Где и как трудятся осужденные и почему их зарплаты неправильно сравнивать с зарплатами «на воле»

Труд особого режима

Труд в колониях часто становится основным занятием для осужденных. Кто–то работает, чтобы выплатить долги, алименты, компенсации. Кто–то, может, и не хотел бы работать, но должен, считают в департаменте исполнения наказаний. Потому что верят: именно занятость помогает человеку исправиться и стать на правильный путь. О том, где и как трудятся осужденные и почему их зарплаты неправильно сравнивать с зарплатами «на воле», мы поговорили с главным инженером ДИН Юрием Лавриенко. 

Юрий Лавриенко
Юрий Лавриенко

— Юрий Михайлович, что сегодня производят в местах лишения свободы?

— Времена, когда осужденные производили исключительно оцинкованные ведра, тазы и гвозди, прошли. Сегодня в уголовно–исполнительной системе МВД работают 14 предприятий, 3 филиала и 10 внебюджетных производственных мастерских, имеющих собственную производственную базу. Основными направлениями их деятельности стали дерево и металлообработка, а также швейное производство. Только деревообрабатывающие предприятия производят более 830 наименований продукции! Гостиные и спальные гарнитуры, диваны и кресла–кровати, наборы для кухни, офисная мебель и многое другое.

Металлообрабатывающие предприятия специализируются на выпуске запчастей для автомобильной и сельскохозяйственной техники, а также металлических конструкций.

Швейное и обувное производство осуществляет выпуск более 250 наименований.

Сегодня мы можем изготовить практически любую деталь из металла, дерева, готовы рассмотреть разные формы взаимовыгодного сотрудничества. В первом квартале 2015 года оборот нашей продукции в действующих ценах уже составил 165 млрд. рублей. 

Заготовка номерного знака для автомобиля и жетон для сотрудников МВД, произведенные в РУПП «Одиннадцать»
Заготовка номерного знака для автомобиля и жетон для сотрудников МВД, произведенные в РУПП «Одиннадцать»

— Насколько успешен такой вид производства?

— Сегодня все наши предприятия, не колонии, а именно республиканские унитарные предприятия, находятся на самоокупаемости. У каждого РУП есть штат, в состав которого входят технические службы, бухгалтеры, экономисты, юристы, маркетологи и многие другие. По сути, мы такие же предприятия, как БелАЗ, МАЗ и так далее. Вот только рабочие — это осужденные. Однако условия работы у нас иные. Мы не можем регулировать численность исходя из потребности, как на обычном предприятии: набирать столько специалистов, сколько в данный момент необходимо заводу или фабрике. Мы должны обеспечить работой всех осужденных, которые прибыли отбывать наказание. Включая и тех, кто и вовсе не имеет образования. Для этих целей созданы участки низкоквалифицированного труда, где сортируют и разделывают лом цветных металлов, автомобильные шины, разбирают противогазы и т.д. Хотелось бы отметить, что эти работы экономически невыгодны для предприятия и их объем с каждым годом все меньше с учетом замены ручного труда на автоматизированный. Но если осужденный захочет получить образование и повысить свой профессиональный статус, он может пройти обучение в одном из 23 ПТУ. Образование предлагается по 28 самым востребованным рабочим специальностям: столяр, электрик, сварщик, швея, штукатур, маляр и т.д. Обучаться и получить рабочую специальность можно и без отрыва от производства.

— А чем занимаются люди с высшим образованием?

— На предприятиях есть ряд специальностей, где необходим технический и экономический склад ума. Как правило, это работа, связанная с оформлением документов в соответствии с законодательством, требующая знания технических процессов и т.д. Это может быть, к примеру, отдел службы контроля качества. Туда трудоустраиваем людей с высшим образованием. Осужденные, у которых есть диплом и нет статьи, запрещающей занимать определенные должности, могут стать и управленцами среднего звена, бригадирами, распределителями работ, контролерами ОТК и т.д.

— К вопросу о зарплатах. Есть мнение, что низкая заработная плата в колониях — одна из причин невыплаты компенсаций пострадавшим, которые ждут порой десятки лет.

— Мы знаем об этой проблеме, активно ее обсуждаем и принимаем все меры по увеличению заработков! Нужно понимать, что зарплата осужденного тратится не только на погашение задолженности. Из этой суммы он также оплачивает свое проживание в колонии и другие статьи расходов, связанные с пребыванием в местах лишения свободы. Считаем, что чем больше у нас будет действительно качественной продукции, тем больше мы сможем продать и больше заработать. Следовательно, и увеличить зарплату рабочим, которые смогут активнее гасить свои долги перед обществом. Конечно, если бы работа была построена по принципу обычного предприятия, зарплаты были бы другие. Но мы зарабатываем столько, сколько могут в силу своих возможностей, навыков и качеств наши осужденные. Если осужденный–сварщик делает баки для БелАЗов или глушитель для МТЗ, у него есть клеймо сварщика и он получает зарплату 4 млн., 2 из которых тратит на погашение долга, 1 — на содержание и еще 1 остается на «ларек» — это одно дело. Другое — низкооплачиваемые виды производства, где средняя зарплата гораздо ниже. Мы не можем каждому дать такую высокооплачиваемую работу, тем более не специалисту и не стремящемуся ее получить.

— Какие сложности в ведении такого вида бизнеса?

— Я бы не стал называть это бизнесом. Это в первую очередь организация производственной деятельности с целью трудозанятости осужденных. В нашей системе она должна быть 100–процентная. Интересно, что, скажем, в России, нет такого, что предприятие уголовно–исправительной системы находится на самоокупаемости. Все расходы по организации труда осужденных дотируют российские налогоплательщики. Мы же сами зарабатываем деньги, платим налоги, зарплату сотрудникам и рабочим.

— Возможно ли, что и колонии таким образом перейдут на самоокупаемость?

— Постепенно идем к этому. Сегодня предприятия себя полностью окупают, мы постоянно модернизируем оборудование, строим новые производства, ведем целенаправленную работу по расширению как собственного производства, так и кооперированных связей (предприятия УИС сотрудничают с 44 предприятиями промышленности нашей страны). У нас большой потенциал, есть к чему стремиться. Для улучшения условий содержания в исправительных учреждениях предприятиями из прибыли оказывается безвозмездная спонсорская помощь колониям: закупаем необходимую мебель, бытовую технику, строительные материалы, более совершенное охранное оборудование.

— На чем планируете делать акцент в 2015 году?

— На расширении рынков сбыта, в том числе за рубеж, выполнении доведенных Правительством заданий и показателей, выполнении плана по модернизации и техническому перевооружению, программы энергосбережения. По плану модернизации строительство новых производств и замена старого оборудования — наши основные цели в 2015 году. Ежегодно покупаем новое оборудование, чтобы расширять ассортимент производимой продукции, увеличивать качество и со временем занять свое устойчивое место на рынке. По этой программе уже начались работы по строительству производственных цехов в филиале «Доманово» РУПП «ИУ № 5», реконструкция завода по производству топливных брикетов в швейный цех ИК–24, реконструкция котельной в РУП «ИК–13 Березвечье». Надо отметить, что все строительные работы мы производим за деньги, заработанные предприятием. Нанимаем генподрядчиков, которые нанимают осужденных. Интересен тот факт, что мы сами производим многое из того, что потом используется во время строительства. От гвоздей до стеклопакетов и металлоконструкций с сэндвич–панелями и ПИ–трубами собственного производства. Таким образом на порядок снижаем стоимость стройки, реализовывая продукцию, занимая осужденных трудом. Сегодня в системе на предприятиях ведется 14 строек по такому принципу.

— Востребована ли ваша продукция за границей?

— По поручению заместителя Премьер–министра ведется работа по налаживанию кооперированных связей с промышленными предприятиями Смоленской, Брянской, Тверской областей Российской Федерации. Вообще, поставляем свою продукцию практически везде. К примеру, в Китай и Францию продаем мебель, сделанную под старину, в Великобританию — деревянные колья. Это один из новых видов продукции. Колья, выполненные в виде двухметрового карандаша, служат для ограждения пастбища для животных. Также был подписан специальный меморандум о сотрудничестве с уголовно–исполнительной системой России. Совсем недавно мы посещали Брянск, Департамент промышленности и Торгово–промышленную палату. Как результат — в апреле — июне прошли три выставки–ярмарки с участием нашей продукции. Одновременно с этим мы посещали заводы, которые находятся в Брянской области, заключали договоры о поставках нашей продукции. Теперь нужно изготовить опытные образцы, пройти проверку качества и надежности, сертифицировать по российским нормативам. И затем, если попадем в их ценовой фактор, начнем поставлять продукцию в Россию. Вскоре планируем отправить сотрудников отделов маркетинга предприятий на обучение в Россию, чтобы в дальнейшем качественно участвовать в электронных торгах на поставку нашей продукции на всех торговых площадках России. Планируем двигаться дальше, в Тверскую и Смоленскую области.

— В одной из российских колоний не так давно наладили производство микросхем для мобильных телефонов. Что интересного и передового делают наши осужденные?

— В стране сегодня каждый третий, наверное, пользуется заготовкой для номерного знака автомобиля, который производится в РУП «Одиннадцать» Волковыска. Это алюминиевый лист со светоотражающим пленочным покрытием, на который нанесен символ BY и флаг, с товарным знаком изготовителя. Эта заготовка проходит около 8 разных испытаний: на светоотражение, коррозию, теплостойкость, толщину и другие. Производится она на дорогостоящем немецком оборудовании. В планах — производство информационных табличек для зданий, дорожных знаков. Эти вопросы сейчас прорабатываем. Налажен выпуск некоторых видов пищевой продукции уже в упакованном виде: несколько видов круп, кисель, макароны, хлебобулочные изделия. Наши осужденные также делают жетоны для сотрудников МВД с личным номером, новую форму для них и многое другое. Сегодня мы можем сделать практические все и не с напильником, а на современных станках. Если будет заказ на новый вид продукции, сделаем все возможное, чтобы его освоить вовремя, произвести качественно и поставить в срок.

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия № 141 (24771). Вторник, 28 июля 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter