Брестчина лидирует в Беларуси по количеству многодетных семей

Там, где прописано счастье

Сегодня в Брестской области более 16 тысяч многодетных семей. Высокий уровень рождаемости в последние годы отмечается в Брестском, Жабинковском, Малоритском, Каменецком районах. Однако никому пока не удается отнять лидерство по рождению третьего и последующих детей у Столинского района. Туда и отправляюсь — узнать, почему родители не ограничиваются одним малышом, а рожают пятого, десятого... Здесь почти две тысячи семей воспитывают троих и более детей. Орденом Матери награждены уже 570 жительниц Столинщины.



Заместитель председателя Столинского райисполкома Сергей Сидоревич называет цифры, которые никого не оставят равнодушным:

— В трех семьях по одиннадцать детей. По десять в четырех. Девятерых воспитывают девять семей. Восьмерых — пятнадцать. Семерых имеют 24 семьи. Шестерых — 74, а 162 семьи — пятерых... Это родные дети, не приемные.

Едем в Рубель. Жителей здесь вдвое меньше, чем в знаменитых Ольшанах. Зато Рубель со своими почти 4 тысячами жителей давно обогнал самый маленький город Брестчины — Коссово. В городе — хорошо. А в деревне — лучше!

Председатель Рубельского сельисполкома Людмила Коляда говорит, что по количеству больших семей сельсовет на третьем месте в районе:

— Больше всего матерей–героинь в Ольшанском сельском совете и Большемалешевском. У нас 137 многодетных семей на две деревни сельсовета — Рубель и Хотомель. Не зря в прошлом году в Рубеле построили и открыли детский сад.


Недавно орден Матери из рук председателя Брестского облисполкома Анатолия Лиса получила коренная жительница Рубеля Светлана Пашкевич — мама четырех дочерей и сына.

Светлану Степановну находим на работе. Нет, не в теплице, как можно было бы ожидать в этом огуречном краю. В частном магазине, где она трудится продавцом. Начальство отпускает маму с нами. Ненадолго. Потому мчимся к ней домой — в уютный дом на улице Максима Богдановича.

Собрать всю семью не получилось. Супруг Григорий Васильевич уехал по делам. Он агроном–семеновод в местном хозяйстве. Старшая дочь Елена замужняя, сейчас у супруга в Давид–Городке. Лене 21 год. Учится в медицинском вузе в Минске.

В разгар рабочего дня за главную в доме Инна. У студентки столичного медицинского колледжа каникулы. Но, говорит, отдыхать летом особо не пришлось. Много работы в теплице. За большим красивым домом 4 сотки под пленкой. Пашкевичи выращивают огурцы, помидоры, капусту и лук.

Дом — полная чаша. Построен своими руками по собственному проекту. Коробку поставили... за две недели. Вскоре после свадьбы. А это были 1990–е, годы непростые, дефицитные. Светлана признается, что в Рубеле они с супругом осели не сразу:

— Мы хоть и местные, но в начале нашей семейной жизни друг мужа позвал на Витебщину. Поехали. Пожили там, помаялись — и вернулись. Там все другое. И люди, и уклад жизни. Григорий стал ездить на заработки в Москву, вернулся с деньгами, сразу начали строить дом.


Менялось время — хорошел дом. Кастрюли и сковородки переместились в летнюю кухню, построенную рядом, вместо старых окон появились стеклопакеты, стильная мебель. Обстановка — ничего лишнего. И море цветов.

Экскурсию по дому проводит Инна, за которой как хвостики — две младшие сестрички: 10–летняя Ксюша и 7–летняя Настя.

Инна в свои 18 четко знает, как будет выстраивать жизнь:

— На шее у мамы с папой сидеть не буду. Отучусь, получу специальность фармацевта — и на работу. В вуз решила не поступать. Будет ли у меня теплица? Возможно, потому что я хочу жить в своем доме, а не в квартире. Некоторым кажется, что работа в теплице несложная, а деньги — легкие. Неправда. Тяжело, или «важко», как говорят у нас в деревне.

Дети у Пашкевичей молодцы. Справляются не только с домашними заботами, но и с учебой. Старшая Елена окончила школу с медалью, в вузе на хорошем счету, как и Инна в колледже. Сергей перешел в 11–й класс. Со специальностью пока не определился, но у него победа на районной олимпиаде по физике, и на областной он в тройке лучших. Дальше учиться, говорит, будет обязательно.


Сладкая жизнь пока только у младших девчонок. Весной вход в теплицу им запрещен — здесь суета, а во время сбора урожая до огурцов на шестах они пока не дотягиваются. Но у Ксюши с Настей свое хозяйство: попугай Рокки, щенок Джек, котята Том, Анджела, Лиза и Маркиза. Уборка в доме — тоже частично на сестричках. Не могла не спросить, как семья решилась на пятерых. Это же и родить, и вырастить, воспитать, обучить, отправить в жизнь. Религия? Убеждения?

Светлана улыбается. Говорит, действительно, на Столинщине зачастую многодетные семьи — прихожане Домов молитвы веры евангельских христиан–баптистов. У них принято иметь много детей. А они с мужем православные.

— Всякая религия не одобряет аборты, — рассуждает она. — А нам хотелось иметь большую семью. Семь «я» — это про нас. Родные люди делают мою жизнь светлой и радостной. Можно сидеть, ничего не делать и ждать, когда же оно наступит — счастье в доме. А можно каждый день его строить.


Как там у классика? Все счастливые семьи похожи друг на друга. Вот очередной пример. Если счастливы родители, и дети растут в любви. Побольше бы нам таких семей.

Компетентно

Марина Артеменко, заместитель начальника отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты:

— С 2014 года растет численность населения Беларуси. Впервые за последние 20 лет. Во многом это обусловлено реализацией мер по повышению рождаемости, поддержке семьи, охране материнства и детства. В прошлом году родились 119 тысяч детей — это самый высокий показатель за 20 лет.

Цифры

Многодетных семей в стране насчитывается более 83 тысяч. 57,2 процента новорожденных в 2015–м — это вторые, третьи и последующие дети.

valentinak3@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 160 (25042). Суббота, 20 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter