшего лагеря будет отдана лесопарковому хозяйству — под «залесение». Корпус недостроенного санатория предстоит обследовать, после чего решить, сносить его или достраивать. Повторю, что хозяин кабинета просил на его слова не ссылаться и вообще не упоминать.


В Комитете государственного контроля подтвердили рассказ директора учебного центра и кое–что уточнили. Участок со спортивным лагерем принадлежал «профсоюзам». На его территории находились 17 строений различного назначения и спортивные сооружения. Здания строились в 50 — 70–х годах прошлого века и со временем ветшали. Не озаботившись их ремонтом, владелец в начале 90-х предпочел продать участок частной фирме. Предполагалось, что он будет использоваться по назначению — для обслуживания лагеря. В действительности новый владелец стал целенаправленно «пробивать» в инстанциях коттеджную застройку. Инициативу пресекла специальная комиссия с участием госконтроля и прокуратуры. В итоге участок был изъят судом как используемый не по целевому назначению, хотя владелец и заплатил. Недавно он передан Минскому горисполкому и действительно будет засажен лесом. Судьба земли вокруг недостроенного санатория и самой коробки остается под вопросом.


P.S. Эта статья точно в таком же виде могла быть опубликована и 2 месяца назад, и полгода. За минувшее время состояние «стадиона» и коробки санатория абсолютно не изменилось. Строительного хлама и мусора не стало меньше — их лишь прикрыла зелень. Есть ли счастливый конец у этой затянувшейся истории? Уж слишком она какая-то условная — обещают принять «срочные меры» и ничего не делают...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter