О проблеме освещенности наших дворов и улиц

Свет и тени

Как освещаются белорусские города
Осенью–зимой очень не хватает солнца. Оно и понятно: в среднем продолжительность светового дня в этот период у нас составляет всего 8 часов. На работу едем, как правило, в потемках, с работы — тоже в темноте. Именно зимой как на ладони видны недочеты работы системы освещения населенных пунктов. Как работают фонари в разных городах страны? Почему на одной улице свет горит так, что можно найти иголку в стоге сена, а на другой не видно, где начинается тротуар? Что делать, если в округе не работает ни одна лампочка? И сколько же света нам положено по закону? Давайте разбираться.

Ночь, улица, фонарь


Разбираясь в проблеме, сколько света нам положено по закону, для начала заглянем в документы. Государственный социальный стандарт № 7 по обслуживанию населения в области жилищно–коммунального хозяйства утверждает, что в населенных пунктах должно быть освещено не менее 80 процентов улиц. Как считается эта цифра? Километры подсвеченных трасс делят на общую протяженность дорожного покрытия. Как правило, большинство населенных пунктов страны в ежегодном отчете (он представляется контролирующим органам к 1 января) указывают, что этот норматив у них выполняется практически на сто процентов. Однако в каждом городе обязательно найдется свой «черный угол» в жилом квартале. А в некоторых и не один. Получается, что в бумагах все красиво, а на деле? Объяснить этот факт просто, если внимательно прочитать документы. В стандарте прописаны обязательства для дорог, предназначенных для автомобилей. Речи же о том, сколько фонарей должно быть в жилом квартале вне этих дорог, и вовсе не идет. И здесь местная исполнительная власть сама решает: подсвечивать территорию без автодвижения или нет.

Освещенность двора или района определяется еще на этапе его проектирования. Застройщик представляет в исполком вместе с другими документами соответствующий план. Его разрабатывают на основании документа, регламентирующего строительные нормы искусственного и естественного света. В нем непросто разобраться без инженерных познаний. Однако это единственный нормативно–правовой акт, который обязаны исполнять все предприятия, отвечающие за освещенность городов.

Насколько много фонарей заслуживает улица, определяют, изучая ее категорию, интенсивность движения и покрытие. Сила света при этом измеряется в люксах. Один люкс — это примерно как подсвеченный одной спичкой один квадратный метр. К сожалению, самостоятельно измерить люксы нельзя. Нужен специальный прибор — люксометр.


Интересно, что средняя яркость покрытий тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц, дорог и площадей, должна быть по нормативам не менее половины средней яркости покрытия проезжей части этих улиц.

За освещенность городов отвечают предприятия системы «Горсвет». Каждое из них работает автономно и финансово полностью зависит от исполкомов. Именно власти дают команду «вкл.» или «откл.». Они же следят за общим состоянием освещенности вверенной им территории. Как правило, на каждом предприятии есть своя круглосуточная диспетчерская служба, которая принимает замечания по недостатку света. Местный «Горсвет» также разрабатывает свой график включения или выключения фонарей, который напрямую зависит от астрономического времени. При неблагоприятных погодных условиях свет, к примеру, вечером или утром могут включить на 15 минут раньше. График легко корректируется.

Минск, самый яркий город страны, подсвечивают 104 тысячи фонарей. Еще почти 35.000 различных светоточек украшают архитектурные сооружения. «От лампочек накаливания мы давно ушли. Используем натриевые и металлогалогеновые», — уточнил Владлен Чухин, начальник производственного отдела УП «Мингорсвет». И дальше рассказывает, что в диспетчерскую службу нередко звонят жители с жалобами на темноту. По каждому обращению всегда выезжают специалисты, сверяются с нормативно–правовым актом и определяют, действительно ли территория нуждается в дополнительной подсветке.

— Если обнаруживается, что во дворе недостаточная освещенность, которая не была предусмотрена проектировщиком, мы изыскиваем техническую возможность установки дополнительных фонарей. Можем установить максимум три–четыре дополнительные световые опоры.

Такие случаи не редкость, если, например, по просьбам жителей района тротуар проложили там, где раньше была тропинка, или построили новую автомобильную дорогу между домами.

Сергей Гришан, командир полка патрульно–постовой службы милиции ГУВД Мингорисполкома, уверен, что низкая освещенность — прямой путь к увеличению преступлений в районе: «Естественно, в темное время суток неосвещенные места в первую очередь попадают под категорию криминогенных. Эти темные пятна всегда обозначены в карточках–маршрутах, которые раздаются перед каждой сменой патрульным. На них обращается особое внимание». В милиции отметили, что не ждут, пока что–то произойдет. Если патрульные видят, что какой–то участок постоянно темный, старший наряда пишет рапорт. Затем сообщение передается по инстанциям и попадает в местный исполком. Там уже принимают решение, что делать дальше.


О том, насколько важен свет в общественных местах, прекрасно осведомлены все. Даже те, кому приходится его временно ограничивать. Но аргумент у руководителей всегда один: экономия бюджетных средств. Белорусские ученые знают, как решить эту проблему, чтобы на улицах было светло не в ущерб бюджету. Сергей Лишик, ученый секретарь Центра светодиодных и оптоэлектронных технологий Национальной академии наук уверен, что будущее — за светодиодами. Это выгодно, энергоэффективно и долговечно. Светодиодные лампочки делают и у нас, их не нужно закупать где–то за рубежом. Несмотря на то что они дороже, подсчеты показали: затраты окупаются уже спустя три года. А затем потребитель и вовсе оказывается в плюсе. Ведь служит такая лампочка в 7 раз дольше в отличие, к примеру, от натриевой. Кроме того, подобные светильники виброустойчивы и не боятся переменчивой погоды. Минск, Гродно, Полоцк, Жлобин, Щучин уже используют на некоторых участках улиц такой тип освещения. «У светодиодной лампочки другой спектр свечения. Фонари, которые используют в жилых районах, как правило, дают желтый свет. Индекс светопередачи у них около 40 единиц. В то время как у светодиодной лампочки эта цифра равна 70 — 90 единиц», — приводит аргументы Лишик. По мнению ученого, водитель при таком освещении хорошо видит мельчайшие детали на дороге и сможет в случае аварийной ситуации среагировать максимально быстро. Кроме этого, за счет более яркого излучения светодиоды помогут осветить даже самые темные закоулки, тем самым улучшив криминогенную обстановку, уверены в Академии наук.

Понятно, тон в решении светового «интерьера» в городе задает Минск. А как обстоят дела в регионах? Наши собственные корреспонденты прошлись по ночным улицам некоторых областных центров, а затем обратились за комментариями к специалистам и руководителям.

Брест: дежурный вариант


С середины ноября по будням с часу ночи до пяти утра коммунальные службы Бреста начали отключать ночное освещение. Местные власти подсчитали: таким образом бюджет, исчерпавший ресурсы, запланированные на коммунальное хозяйство, сэкономит до 1,2 миллиарда рублей в месяц. Непопулярное решение горисполкома вызвало резонанс среди горожан, опасавшихся в первую очередь всплеска криминала и роста дорожных аварий.

Фото  Андрея  КУХАРЧИКА.

Экономить на ночном свете в городе начали еще с начала этого года, правда, отключали фонари частично. 17 ноября впервые на ночь было выключено все освещение. Спустя некоторое время свет все же появился, но пока не на всех улицах. Председатель Брестского горисполкома Александр Рогачук объясняет причину:

— Десять лет Брест переживал инвестиционный бум. Профицит бюджета доходил до 200 миллиардов рублей. И за это время руководство предприятия «Брестгорсвет», которое отвечает за уличное освещение, не догадалось выйти на различные варианты ночного освещения. Но освещать город в три часа ночи так же, как и в восемь вечера, недопустимо. Ни о каком выключении света в городе речи быть не может. А теперь, когда возник форс–мажор, мы экстренно вынуждены прорабатывать вопрос дежурного освещения ночью, тогда как можно было спокойно это сделать в течение нескольких лет.

Причины такой ситуации лежат на поверхности. Когда город планировал бюджет, сумму на освещение закладывали в соответствии с тарифом на январь 2015 года. За полгода он вырос более чем в полтора раза. Финансирование закончилось. Можно, конечно, было перекрыть недостаток средств из других источников, например, профицитом бюджета, но, говорит Александр Рогачук, его попросту нет:

— Есть более 270 миллиардов невыполнения доходной части бюджета, потому что такие предприятия, как БЭМЗ, ламповый завод, КСМ, «Белалко», не дают соответствующие налоги. Это уже экономические проблемы. И хорошо, что люди почувствовали их только на ночном освещении. 52 процента всего бюджета города уходит на выплату зарплат бюджетникам: учителям, медикам... Я посмотрел бы на человека, которому не выплатили зарплату, зато ночной город бы сверкал.

Во мрак, впрочем, Брест не погрузился. Сейчас дежурное ночное освещение вводится поэтапно: уже светло на улицах Лейтенанта Рябцева, Брестских дивизий, на очереди Партизанский проспект, улица Янки Купалы и другие. Но если раньше в темное время суток фонари горели одинаково, то теперь свет перераспределяется: все они в работе утром и вечером, а ночью светит один из трех–четырех. Перевод на такой режим требует времени, поэтому улицы включают постепенно. И оптимизация, по словам главы города, продолжится даже при благоприятной ситуации с бюджетом:

— Сэкономленные на дежурном освещении деньги мы вложим в программу комплексной модернизации уличного освещения Бреста. Будем внедрять энергосберегающие технологии, в частности светодиодные лампы, фотоэлементы. Такие примеры у нас уже есть, например, участок улицы Московская на въезде в город. Установленные там светодиоды потребляют в два раза меньше электроэнергии.

Брест первым в списке городов страны пошел на такие меры экономии. Впрочем, генеральный директор КУМПП «Брестское городское ЖКХ» Игорь Сильченко считает, что со временем к этому придут и в других регионах:

— Пока что мы, к сожалению, временно вынуждены нарушать стандарты по освещенности. Но в перспективе ситуацию выровняем. В любом случае светить в долг нельзя. И это касается не только Бреста. Проблемы с бюджетом есть и в других городах. Можно, конечно, набрать кредитов, но их когда–то надо отдавать. В конечном итоге мы не заплатим энергетикам за свет и его просто выключат вообще. Так лучше подумать о переводе в режим экономии заранее.

Вместе с системой освещения городские власти будут реформировать и само предприятие «Брестгорсвет». Его уже присоединяют к КУП «Брестское дорожно–эксплуатационное предприятие». В горисполкоме подсчитали: реорганизация сэкономит в год 3,5 миллиарда рублей только за счет сокращения бухгалтерии и ряда других должностей предприятия.

Полностью переключить ночной Брест на дежурный свет городские власти планируют до нового года. Кроме того, горисполком обещает яркую праздничную иллюминацию, правда, говорит Александр Рогачук, не за счет бюджета:

— Гирлянды и подсветку к праздникам обеспечат субъекты хозяйствования, которые с пониманием отнеслись к просьбе горисполкома оказать содействие в новогоднем оформлении города.

Звонок в УВД

В УВД Брестского облисполкома ситуацией обеспокоены. Начальник управления охраны правопорядка и профилактики Геннадий Войтович рассказывает:

— Оперативная обстановка у нас достаточно сложная. Количество правонарушений в общественных местах увеличилось. 82% таких мест оборудовано системой видеонаблюдения. Получается, ее работа неэффективна. Ждем, когда на улицах везде появится дежурное освещение. Мы передислоцировали наряды патрульно–постовой службы, приблизив их к проблемным местам.

Гомель: сумеречные зоны


Второй по величине город в Беларуси — Гомель — в вечернее время приятно встречает цветовыми иллюминациями на фасадах здания облисполкома, офиса компании «Белоруснефть», исторического корпуса городской клинической больницы № 1. Но есть на карте областного центра и черные пятна, куда свет приносит только солнце.

Фото  Анны  ПАЩЕНКО.

Микрорайон Шведская горка — новый «спальный» многоэтажный проект на живописном берегу Сожа. Сотни гомельчан уже заселили свежие панельки. Правда, на новой планировке, собственной квартире и продуктовом магазине блага цивилизации закончились, огорчена новосел Наталья Дашковская:

— Ближайшие детские садики, школы, остановки городского транспорта находятся на проспекте Октября. Чтобы попасть туда, надо идти по улице Пенязькова. Освещения здесь нет. Понимаем, что новостройки, но мы каждый день водим детей в школу в темноте. Здесь полно машин, проезжая часть тоже не освещена. Это ежедневные шараханья от летящих фар.

Если проблемы Шведской горки можно списать на болезни новостроя, то микрорайону Западный уже полвека. Наши читатели нашли здесь свой «черный квадрат», рассказала по телефону Елена Селезнева:

— На улице Владимирова между детскими садиками № 59 и № 109, пожарной частью и храмом Иоанна Кормянского территория 100 на 100 метров без единого фонаря. Здесь проходят пути в сады, школы, к остановке автобуса. Дорогу съело время, а фонарей как не было, так и нет. Вот и месим ногами грязь в темноте. Привязываем к сумочкам фонарики, чтобы провести детей в школу по утрам.

Проблемы решаемы, но не сразу, признается директор «Гомельгорсвета» Дмитрий Лебедь:

— По улице Пенязькова мы ждем передачи коммуникаций и проектной документации от строителей. Как только получим — дадим свет. А вот по поводу темной зоны возле детских садиков — вопрос анализировали буквально несколько недель назад. Там просто нет фонарей. Необходимые бумаги мы направили коммунальщикам Советского района, они должны внести новые фонари в план развития. Надеюсь на будущий год.

Не доходит свет и до сельской местности. Например, в агрогородке Еремино Гомельского района на улице Железнодорожной, по словам местных жителей, фонари не горят с нынешнего лета.

Интересная ситуация в пригороде Гомеля — в почти городском микрорайоне Восточный (формально — это город, но обслуживается сельскими службами). О здешних проблемах с отоплением мы уже писали («Старая труба тепла не гарантирует», «СБ» за 25 ноября). Не только тепла, но и света в Восточном не дождешься, жалуется Федор Болгов:

— Вдоль северо–западной части Восточного тянется безымянная улица. Мы уже 5 лет пишем письма во все инстанции, чтобы здесь установили фонари. В ответ — молчание. А через 50 метров все улицы освещены. Непонятно такое разделение.

В «Гомельских районных электрических сетях» пообещали, что к жителям улицы Железнодорожной освещение вернется, а вот микрорайону Восточный все требования нужно предъявлять к балансодержателю — ОАО «Комбинат Восток». В сельскохозяйственном предприятии рассказали, что неоднократно обращались к энергетикам с просьбой установить фонари, но этого не позволяют сделать технические параметры — улица слишком узкая.

Гродно: диод рубль бережет


Гродненцы вряд ли могут пожаловаться на плохое освещение в темное время суток. Подчеркнуть великолепие старинных зданий и улиц города доверено гродненскому предприятию «Горсвет». Здесь к наружному освещению и архитектурно–декоративной подсветке зданий и иллюминации относятся серьезно. Освещение дорог, проездов, скверов, праздничная иллюминация — все на высшем уровне. Директор «Горсвета» Андрей Хмель доволен своей работой:

Фото  Леонида  ЩЕГЛОВА.

— На предприятии работает система автоматизированного контроля, разработан и согласован график включения наружного освещения. Вся работа идет в соответствии с четко прописанным режимом без сбоев и отклонений. К примеру, 3 декабря подключение прошло точно в указанное время — 17 часов 32 минуты. Все управление компьютеризировано, диспетчер в течение 1,5 — 2 минут включает весь город. Он полностью освещен до 22 часов вечера, а затем горит каждая третья светоточка. Освещены все перекрестки, остановочные пункты и пешеходные переходы. В 7 утра город вновь переходит в режим полного освещения.

Что касается энергосбережения, то работа по внедрению светодиодных светильников в Гродно началась в 2012 году. Тогда горисполком совместно с муниципалитетом литовского города Друскининкай выиграли проект международной технической помощи, финансируемый Европейской комиссией. Проведена замена светильников на улицах Горького и Богуцкого на светодиодные мощностью 160 Вт. Тогда заменили 100 светильников. С тех пор в городе поменяли 9 тысяч модулей и светильников, а это 33 процента от общего количества светоточек. Проведенные мероприятия позволили сэкономить около 400 тонн условного топлива или более 1,4 миллиона кВт.ч. Чтобы выявить резервы экономии топливно–энергетических ресурсов, один раз в пять лет специализированной организацией проводится энергетическое обследование предприятия. На основании отчетов обследования разрабатывается Программа энергосбережения. В 2016 году запланировано внедрить 608 светильников ДКУ 35 и ДКУ 160. Стоимость работ — 2,4 миллиарда рублей.

Начальник отдела энергетики, транспорта и связи Гродненского облисполкома Наталья Прилепская говорит о четкой и планомерной работе в области энергосбережения:

— Гродно давно идет по пути улучшения освещения на городских улицах и придомовых территориях. С 2012 года постепенно все городское освещение переводится на энергосберегающее. Только в нынешнем году на эти цели выделено 1,5 миллиарда рублей. Это большие деньги. В следующем году эта работа будет продолжена.

В районах Гродненщины ситуация складывается по–разному. Все зависит от наличия денег в местных сельсоветах. Но есть общие для всех правила: в агрогородках и населенных пунктах, где пролегают автомобильные дороги республиканского и областного значения, наружное освещение работает непрерывно в темное время суток. А вот в других деревнях решением районного исполнительного комитета установлен временной режим. Свет автоматически включается с наступлением темноты и выключается ровно в 24 часа.

isaenok@sb.by

sb_gomel@mail.ru

tanula.k@mail.ru

alexbresta@gmail.com

Советская Белоруссия № 238 (24868). Среда, 9 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter