16 августа исполняется 90 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ковалева

Так ковалась судьба

16 августа исполняется 90 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ковалева, участника Великой Отечественной войны, заслуженного строителя БССР, в 1967 — 1977 годах возглавлявшего Минский городской исполнительный комитет. Уже восемь лет, как ушел он из жизни... Ознакомившись в архиве с личным делом Ковалева, мне сначала показалось, что писать будет сложно: в тонкой папочке, кроме кадровой «объективки», сиротливо трепыхалась тетрадная страничка с 15 строчками биографии, и она была предельно аскетически скупа: родился, учился, участвовал в войне, работаю. Никакого упоминания о званиях, наградах, регалиях, заслугах. Но о человеке, который десять лет стоял во главе Минска, помнят и охотно рассказывают многие.


Война

Безусловно, жизнь его была согрета детством: добрые, мудрые родители, сестры и брат, школьные друзья, бескрайние леса под Бегомлем, грибы, рыбалка, пионерские костры и предчувствие первой любви. Но главной вехой в жизни людей его поколения все ж таки стала война. Она началась с ухода на фронт старшего брата и отца — работника Бегомльского райкома партии. А так как участь семей коммунистов в оккупации была известна, Ковалевы решили уйти на родину родителей в Климовичский район. Семейную эвакуацию возглавил Михаил, которому не было еще и шестнадцати. Именно он вел по лесным дорогам своих близких, хозяйствовал в деревне, добывал дрова, сеял хлеб, мастерил инвентарь, плел лапти...

После освобождения района ушел с фронтом. И сразу сражения, ранение на реке Проня, госпиталь, в котором навестившая Михаила мать Матрена Ивановна с удивлением заметила, что ее сын намного вырос... В Минск 3 июля 1944 года пехотинец, рядовой Михаил Ковалев, до этого форсировавший Днепр, поработавший связистом и артиллеристом, уже опытным солдатом въехал на танковой броне, которая пузырилась раскаленной краской. И не от солнца. Танки ворвались в город со стороны аэропорта, а там горели самолеты, горючее, вдоль улиц полыхали дома.

После освобождения Минска Михаил Ковалев в составе 1–го и 2–го Белорусских фронтов с боями прошел Беларусь, Польшу, Германию. Был тяжело контужен, награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны и медалями. Первую награду, самую дорогую для него медаль «За отвагу», однажды потерял при ночлеге на сеновале в польской деревне. И понимая всю ценность этого знака солдатской доблести, командир позволил части задержаться и перебрать злополучную солому. Медаль нашли, и она ярко сияла в ряду других наград при победном салюте на Эльбе.

Уже в мирной жизни к боевым наградам прибавятся ордена Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», которых Михаил Васильевич из скромности никогда не перечислял при написании биографий. Как, кстати, ни разу не похвастался своим участием в освобождении Минска.


На субботнике

Мир

Демобилизовался Ковалев в 1948–м. И сразу приехал в Минск. После смены на мотороремонтном заводе спешил в вечернюю школу, осваивая программу не законченного из–за войны выпускного 10–го класса. И уже на следующий год он поступил на строительный факультет Ленинградского горного института. Подработка токарем на заводе не помешала успешной учебе: при распределении на выпускника имели виды города Сибири, Донбасса, Севера. Но Ковалев, словно предчувствуя шахтерское будущее Беларуси, выбирает ее, не имеющую горной промышленности. Восемь лет мастером, прорабом, начальником управления в составе стройтреста № 1 он строит Минск. Его управление возводило жилые дома, часовой и электромеханический заводы, завод имени Ленина и электротехнический имени Козлова. Воспитанный на архитектурных шедеврах Ленинграда, Михаил Васильевич огорчается, когда при Хрущеве упрощают проект его детища — нынешнего аграрно–технического университета. Он хотел видеть Минск красивым, уникальным, чтобы потомки любовались и гордились им.

В 1962–м Михаила Васильевича направляют строить Солигорск и его калийные комбинаты. Сначала начальником строительного управления, потом управляющим трестом № 3, который досрочно ввел в строй 2–й калийный комбинат.

Заместителем министра строительства вернулся Ковалев в Минск в 1966–м. Через год на целое десятилетие он становится председателем Мингорисполкома. В то время население столицы превышает миллион, а значит, строятся новые жилые микрорайоны, начинается массовое крупнопанельное домостроение, проектируется метро, водохранилища Дрозды, Криница, вводится в эксплуатацию Вилейско–Минская водная система.


В кругу семьи

Родина и семья

В своих воспоминаниях Михаил Мясникович называет Ковалева «великим Белорусом». Именно так, с большой буквы... В начале 1989 года председатель Совмина Ковалев подписал постановление о возвращении православной церкви древнейшего Полоцкого Спасо–Евфросиниевского монастыря — святыни земли белорусской. Помог его реконструировать.

Коренной белорус Михаил Васильевич прекрасно знал историю, культуру, язык своей земли. Дружил с писателями. Дома разговаривал исключительно по–белорусски, отпуска проводил с внуками в походах, на рыбалке, под звездным небом, в палатках и на сеновалах. «Зорку Венеру» я впервые услышал от дедушки», — замечает внук Юрий, известный артист балета. «Все записки, адресованные мне, — по–белорусски», — вспоминает жена Мария Тимофеевна. — Это был язык нашей любви».


Супруги Ковалевы

Они были знакомы всегда, так как жили в Бегомле на одной улице. Но чувство пришло в студенческие годы, когда глянули друг на друга новыми глазами. Более полувека они были вместе. Хотя за 8 лет солигорской строительной эпопеи у Михаила Васильевича были редкие выходные, он приезжал в Минск с неизменной охапкой полевых цветов. Солигорск строился быстро, а значит, денно и нощно, в три смены. Семью Ковалев туда не перевез, слишком уважал жену как личность и не хотел создавать преград в ее карьере ученого–филолога, преподавателя белорусского языка в Минском педагогическом институте. В последние месяцы перед вводом в строй калийного комбината к Михаилу Васильевичу уже ездили Мария Тимофеевна с сыном. Чтобы посидеть пару часов рядом, накормить его ужином и отправить в ночную смену.


Первый поезд метро

Город

Как ни удивительно, но и в должности градоначальника Ковалеву пригодилась его специальность горного инженера, так как основные заботы о «пробивании» для Минска, а потом проектировании и финансировании метро выпали на его долю. Годы работы Михаила Васильевича отмечены еще и тем, что он сумел вывести Минск на международную арену, сделать его известным в мире. Именно Ковалев заключил договоры о побратимстве с британским Ноттингемом, французским Лионом, японским Сендаем, индийским Бангалором.

Самой трудной для председателя горисполкома была не каждодневная работа, а приемы граждан. Известно, что к начальству не бегают делиться радостью, ему несут жалобы и несчастья. Имея на диво здоровую наследственность — родители Ковалева прожили почти по 90 лет, — Михаил Васильевич приобрел на этой должности и язву, и гипертонию. После таких встреч с минчанами иной раз жаловался жене: «Сколько горя, Марийка, на свете... Сколько бед...»

Он не уходил от людских проблем и на других должностях. Михаил Васильевич был председателем Совета Министров, когда Беларусь накрыл Чернобыль. Огромная работа по переселению, дезактивации, лечению, оздоровлению, строительству новых и захоронению зараженных населенных пунктов лавиной упала и на его плечи. Республика только начала выходить из стресса — нагрянула перестройка с ее неразберихой, анархией... Но люди, подобные Ковалеву, с их военной закалкой, мужеством, принципиальностью оставались верны своим принципам и идеалам. Михаил Васильевич Ковалев остался в истории Минска со своей коротко написанной биографией и большими делами.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Михаил Мясникович, председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси:

— Меня поражало чутье будущего, видение перспективы, которым обладал глава города. Ковалев корректно сдерживал архитекторов, стремящихся застроить престижные места в центре. «...Не торопитесь все застраивать, придут новые поколения, с новыми возможностями и идеями. Пусть и у них будет шанс построить что–то в центре. От этого город будет постоянно современным...»

Василий Шарапов, министр строительства и эксплуатации автодорог БССР в 70–х годах ХХ века:

— Когда нашему министерству на сибирской вечной мерзлоте поручили строить Лонгепас, я подсчитал, что туда требуется много техники, одних экскаваторов два десятка. А где их взять, если в наших ДЭУ по одному, а то и один на два управления? Пришел к Михаилу Васильевичу и говорю: если там справлюсь, в Беларуси строительство завалю. Он выслушал и попросил зайти завтра. А назавтра было собрано нужное количество техники. Ковалев сам договорился со строителями, с мелиораторами, с близким его сердцу Солигорском. С миру по нитке и вооружили нас. Потом сам Михаил Васильевич бывал в Лонгепасе...

Людмила Бондаренко, тележурналист:

— Председатель Совмина пригласил меня после просмотра телепередачи о наших подшефных стройках в Сибири. Расспросил подробности и попросил весь рассказ повторить на заседании Совмина. Я и рассказала об удушливых газах, которые испаряют болота в тундре. О том, как болеют от перенапряжения и отсутствия витаминов сорокалетние непьющие и некурящие мужики. Живописала условия работы и быта, столовые и бани, общежития и больницы. Решения принимались тут же. И уже через сутки в Сибирь отправились самолеты с овощами и соками, лекарствами, оборудованием. И это была не одноразовая акция. Председатель Совмина Ковалев держал все это под постоянным контролем.

Елена АВРИНСКАЯ

Советская Белоруссия № 155 (24785). Суббота, 15 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter