Как же видел и понимал окружающую реальность Владимир Ленин?

Уроки Ленина

Как же видел и понимал окружающую реальность Владимир Ильич?
145 лет назад, 22 апреля 1870 года, родился Владимир Ленин. Мы знаем, что вырос он в семье просветителя, деятеля образования Ильи Николаевича Ульянова. Для общего развития многое давала интеллектуальная обстановка в доме Ульяновых, отличная учеба в гимназии, книги прогрессивных авторов. В свое время стала проявляться привлекательная сила революционных взглядов. Мощным толчком для молодого человека послужил «Манифест Коммунистической партии». В этой работе К.Маркса и Ф.Энгельса Владимир Ульянов, которому было 24 года, нашел для себя вывод о неизбежности социалистического строя в силу законов развития капитализма.

На мой взгляд, особенно важным Ленин считал положение «Манифеста Коммунистической партии» о том, что продвижение к новому строю нельзя отделять от рабочего движения. Владимир преклонялся перед авторитетом старшего брата Александра — ученика Бекетова и Менделеева, активного деятеля народнического движения. Но уже видел ограниченность народничества и стремился влиться в революционные действия нового класса — рабочего класса. И как ни велико было горе от казни старшего брата, обвиненного в подготовке покушения на царя Александра III, юный Ленин твердо заявил, что таким путем не пойдет. Огромная ответственность — решать, что делать, куда идти, какие действия предпринимать в тот или иной момент.

Когда развернувшийся революционный процесс противоречив и сложен, подходить к нему в анализе и прогнозах следует с величайшей осторожностью. Но и творчески. А этого порой не хватает даже некоторым из единомышленников. В итоге — растерянность перед живой действительностью, неспособность быстро разобраться в реальной политической обстановке, ошибочные оценки и выводы, нерешительность, схоластические подходы там, где требуется быстро отреагировать на изменившуюся ситуацию. Как мне кажется, весьма показательна следующая мысль Ленина: «Марксист должен учитывать живую жизнь, точные факты действительности, а не продолжать цепляться за теорию вчерашнего дня, которая, как всякая теория, в лучшем случае лишь намечает основное, общее, лишь приближается к охватыванию сложности жизни».

Как же видел и понимал окружающую реальность Владимир Ильич? Каким способом ее осмысливал? Каков был его творческий метод?

Думаю, что, во–первых, конечно же, революционная диалектика. Именно она позволяла четко анализировать действительность, быстро реагировать на все исторические «зигзаги» или непредвиденные ситуации в развитии самого революционного процесса. Диалектический путь познания истины включает обязательный синтез как ранее добытых теоретической мыслью положений, так и новых, тех, что рождаются при анализе постоянно развивающегося исторического процесса.

Также обязателен был для него в познании принцип историзма, требующий «смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь». Именно под этим углом зрения изучал Ленин, например, империализм как определенную стадию в развитии капитализма, выявляя в ней отличительные особенности.

Исследователи работ Ленина знают, что он неоднократно доказывал также, что любые выводы, формулы, идеи ценны не сами по себе, а лишь с точки зрения их значимости для практики социального прогресса. Опираться на действительное, а не на возможное, стоять на почве фактов, а не возможностей — твердое правило научного подхода. Но при этом, был убежден Владимир Ильич Ленин, нельзя сходить и «с точной почвы анализа классовых отношений».

Многие отмечают, что сам он к оценке любого явления подходил строго диалектически, рассматривая его в контексте всей наличествующей исторической обстановки (и внутреннего, международного плана), изучая, постигая его сущность, динамику, закономерности, перспективы развития.

...К моему огромному сожалению, сейчас много охотников нападать на Ленина, выдвигать ему разного рода обвинения. Но грязь, что льют на Ленина, — это грязь на исторический выбор ХХ века. А вынашивал этот выбор весь народ, все оппоненты и противники! Как видится, проект Ленина был выходом из той исторической ловушки, в которую попала Российская империя в начале века, когда ей приходилось одновременно догонять капитализм и убегать от него. На мой взгляд, урок Ленина в том, что он проник в суть России как цивилизации и преодолел давление господствующих теорий. При этом нашел такой язык и такую логику, что стал не пророком–изгоем, а вождем массового движения.

Советская Белоруссия № 75 (24705). Среда, 22 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter