В Беларуси появились первые фудсейверы — спасители пищи

Та еще пища для размышлений

Они называют себя не иначе как спасителями еды, но недоброжелатели шипят: «Халявщики...» Ну а как еще называть людей, готовых позариться на любую бесхозную пищу? Сосиски, собранные на пути к мусорному контейнеру, хрустящие круассаны, вовремя не съеденные посетителями отелей, овощи и фрукты нетоварного вида из гипермаркетов... В Германии движение фудшеринга — бесплатного распространения ненужной еды — уже достигло колоссального размаха. Тысячи петербуржцев и москвичей тоже ежедневно обмениваются килограммами съестного. И нет, не ради бесплатного завтрака или обеда, как думают многие, а с целью весьма благородной — приостановить чрезмерное потребление и сохранить ресурсы планеты. Первые фудсейверы — спасители пищи — уже появились и у нас.


Фотограф Елена Юрченко в конце января создала группы для фудсейверов в Могилеве и Минске в одной из социальных сетей. Поначалу в них не было никакой активности, сейчас же к могилевскому сообществу присоединилось более 140 человек, а число минских фудсейверов приближается к семистам. Обмениваются всем, что вполне съедобно: «спасенной» едой становились тыквенные семечки, кофе, чай и цикорий, детские каши, замороженная вишня... Когда Елена создавала сообщество, думала лишь о том, как «пристроить» еду, для которой нет места в собственном холодильнике, а в итоге смогла попутно привлечь и других к полезному делу.

По правилам сообщества, отдавать можно любые продукты хорошего качества. Шоколадки не пришлись по вкусу? Физически не можете расправиться с многочисленными гостинцами заботливой бабушки? У йогуртов скоро истекут сроки годности, но съесть нет сил? Фотографируйте баночки, пишите адрес и ждите, когда заберут. В правилах сообщества подчеркивается: взамен ничего не требуем, благотворительностью не занимаемся. Еду может забрать кто угодно — и голодный студент, и вполне сытый офисный служащий. Минчанка Марина Амбражейчик уже делилась едой в сообществе и с радостью сделает это еще. Считает, что не стоит позволять продуктам хорошего качества гнить на помойке.

— Я поддерживаю идею фудшеринга: люди не должны выбрасывать пищу или готовить котлеты кастрюлями, если их дома всего двое живет. Потому что все это потом идет в мусорку. А так продукты не занимают место дома, не портятся, не взрываются в кладовке, не выбрасываются...


В Берлине фудшеринг сегодня настолько популярен, что уже вышел за рамки обычного обмена макаронами и колбасой друг с другом: теперь еду «пристраивают» целые корпорации. Активные участники фудшеринга являются своеобразными посредниками между булочными, мясными и фруктовыми лавками, гигантскими продуктовыми гипермаркетами и теми, кого нужно подкормить. Все, что в конце рабочего дня не распродано — свежий хлеб, баклажаны, артишоки, бананы — продавцы дарят фудсейверам. А те или забирают еду себе, или раздают ее бедным, или несут в специальные «социальные» холодильники в многочисленных пунктах раздачи по всему городу. Блогер и художница Яна Франк за время своего участия в фудшеринге перетаскала из берлинских кафе, отелей и магазинов несколько тонн еды, еженедельно тратя на обход этих «рыбных» мест до семи часов. Ее спутник жизни говорит, что обеды, завтраки, десерты достаются ему теперь совершенно бесплатно и что он покрывает около 30% потребностей мужчины в молоке и кофе.

Смогут ли втянуться в подобную затею белорусы? Елена Юрченко не уверена, ведь для фудшеринга нужны условия:

— Нам до немцев в этом плане еще далеко: в наших магазинах и сейчас можно наткнуться на испорченные продукты, которые пытаются продать по уценке. В Европе же продукты падают в цене задолго до окончания срока годности, и многое из того, что не успевает распродаваться, попадает к фудсейверам...

Директор первого минского вегетарианского кафе Николай Серов к идее такого круговорота еды относится с энтузиазмом. Говорит, повара могли бы использовать в приготовлении свежевыжатых соков и смузи фрукты, которые еще вполне крепкие и сочные, но уже не имеют товарного вида. Почему бы не скупать их по сходной цене в гипермаркетах? Вопрос: а готовы ли магазины? Ведь далеко не всегда в торговле хотят уступать.

Как пишет в своем интернет–дневнике Яна Франк, довольно часто ей приходится наблюдать выброшенные на помойку мешки, полные чего–нибудь съедобного. Особенно остра проблема с хлебом. Многие пекарни в условиях высокой конкуренции даже за час до закрытия отправляют в печь очередную порцию заготовок — неважно, купят или нет: у покупателя, считают, должен быть выбор. «Начинаю думать, что во Франции правильно сделали, назначив штрафы за выброс лишней еды. У нас тоже подумывают», — пишет Яна. И в российской Госдуме, к слову, сейчас готовят довольно актуальный, но спорный законопроект. Депутаты предлагают обязать представителей розничной торговли отдавать нераспроданный товар малоимущим, а не уничтожать. Депутаты всерьез думают об организации схемы «ретейлер — социальный фонд — потребитель». Но не станут ли подобные фонды перевалочными базами, на которых будут складироваться все ненужные пищевые отходы? Как контролировать качество еды в таких пунктах? И смогут ли гипермаркеты найти себе надежных партнеров?

Тем временем фудсейверы потихоньку устраивают своим холодильникам «разгрузочные дни», обмениваясь продуктами. А самые преданные идее разумного потребления стараются просчитывать покупки наперед. Разве не пища для размышлений?

Цифры «СБ»

На сайте немецкого фудшеринга сегодня зарегистрировано 8.600 человек. Российское сообщество фудсейверов насчитывает более 15 тысяч человек.

Компетентно

Начальник управления организации торговли и услуг Министерства торговли Виолетта Брезовская:

— Субъекты торговли сегодня обязаны утилизировать нераспроданную продукцию с истекшими сроками годности. Что касается скоропортящихся продуктов, то в интересах магазинов следить за тем, чтобы они не залеживались на прилавках. Маркетинговая служба просчитывает, какие акционные предложения заинтересуют покупателей, устраивает дни скидок, зачастую снижает стоимость товара, сроки годности которого подходят к концу. У Министерства торговли в этом плане нет необходимости давать какие–либо рекомендации. Единственное, мы рекомендуем принимать участие в едином дне скидок в торговой сети. Речь идет о проведении расширенных распродаж со снижением розничных цен — чтобы покупатель имел возможность приобрести продукцию подешевле, а товар быстрее оборачивался.

meleshko@sb.by

Советская Белоруссия № 80 (24962). Пятница, 29 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter