Бандитизм на международных трассах. Назад в 90-е?

Тревожный звонок из прошлого

Кто мог подумать, что эта проблема проявится вновь: на международных трассах опять небезопасно. Даже если ночевать на платных стоянках с охраной и при наличии в машине системы слежения. Рискованно ездить как в Россию, так и в европейские страны. Один из жутких случаев — недавняя гибель в Тамбовской области белоруса Игоря Кнороза. Водитель крупной транспортной компании вез в Казахстан металлоконструкции. Тело молодого человека случайно нашли в Мичуринском районе, у автодороги М–6 «Каспий». Следователи полагают, что убийцы несколько раз выстрелили Игорю в голову, затем били металлическим ключом, а после оттащили подальше. Одного из возможных убийц на днях задержали. Но как быть с проблемой в целом? 


Человек, далекий от темы, вероятно, упрекнет нас: мол, нечего волноваться, рэкетиры уже не те. Но едва углубившись в проблему, понимаешь, что причин для такого благодушия нет. Груз 200 недавно доставили и в Алтайский край, родным 45–летнего Александра Антипова. Он тоже управлял грузовой «Вольво» и тоже погиб от огнестрельного ранения в голову. Тело убитого в Подмосковье россиянина нашли под Тулой. Подельники взяли ключи и документы на грузовик, поменяли номера и двинулись в сторону Калуги. Однако автопоездом заинтересовались дежурившие на маршруте полицейские, они и заметили в салоне кровь. Предполагаемые убийцы задержаны. Коллеги погибших уверены: «Преступления связаны. Явно работает группировка и явно не в последний раз. Действует нагло, дерзко, чувствуя безнаказанность».

«Для нападения на Игоря выбрали глухое место, — рассуждает Надежда Н., она живет рядом с этой трассой. — Стоянка тихая, связи почти нет — не дозвонишься. Машины тоже особо не останавливаются, разве что днем иногда... Парень, наверное, решил отдохнуть, ведь следующий привал далеко. Жутко сейчас проезжать мимо этого места». В случае с Александром — впереди тупик и съезд на калужскую дорогу, интенсивность движения небольшая. Тем и руководствовались убийцы, выбирая место расправы и решая, где выбросят труп.

Примеров того, как теперь работает на трассах братва, полно и в интернете. Вот на видео подрезавший шофера бритоголовый требует: «Контролируется дорога, родной. Не можешь денег дать?! Тогда все отдашь, понял!» На другом ролике — легковая также подрезает грузовое авто, недолгий разговор — и к голове водителя уже приставлен пистолет. Парню повезло, он сумел убежать. «Как убивали водителей в девяностых и нулевых, так и теперь убивают», — заключил в комментариях к видео некто Дэн.



...Володя Гаврилов облегченно выдохнул, когда колеса его грузовика снова коснулись белорусской дороги. «Порой за границей едешь и молишься, хоть бы машина не подвела, не сломалась, — рассказывает мне Владимир. — До 1990–х, думаю, уже недалеко. Тогда в каждом рейсе деньги вымогали, в разных регионах — свои расценки. Я был в Новороссийске, Ростове, Азове, Краснодаре, Воронеже... Там такой был криминал! Есть за Ростовом городок и мост через Дон — «ворота на юг» называется. Прямо перед ним дань брали. Еще как–то в кабину залезли, пику к боку приставили. Я кошелек и бросил... В Москве постоянно обирали, а могли и расписку выдать: мол, этот рассчитался, и подпись «Гоша». А однажды ночью возле городка Елец видел, как из КамАЗа прямо на ходу бандиты мешки выбрасывали. Следом шла машина, забирала. Был и в Набережных Челнах, там все предприятия за городом. В общем, выгрузился. Подъезжают блатные и опять: деньги давай. Я–то опытный, не сопротивлялся. Куда против пятерых? Тут, как на подводной лодке: не уйдешь и машину не бросишь... Конечно, когда нас много было, то отваживали таких «товарищей». Кстати, помню, некоторые дальнобойщики даже гранаты с собой возили».

Из разговора с автомобилистами понимаю, что люди всерьез опасаются возвращения на дороги бандитизма 1990–х. Сергей Н., к примеру, советует строить маршруты в объезд Магнитогорска и Челябинска, где преступные группировки облагают «гостей» данью за проезд: «Отказавшихся урезонивают так: грузовики поджигают, забрасывая бутылками с зажигательной смесью. И если днем там еще можно проехать, ночью лучше не соваться. Без денег можно остаться даже в очереди на погрузку. В Тюмени, кстати, «бычки» тоже трясут, а в Удмуртии на платной стоянке тент машинам режут». Еще один шофер припомнил, как ему предлагали «крышу» в Магнитогорске: «Они мне визитку, я им — рубли. Так и в Нальчике». Такие визитки автомобилистам выдают и в Подмосковье, в Химках, в районе Мытищ. За отказ платить угрожают сжечь грузовик и жестоко расправиться с водителем.


Виталий Кравцов вынес свой урок из командировок: «Из тех мест, где я был, самые опасные в окрестностях Челябинска, Волгограда, Магнитогорска, Новосибирска, Смоленска, Брянска, Ульяновска. Белорусские группировки видел в Брянске и Смоленске. В Беларуси их, видимо, милиция сильно прижала, поэтому дома не «работают». Между прочим, в Италии у меня не было и рейса, чтобы тент не порезали. Вот вам и Европа».

Кстати, изучив форумы, группы в соцсетях, можно предположить, что по ним ушлые бандюганы вполне могут отслеживать передвижение дальнобойщиков. Там вполне ясно, кто, с каким грузом, куда и когда собирается или уже движется по такой–то трассе.

В Беларуси, отмечают автомобилисты и милиция, разгула дорожного бандитизма нет уже давно. Для нас те 90–е остались в прошлом, говорит начальник отдела по организации раскрытия разбоев и грабежей ГУУР КМ МВД полковник милиции Василий Шупляк: «За последнее десятилетие на дорогах нашей страны нападений на водителей большегрузных автомобилей не совершалось. Однако было пару примеров, когда большегрузы обворовывались. Ситуация постоянно отслеживается и анализируется. Мы обмениваемся информацией с коллегами из других стран, особенно с полицией России. Сегодня на основных дорогах Беларуси установлены камеры видеонаблюдения и фотофиксации, большегрузы сопровождают сотрудники Департамента охраны, уголовного розыска — проводят оперативные мероприятия. То есть принимается множество мер».

Пожалуй, один из немногих за долгие годы громких примеров привел старший оперуполномоченный по особо важным делам главного управления уголовного розыска Александр Шемятович. В прошлом году международная преступная группа повадилась «чистить» автопоезда прямо на ходу. Как–то ночью на трассе М1 (Брест — Минск — граница РФ) в Ивацевичском районе шофер заметил, как к двигавшемуся впереди тягачу с прицепом словно приклеился легковой автомобиль... с человеком на капоте. Водитель большегруза стал мигать фарами, стараясь предупредить коллегу, и спугнул грабителей. В милиции же понимали: злоумышленники нападут снова. «Несколько месяцев мы с коллегами из УВД Брестчины пытались выйти на след злоумышленников, и нам это удалось, — рассказывает подполковник милиции Шемятович. — В тот ноябрьский день мы предположили, что группа может выехать на «работу». Я был на легковой машине, стараясь не засветиться и держаться как можно ближе, поскольку задержать грабителей нужно было с поличным».

Тогда бандиты ограбили две грузовые машины: из одной похитили несколько сотен килограммов сыра, из другой — косметические средства. Работали четко: на приличной скорости открывали двери прицепа, затем один изнутри подавал товар стоящему на капоте, третий принимал украденное через люк легковой «Ауди». На стоянке, где похищенное перегружалось в микроавтобус, налетчиков и задержали сотрудники уголовного розыска и бойцы спецподразделения «Алмаз». Оказалось, что за бандой — тремя ранее судимыми за аналогичные деяния гражданами Украины и двумя белорусами — с десяток подобных эпизодов. Кстати, водители автопоездов о случившемся, как правило, узнавали уже в пункте назначения при разгрузке. Лет шесть назад серия аналогичных преступлений, в том числе более десяти тяжких краж, где также фигурировали украинцы и белорус, была раскрыта в Гомельской области. Подельники обеих групп приговорены к значительным срокам и находятся в колониях.

В фирмах, занимающихся грузоперевозками, заверяют, что делают все возможное, чтобы уберечь своих людей и транспорт с грузом. Перед рейсом — инструктаж. Маршруты стараются строить так, чтобы машина останавливалась на паркингах рядом с заправками, где хорошее освещение, есть видеонаблюдение и Wi–Fi. Местоположение автопоездов отслеживают по GPS. Связь с шоферами держат постоянно...

Водители и сами понимают, что их профессия никогда легкой и безопасной не была. И что им все чаще приходится действовать психологически тонко, чтобы не то что уладить конфликт, а выжить. Ведь по ту сторону порой вооруженные преступники, которым убить человека — раз плюнуть. Так что же выходит, в дороге, по большому счету, единственным товарищем для шоферов по–прежнему остается рация с волной, настроенной на дальнобойный канал?

Новые оборотни


Этим летом в России обезвредили банду фальшивых инспекторов ГИБДД. Предварительно следствием было установлено, что с марта 2008–го по январь 2012–го шесть петербуржцев и житель Ярославской области организовали вооруженную группу и совершили 11 преступлений, в том числе 8 нападений на водителей большегрузных автомобилей. В форменном обмундировании, экипировке и на легковых машинах с цветографической раскраской полиции под видом сотрудников ДПС ГИБДД останавливали большегрузы якобы для проверки документов. Далее — инсценировка некой спецоперации, нападение на водителей и охранников остановленных машин. Бандиты удерживали дальнобойщиков до перемещения похищенного транспорта на склады. Сообщается, что группировка совершила не менее 8 хищений грузов в Санкт–Петербурге, Ленинградской, Московской и Новгородской областях.

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 233 (25115). Суббота, 3 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter