В среднем за сутки государственную границу Беларуси пересекают около 50 тысяч человек

Таможня

Совместный проект СБ и Государственного таможенного комитета

Мы — на карте

В среднем за сутки государственную границу Беларуси пересекают около 50 тысяч человек, 16 тыс. автомобилей, более 70 воздушных судов и 8,5 тыс. железнодорожных вагонов.

Протяженность границы составляет более 3.617 км: с Латвией — 172,912 км, Литвой — 678,819, Польшей — 398,624, Украиной — 1.084 и Россией — 1.283.



Наши задачи


Сегодня одной из приоритетных задач ГТК является совершенствование таможенного администрирования. С момента создания комитет проделал значительную работу по реализации основных направлений развития службы. Реализованные реформы нацелены на удобства как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для граждан, пересекающих границу. ГТК активно использует новые прогрессивные технологии, упрощает процедуры оформления, улучшает инфраструктуру и ее техническую оснащенность. Все это окупится сторицей, уверены специалисты, поскольку способствует повышению качества предоставления услуг, обеспечению благоприятного инвестиционного климата, активизации внешнеторговой деятельности и повышению конкурентоспособности белорусских предприятий.

Фуражка с историей

Не все задумывались над тем, что современная фуражка белорусских таможенников имеет вековые традиции. В этом году ей исполнилось 187 лет.

С 1827 года пограничная таможенная стража Российской империи имела воинское устройство и соответственно военную форму. Получили право носить форму и таможенные чины тогдашнего Гродненского таможенного округа, который охватывал белорусские территории. С 1 января 1828–го для таможенных объездчиков и стражников было установлено новое обмундирование, в которое впервые вошла в качестве головного убора и фуражка. Она была пошита из серого сукна и имела околыш приборного темно–зеленого сукна и светло–зеленые канты. С тех пор даже при изменении цвета тульи фуражки, околыш почти всегда оставался темно–зеленым. Прошло почти два столетия, и современный страж таможенных границ Беларуси с гордостью носит фуражку с традиционным темно–зеленым околышем — символом неувядаемых традиций службы.

Виктор ОСТРОГА, заведующий кафедрой таможенного дела факультета международных отношений БГУ, кандидат исторических наук, доцент.

ostroga.v@mail.ru

Фронт за линией фронта

В год 70–летия Великой Победы собственный юбилей — 70 лет со дня образования — отмечает Гродненская региональная таможня.

Рентген-установка 1970-х в досмотровом зале таможни.

16 июля 1944 года войска 2–го и 3–го Белорусских фронтов освободили Гродно от немецко–фашистских оккупантов. Линия фронта отодвинулась на запад, и люди начали восстанавливать промышленность, коммунальное хозяйство, налаживать транспорт и связь, строить жилье. Восстанавливалась и государственная граница, создавались таможни и посты, в которые пришли демобилизованные воины. Осенью 1944–го на железнодорожной станции Лососно был открыт таможенный пост, штат которого составляли 2 человека. А 10 февраля 1945 года в Гродно появилась временная таможня, первым ее начальником стал демобилизованный после тяжелого ранения фронтовик Владимир Николаевич Беляев. Всего в штате насчитывалось 13 человек.

В первые послевоенные годы таможня располагалась на станции Лососно. Все службы размещались в двух небольших деревянных зданиях. В одном находилась администрация, в другом — досмотровый зал. Эти здания сохранились и сейчас. В те годы через границу в основном перевозилось военное имущество, в обе стороны ехали и репатрианты: к нам — бывшие узники германских концлагерей, а от нас — поляки. Вскоре были открыты посты Гродненской таможни на автомобильных переходах «Кузница» (ныне «Брузги»), «Лепщаны» и «Хворостяны». Летом 1948–го в вильнюсском аэропорту появился еще один пост Гродненской таможни. В этом же году ее возглавил П.Т.Грицай, который трудился в должности руководителя до 1951 г. Объемы работ в то время сократились и таможню преобразовали в пост, подчиненный Берестовицкой таможне. Пост в Гродно вновь открылся в июне 1957–го с подчинением вильнюсским коллегам. Затем упростили и Берестовицкую таможню, преобразовав ее в пост, который был закрыт и открыт вновь уже как пост Гродненской таможни в 1967–м. В тот период росли объемы перевозок, менялась структура самой службы. Через Гродно начал курсировать международный пассажирский поезд Ленинград — Кузница и грузовые — через Лососно. Также открылся автопереход в Брузгах. В том же году образован новый Берестовицкий пост, а в мае 1969–го — ТП «Свислочь». В целом гродненский коллектив тогда был небольшой, всего 45 человек.

С распадом СССР Беларуси остро требовалась современная таможенная служба. И 20 сентября 1991 года она была создана — Государственный таможенный комитет. В том же году Гродненская таможня реорганизована в Гродненскую региональную, и начался новый этап в ее истории.

...На протяжении 70 лет гродненцы не раз подтверждали свой профессионализм, повышая эффективность и качество работы. Плановые показатели за прошлый год выполнены, а госбюджет пополнен на 2.230,19 млрд. рублей. А в феврале 2015–го председатель ГТК Юрий Сенько вручил коллективу официальный символ и реликвию — Знамя Гродненской региональной таможни, отметив, что сегодня она — надежное звено в системе таможенных органов Беларуси.

Виталий НЕМОВ

Любопытно

Каменная книга

Недавно у здания Гродненской таможни появился мемориальный камень, символизирующий силу духа и преемственность поколений в таможенных органах. Этот камень, один из самых больших в Беларуси, нашли на гродненской земле. Примерно 100 тысяч лет назад вместе с тающим ледником он начал свой путь из Скандинавии. Его вес — 16,5 тонны, высота — 2,1 м, длина — почти 2,5 метра. Из этого великана мастера сотворили не менее величественную книгу, раскрывающую историю таможни. Закладкой в книге служит кадуцей Меркурия, жезл мира, открывающий дороги путникам и умиротворяющий встречных.

Минутное дело


В сентябре прошлого года в таможенных органах страны начался значимый этап совершенствования информационных таможенных технологий — эксперимент по автоматическому выпуску товаров, которые идут на экспорт. Вначале в нем приняли участие несколько крупных белорусских предприятий, имеющих статус уполномоченного экономического оператора. Теперь возможности значительно расширены для все большего числа субъектов хозяйствования, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

Технологию специалисты называют одной из самых перспективных и важных с точки зрения развития таможенного администрирования. Вся процедура оформления проходит без участия инспектора и занимает несколько минут. Положительные отзывы и у самих участников эксперимента, которые уже оценили преимущества перспективного нововведения. По их мнению, благодаря новшеству подготовка и принятие решения о выпуске товаров стали проще и прозрачнее для предприятий. Сравнивая временные, финансовые затраты на декларирование, выпуск экспортной продукции еще несколько лет назад и во время эксперимента, его участники отмечают значительное их сокращение. Смотрите сами: декларант подает декларацию в электронном виде, не покидая офиса, и уже через 2 — 3 минуты получает информацию о том, что товар выпущен. Инспектор при этом не задействован ни в регистрации, ни в проверке сведений, ни в выпуске товара.

Проанализировав предварительные итоги, специалисты Государственного таможенного комитета считают, что эксперимент удался. Эта система также будет доступна для всех уполномоченных экономических операторов, которые занимаются электронным декларированием в «пилотной» зоне. Кстати, если сначала их было всего четверо, то сейчас — с десяток. А количество экспортных деклараций, выпущенных в автоматическом режиме, с января по февраль этого года увеличилось с 84 до 160 и продолжает устойчиво расти. При этом процедура оформления теперь в среднем занимает даже меньше минуты.

Вместе с тем параллельно с привлечением новых добросовестных участников внешнеэкономической деятельности таможенные органы проводят работу по расширению перечня экспортных товаров, выпуск которых возможен в автоматическом режиме. В дальнейшем таможенная служба Беларуси продолжит совершенствовать информационные системы и технологии в целях упрощения и ускорения выполнения требований таможенного законодательства.

Андрей СТАРИЧКОВ

nased@customs.gov.by

Питомец тоже хочет в отпуск


«Еду в отпуск, хочу взять с собой собаку. Какие требования к оформлению документов для пересечения границы?
Евгений Смоляк, Мозырь».



Порядок ввоза и вывоза товаров физическими лицами определен Соглашением о порядке перемещения гражданами товаров для личного пользования через границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18.06.2010 г. К ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза допускаются здоровые собаки с территорий, свободных от заразных болезней животных. Кроме того, при ввозе они подлежат ветеринарному контролю и таможенному декларированию, вне зависимости от стоимости и веса. Поэтому перед поездкой за границу обязательно обратитесь в ветклинику и получите все необходимые справки, которые нужно будет предъявить соответствующим службам как при ввозе в страну следования, так и при возвращении в Беларусь.

Собаку к тому же на границе рекомендуют задекларировать в красном коридоре (хоть это и необязательно). Зачем это надо? Ввозимые обратно, четвероногие друзья освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии подтверждения их вывоза. Если же человек не может это подтвердить, то не платить можно лишь в том случае, когда вес и стоимость всего багажа (в том числе собаки) не превысят 50 килограммов и 1.500 евро, и в нем нет неделимых товаров. Если тот же песик весит более 35 кг или стоит дороже 1.500 евро, то при вывозе за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза рекомендуется все же заполнить декларацию в двух экземплярах. Один из них по возвращении следует предъявить сотруднику таможни, иначе придется уплатить таможенные платежи. Заполняя декларацию, обязательно нужно указать вес и стоимость пса, а также породу и окрас. Если, к примеру, вы точно не знаете, сколько весит ваш питомец, позаботьтесь о получении этих данных накануне выезда, чтобы не пришлось мчаться к весам в пункте пропуска. То же самое касается и стоимости вашего четвероногого друга.

Кстати, на сайте Государственного таможенного комитета www.gtk.gov.by в разделе «Путешественникам» вы можете найти форму пассажирской таможенной декларации, заполнить и распечатать ее заранее. Или воспользоваться порталом предварительного электронного представления физическими лицами сведений о товарах, подлежащих декларированию.

Главный инспектор УОТК Екатерина ШАТОХИНА.

gtk–ootd@customs.gov.by

СПРАВКА

Неделимым товаром для личного пользования является товар весом более 35 кг, состоящий из одной единицы или комплекта. Неделимые товары независимо от таможенной стоимости и веса облагаются совокупным таможенным платежом.

Хроника событий


Без границ

Таможенные службы Беларуси, Польши и Евразийской экономической комиссии обсудили перспективы отмены «принципа резидентства» в ЕАЭС. Который, по мнению экспертов, является одним из основных барьеров на пути свободы движения товаров в Евразийском экономическом союзе.

«Принцип резидентства» сейчас территориально ограничивает возможность декларанта подавать декларацию на товары любому таможенному органу на таможенной территории ЕАЭС. Для отмены же этого принципа нужно провести ряд процедур по унификации и гармонизации не столько таможенного законодательства, сколько налогового, банковского, валютного и иных законодательных сфер государств — членов ЕАЭС.

Гости

На таможне «Минск–2», в Национальном аэропорту «Минск», прошел день открытых дверей. Главные гости — представители Молодежной палаты из различных избирательных округов города. Юношам и девушкам рассказали о специфике службы, взаимодействии с пограничниками, сотрудниками аэропорта и «Белавиа». 



Показали, как проводится таможенный контроль, как работает система двойного коридора. Пожалуй, больше всего гостей впечатлили экскурсия на борту воздушного судна Boeing 737–300, работа кинологической службы и способы выявления контрабанды.

Контрабанда

Информагентство Delfi распространило информацию о задержании таможенной службой ФРГ рекордной партии контрабандных — белорусских! — сигарет. Грузовая фура была остановлена для проверки на автобане А5 в федеральной земле Гессен. Согласно документам она перевозила из Латвии во Францию трансформаторы весом 1,7 тонны каждый. Досмотр выявил, что в контейнерах, искусно переделанных под трансформаторы, обустроены тайники, в которых и обнаружились 3,5 млн. сигарет. Информация не содержит упрека в адрес белорусской стороны, и это логично. Сигареты произведены легально; следующие на выезд машины белорусские таможенники досматривают выборочно; в выявлении контрабанды прежде всего заинтересована сопредельная сторона. Сообщается о начатом расследовании и задержании 54–летнего латвийского дальнобойщика.

Патроны

150 патронов 12–го калибра изъято на белорусско–латвийской границе в автомобиле Jeep Grand Cherokee. Груз был спрятан под пассажирским сиденьем в полиэтиленовом пакете и, естественно, не указан в пассажирской таможенной декларации. По факту нелегального провоза боеприпасов проводится проверка. Как известно, перемещение патронов через границу допускается только при соблюдении установленных законодательством ограничений и предоставлении таможенному органу письменного разрешения на ввоз/вывоз патронов, выданного МВД Беларуси. При этом человек обязан следовать по красному коридору, указав боеприпасы в таможенной декларации.

В яблочко

Почти 19 тонн свежих яблок, ввозимых в Беларусь из Польши с нарушением таможенного законодательства, изъяли в пункте пропуска «Козловичи». Как оказалось, водитель–экспедитор «забыл» указать весь объем груза, стоимость которого, по предварительной оценке, составила более 220 млн. рублей. Яблоки изъяты до решения суда, таможней ведется административный процесс.

Советская Белоруссия № 70 (24700). Вторник, 14 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter