Трудная дорога к истине

Сдувая пыль с истории

«Вся моя сознательная жизнь была посвящена двум разным предметам, долгое время остававшимся автономными и только в последнее время соединившимся в единое целое. С одной стороны, мне хотелось выяснить, можем ли мы достоверно познавать окружающий мир; с другой — сделать все, что в моих силах, для улучшения этого мира». Автор этого признания, англичанин Бертран Рассел, прослыл личностью крайне противоречивой. Внук британского премьер–министра и лидера вигов Джона Рассела, он получил прекрасное образование, прославился как математик, но, скажем, Нобелевскую премию получил по... литературе «в знак признания разнообразных и значительных произведений, в которых он отстаивает гуманистические идеалы и свободу мысли».


В 1920 году в составе делегации лейбористов Рассел приехал в Петроград, а потом признавался, что «попал в странный мир, мир умирающей красоты и тяжкой жизни». Он вспоминал «Преступление и наказание» Достоевского, «В людях» Горького, «Воскресение» Толстого, думал о жестокости и разрушениях, на которых было построено былое великолепие; о бедности, пьянстве, проституции, прожитых впустую жизнях; думал о поборниках свободы, томившихся в Петропавловской крепости; вспоминал убийства, погромы, избиения. Через ненависть к прошлому он становился терпимее к новому, но так и не смог возлюбить это новое ради него самого: «У нас нет времени для нового искусства и новой религии», — нетерпеливо говорили мне. Возникает, однако, вопрос: можно ли сперва создать тело и только потом впрыснуть в него соответствующее количество души? Может быть, но я как–то сомневаюсь».


«Вторая мировая империалистическая война, в которую втянуто уже больше половины населения земного шара, обрушила на плечи трудящихся новые тяготы и лишения. Вот почему попы во всех странах капитала особенно усиленно пропагандируют сказки о страданиях Христа, пытаясь при помощи этих сказок удержать трудящихся в покорности и повиновении. В нашей стране попы своей проповедью о страданиях Христа хотят держать трудящихся под влиянием реакционных религиозных идей, настроить их отрицательно к нашей новой, радостной и счастливой жизни» («О «пасхе», 8.04.1941).


Рассела непросто понять, не исследовав его отношение к религии. «Мы не говорим о вере, когда речь идет о том, что дважды два четыре или что Земля круглая. О вере мы говорим лишь в том случае, когда хотим подменить доказательство чувством», — утверждал этот британец и являл всему миру свой знаменитый чайник. В своей статье «Есть ли Бог?» Рассел писал: «Если я предположу, что между Землей и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите летает фарфоровый чайник, никто не сможет опровергнуть мое утверждение, особенно если я предусмотрительно добавлю, что чайник настолько мал, что не виден даже мощнейшими телескопами. Но если бы я затем сказал, что коль мое утверждение не может быть опровергнуто, то недопустимо человеческому разуму в нем сомневаться, мои слова следовало бы с полным на то основанием счесть бессмыслицей».


«Все знают, какой страшный вред наносят посевам культурных растений сорняки. Вытягивая из земли жадными корнями питательные соки, они глушат добрые всходы. Стиляги, пьяницы, хулиганы, спекулянты подобно сорнякам мешают нашей жизни. Не менее ядовитый сорняк — это религия. Как пырей, она цепко держится в сознании отсталой части населения. Нелегко бороться с сорняками. Но если не освободишься от них — не бывать и хорошему урожаю. Недавно в Минске состоялся открытый судебный процесс над «пятидесятниками» — одной из наиболее изуверских религиозных сект. На скамье подсудимых — семь человек: пять мужчин и две женщины» («Ядовитые сорняки», 2.03.1962).


«В пропаганде атеизма нетерпим шаблон, формализм, казенщина. А ведь именно этими пороками зачастую он и страдает. Нечего скрывать, бывает у нас, когда в погоне за мероприятиями в планы общественных организаций вносятся десятки пунктов по антирелигиозной работе. Причем никто как следует и не думает, с кем будет вестись эта работа. И получается — атеистические лекции читаются не для верующих. Поэтому напрасно обижаются организаторы, что никак людей не соберешь! А кто же согласится попусту терять время?.. Атеистическая пропаганда всегда была и остается важным участком идеологического фронта. Он всегда в наступлении, этот фронт» («Быть воинствующими атеистами», 2.04.1965).


А Рассел? В 1918 году он впервые угодил в тюрьму (на полгода) за призывы к отказу служить в армии. Он в равной степени критиковал фашизм и коммунизм, поддерживал Мюнхенский сговор и протестовал против войны во Вьетнаме. В начале 50–х он вместе с Эйнштейном издал знаменитый манифест, который привел к организации Пагуошского движения ученых. Он столь рьяно протестовал против ядерной гонки, что в 89–летнем возрасте снова был отправлен в тюрьму (из уважения к его заслугам на этот раз всего на недельку). Рассел прожил почти век, и за год до смерти признался, что жажда любви, тяга к знанию и мучительное сочувствие к страданиям человечества носили его над пучиною боли, увлекая из стороны в сторону и порой доводя до отчаяния.


«Скорбные группки людей с молитвенниками в руках, стоящие на площади перед Красным костелом, более известным в республике как дом кино, посылают молитвы Всевышнему, прося об одном — возвращении бывшего храма в лоно церкви. А из–за стеклянных дверей костела на них с не менее скорбным видом взирают те, кто еще недавно считал его своим, — кинематографисты. Еще одно противостояние. Верующие требуют вернуть им костел, мастера экрана вроде и не против, ну «а нам–то куда прикажете?» Противостояние уже безрассудно затянулось. И те и другие чуть ли не ежедневно обивают горисполкомовские, правительственные, да и партийные пороги. Уже была объявлена голодовка. Уже то ли левые, то ли правые экстремисты пустили слух, что, дескать, если не отдадут по–хорошему, так возьмем костел штурмом, прольется кровь. Уже дежурят здесь наряды милиции. Достаточно искры, короткого замыкания, и пожар страстей может полыхнуть всерьез. А решения до сих пор нет...» («Противостояние», 8.04.1990).


Детство Бертрана Рассела было безоблачным. Но его жизнь прошла в столь больших сомнениях, что из математика он превратился в настоящего философа. «Может быть, я ошибался в понимании теоретической истины, но я не ошибался, веря в ее существование и в то, что мы должны идти к ней. Я ошибался, намечая путь человечества к свободе и счастью, но не ошибался, веря в возможность свободного и счастливого мира и в то, что стоит потратить жизнь на его приближение», — говорил тот, кому многие присылали открытки со словами «вы изменили мою жизнь».


Бертран Рассел умер в феврале 1970 года. А в апреле того года, когда весь Советский Союз готовился отметить 100–летие со дня рождения Ленина, скончался патриарх Алексий I. 21 апреля он был погребен в крипте Успенского собора, но из–за ленинского юбилея нового патриарха Русская православная церковь смогла избрать только в 1971 году. В конце своей жизни избранный патриархом Московским и всея Руси Пимен несколько раз встретится с генсеком Горбачевым, и во многом в результате этих встреч советская власть откажется от политики государственного атеизма. В 1988 году в стране широко отметили 1000–летие крещения Руси, а 17.04.1993 г., уже при Алексии II, бывшая главная партийная газета республики «Советская Белоруссия» впервые опубликовала Пасхальное послание митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси:


«Я обращаюсь ко всем, кто споткнулся и пал на неровной тропе сего мира под бременем суетных треволнений, озлобления или гордыни, ко всем, кто в служении маммоне отступил от Бога Истинна: Радуйтесь, ибо у вас не отнято прощение Того, Кто Сам познал сиротство земного царства... Возлюбленные! Еще раз призываю вас не омрачить неизреченной радости нынешнего торжества затаенной обидой или раздражением на ближнего, равнодушием и неучастием к судьбе обездоленного, пристрастием, злоречием и гневом... Но возлюбим Возлюбившего нас Бога своего и друг друга! Простим друг другу прегрешения и обиды, как учил нас прощать Господь! Совоскреснем Ему верою, надеждою и любовью».


Так давайте же полюбим, наконец, друг друга. И — будем верить!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter