БГПУ провел конкурс сочинений и видеороликов об учителях

Учитель, перед именем твоим

Фото  Виталия  ГИЛЯКак сегодня только ни пытаются поднять престиж учителя! Активнее всех за дело взялся главный профильный вуз страны — Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка. Здесь и к Дню учителя как дань уважения всем педагогам у входа установили скульптуру «Учительница первая моя», и с 1 сентября для школьников объявили конкурс сочинений и видеороликов об их наставниках. Только письменных рассказов оказалось более 160. Какой видят работу в школе те, чей взгляд на профессию, несущую «разумное, доброе, вечное», еще не замутнен проблемами невысоких зарплат и бесконечного бумаготворчества? Мечтают ли современные дети стать учителями? И какой он, идеальный педагог в глазах школяров? Ответы на эти вопросы корреспондент «СБ» искала в лучших конкурсных сочинениях.

«На клумбах в школьном дворе пестреют астры и георгины, на стройных ножках тянутся вверх нежные гладиолусы — его любимые цветы. Цветы моего учителя — Арашкевича Рема Александровича. Когда–то он приносил их целыми охапками на августовский педсовет, чтобы поздравить новых учителей, пришедших на работу в нашу школу. Говорят, что у Рема (так его все называли) было триста сортов гладиолусов на дачном участке. Выращивал не на продажу, а для души. А сколько кактусов в лаборантской! Не сосчитать! Его кабинет весь утопал в зелени, одна гигантская роза чего стоила... Наверное, вы подумали, что я хочу рассказать об учителе биологии... Нет, Рем Александрович более тридцати лет преподавал математику, обожал свой предмет, а его обожали ученики. И было за что...» Рассказ Анны Чалой, ученицы 10–го класса минской СШ № 139, никого не оставил равнодушным. Наверное, в этом и есть главная профессиональная награда, когда даже после ухода человека из жизни о нем вспоминают с таким уважением и теплотой: был с учениками на равных, за глаза называл их «мои деточки», а коллеги считали его большим придумщиком за творческий подход к любимому делу...

Фото  Александра  РУЖЕЧКА

А это уже история любви к педагогу от Алины Бакунович, десятиклассницы Марьиногорской гимназии: «Я ведаю адзiн помнiк, каля якога заўсёды ў Дзень настаўнiка ляжыць шыкоўны букет у выглядзе сэрца з чырвоных руж. Гэта помнiк на звычайных сельскiх могiлках, помнiк маёй бабулi... Наш букет у Дзень настаўнiка нiколi не бывае першым, хоць мы прыходзiм зранку. Першым сваю настаўнiцу вiншуе яе вучань, Мiця, як звала яго бабуля. Яму ужо за шэсцьдзесят, ён бiзнесмен, заўсёды неверагодна сур’ёзны i неверагодна заняты. Але кожны год знаходзiць час, каб вярнуць сваёй першай настаўнiцы кавалачак сэрца, што калiсьцi атрымаў».

Закономерно, что именно учительские дети особенно тонко чувствуют подводные камни нелегкой профессии. У них ведь перед глазами не романтический пример коласовского «На ростанях» или чеховского «Учителя словесности», а реальные будни с подготовкой к урокам, проверкой тетрадей и постоянной нехваткой времени. «Мои родители тоже учителя. О нелегком педагогическом труде я знаю не понаслышке. Это ежедневные планы, тетради, карточки у мамы — учителя немецкого языка, к тому же участие в различного рода семинарах, отчеты, учительско–родительский патруль, дежурство на дискотеках. А сколько методической литературы! Поиск информации в сети интернет. Порой удивляешься тому, когда она все это успевает, а ведь она еще и мать, хозяйка, жена! Ответ один — она мастер своего дела, и по–другому быть не должно» (Николай Демиденко, Копаткевичская средняя школа Петриковского района).

Возможно, для кого–то это станет открытием, но, несмотря на все трудности, немало у нас молодых Фото  Александра  РУЖЕЧКАлюдей, кто по–прежнему верит в высшее призвание педагога и даже мечтает связать свое будущее с этой специальностью. Такие ребята готовы спорить: ошибки учителя менее заметны по сравнению с промахами врача, однако способны нанести еще больший вред в будущем! Но самое интересное другое: школьники, которые метят в педагоги, отнюдь не пребывают в плену розовых мечтаний. «Часта задумваюся: колькi цярпення трэба настаўнiку, каб працаваць з вучнямi, раiць, песцiць, усяляць надзею... Цi змагла б я так? Жыццё пакажа. Але для сябе я рашыла даўно: стану настаўнiцай! I як бы цяжка нi было, мне хочацца весцi дзяцей па цяжкiм шляху быцця, накiроўваць, дапамагаць не згубiцца на вялiкай планеце i... вучыць» (Ирина Кравченко, гимназия 

№ 1 г. Жлобина). «Возможно, профессия эта не самая оригинальная, может, не самая интересная и уж точно не самая престижная, но, как бы то ни было, каменной стеной встает один–единственный вопрос: кто бы мы были такие, если бы у нас не было Учителя? Простого Учителя! Или уже совсем не простого?» (Владислав Мальцев, минский лицей № 1).

Выходит, не все еще потеряно? И диплом учителя может стать знаком престижа и качества, а конкурсы в педвузы способны дать фору другим? Желающих связать свою жизнь с педагогикой найдется немало. Но пока для воплощения чьей–то сокровенной мечты не хватает двух важнейших составляющих: уважения к труду учителя и достойной его оплаты.

Идеальный учитель. Какой он?

Алина Бакунович, Марьиногорская гимназия: «Мая мама любiць паўтараць словы Сенекi: «Каго багi хацелi пакараць, таго яны зрабiлi педагогам». Педагог — гэта вялiзная адказнасць, гатоўнасць ахвяраваць сваiм вольным часам, асабiстымi справамi, дзялiцца душэўным цяплом i не паказваць сваёй слабасцi. Цi многiя на такое здольныя? Цi ў многiх бацькоў хапае цярпення i чуласцi, каб растлумачыць свайму дзiцяцi мудрагелiстыя высновы сучаснай навукi? Таму крыўдна часам слухаць, як абразлiва гавораць пра настаўнiкаў».

Вероника Ленская, Отрадновская СШ Любанского района: «Учитель — это музыкант, который виртуозно играет на тонких струнах детской души. И от мастерства педагога–музыканта зависит, как будет звучать мелодия».

Виктория Борисова, СШ № 2 г. Петрикова: «Сапраўдны настаўнiк — гэта не толькi чалавек, якi навучае дзяцей, ён i выхавальнiк, i мудры псiхолаг, i справядлiвы суддзя, выдатны iмправiзатар, артыст, хаця i не чакае апладысментаў».

Дарья Цалей, лицей № 1 г. Клецка: «Мая бабуля казала: «Унучачка, калi вырасцеш, абавязкова стань «вучыцельнiцай», бо гэта самы паважаны чалавек, у якога самая святая прафесiя на Зямлi»... Каб быць сапраўдным настаўнiкам, настаўнiкам ад Бога, трэба быць чалавекам выключных якасцей, неардынарным, быць Данка, якi святлом i цяплом свайго сэрца абагрэў увесь свет».

pasiyak@sb.by

Фото  Виталия  ГИЛЯ и Александра  РУЖЕЧКА

Советская Белоруссия №226 (24607). Четверг, 27 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter