Семья Шух с шестью детьми многие годы не может воспользоваться поддержкой государства

Стучатся в открытую дверь

Глубокое недоумение — вот первая реакция в редакции «СБ» на звонок многодетной мамы Людмилы Шух с Любанщины: кавалера ордена Матери, давшую жизнь шестерым детям, снимают с очереди на улучшение жилищных условий. «И никаких других жилплощадей у нас нет, кроме прогнившего дома 1946 года постройки в поселке Уречье! В нем и живем... Почему такая несправедливость?» Действительно, почему эта семья осталась в стороне от той серьезной системы льгот, которыми наше государство поддерживает многодетных? На место выехала корреспондент «СБ».

Людмила и Виктор Шух

...Полюбоваться на шумное счастье семьи Шух во всей красе, к сожалению, не довелось. По случаю моего визита на пару часов приехал с работы глава семьи Виктор. Рядом суетился только самый маленький, 5–летний Женя. С остальными своими ребятами мама Людмила знакомила по фотографиям:

— Старшего, 24–летнего Диму, вчера забрали в армию, он служит в резерве. Дмитрий окончил торгово–экономический колледж. Некоторое время работал в Любани, а потом уехал в Минск, устроился в частную фирму, снял квартиру. Второй сын — 22–летний Александр — работает машинистом холодильных установок на Слуцком мясокомбинате, живет в общежитии. 20–летний Виталий выучился на фармацевта, сейчас трудится в Минске на заводе и подрабатывает на ремонте квартир, жилье снимает. 16–летний Коля учится в Бобруйском машиностроительном колледже. Ян — в 4–м классе, хорошо успевает, еще и в музыкальной школе осваивает игру на аккордеоне...



Рядом увесистая пачка благодарностей за хорошую учебу и поведение, грамоты и дипломы за победы в различных конкурсах и соревнованиях. Отдельно — благодарственные письма родителям за достойное воспитание детей. Да и у Виктора, тракториста местного Ново–Уречского лесничества, есть грамота «за добросовестный плодотворный труд, высокие производственные показатели и большой личный вклад в развитие лесного хозяйства страны».

Обложенный кирпичом деревянный дом скромен. На 60 квадратных метрах общей площади, из которых 30 — жилая, прописаны 8 человек. Но теперь это хоромы, говорит Людмила, а прежде здесь была вовсе одна комнатка и крошечный коридор:

— С появлением третьего ребенка муж пристроил еще одну комнату и коридор расширил. Баня и сарай — все своими руками. Окна недавно поменяли на пластиковые. Да что толку, когда стены совсем съехали... Труха! Зимой промерзают все углы. Печка сильно коптит, поэтому каждый раз, когда топишь, приходится открывать на кухне окно. Когда меня награждали орденом Матери, у нас в гостях были представители Любанского исполкома. Представляете, им наш дом даже понравился, сказали, что у нас все очень хорошо. А то, что тесновато, так, говорят, ничего уж не поделаешь...

Женя ШухЯ сама убедилась: полы в комнатах ходят ходуном. Хоть и накрыты половиками, но очень холодные. Стены сильно прогнулись внутрь. Обои во многих местах отошли, и хозяева уверяют, что подклеивать их уже бесполезно. В прошлом году, вспоминает Людмила, к семье снова наведывались из райисполкома:

— На этот раз сама попросила их приехать. Но уважаемые гости дальше порога почему–то не прошли. Смотрят вокруг и не понимают: «А что вы от нас хотите?» Я им: «Только то, что положено по закону. Чем–то можете помочь?» Тогда они согласились, что тут уж не до реконструкции. Но раз, мол, дети подросли, то пусть они про все это и думают! На том и уехали...

А разве трое несовершеннолетних — это не повод хоть как–то решить вопрос? На очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в Уречском сельском исполкоме Виктор Шух встал в марте 2005 года — через два месяца после рождения пятого сына Яна. Тогда самому старшему, Дмитрию, было только 14 лет. То есть в семье росли 5 несовершеннолетних. В августе 2006–го Людмилу награждают орденом Матери. Уже тогда семья законно могла рассчитывать на предоставление бесплатного благоустроенного социального жилья. С января по май 2012 года, когда в семье воспитывались 4 несовершеннолетних и уже вступил в силу Указ Президента № 13, семья Шух снова имела возможность получить стопроцентную поддержку от государства на строительство, реконструкцию или приобретение жилья. Да и сейчас еще в течение двух лет вправе рассчитывать на то, что ее расходы на решение жилищного вопроса покроют на 75%, а погашение остальной суммы по льготному кредиту можно будет растянуть на 40 лет. В чем же тогда дело? Ведь, рассказывает Людмила, у других многодетных семей Уречья вопросы обустройства решаются неплохо.

В этом чуть позже я лично удостоверилась, изучив положение дел в сельском исполкоме: за последние 4 года семи многодетным семьям жилье реконструировали, двум — построили, четверым — купили. А из 18 семей, имеющих сегодня статус «нуждающиеся», 8 продолжают реконструкцию или строительство. Впрочем, супруги Шух не скрывают — варианты Любанским исполкомом им предлагались:

— И недострой с одной коробкой и крышей довести до ума предлагали, и купить квартиру или дом можно было... Но потом всплывали такие астрономические суммы, что в банке над нами просто смеялись!

Сегодня семью из троих несовершеннолетних и неработающей мамы содержит один Виктор. В его последнем расчетном листке «сумма к выдаче» — 4.382.350 рублей. Людмилу, по ее словам, в канун прошлого Нового года вынудили уволиться из школы, где она с 1989 года работала техничкой за мизерную зарплату: дескать, сильно зачастила с больничными по уходу за младшим... При этом семья ни разу не попросила адресной материальной помощи:

— Некрасиво это — просить денег у государства, когда два огорода под боком, две коровы, куры и пчелы. Мы с Виктором все–таки для себя деток рожали и на свои силы рассчитывали. И жилье другое, поверьте, мы бы тоже не просили, если бы этот дом не стал такой безнадежной развалюхой. Ведь мы его поддерживали и восстанавливали, как могли, своими руками... Не так давно пришлось, к примеру, провести паровое отопление.

— Так в связи с чем вас сняли с очереди? — интересуюсь у Людмилы.

— А вот полюбуйтесь! — и хозяйка положила передо мной документ за подписью председателя сельсовета Ядвиги Ерохиной, датированный еще февралем 2014–го. В нем со ссылкой на нормативные акты извещается о необходимости представить обновленные справки и копии документов, в противном случае статус нуждающихся будет утрачен.

— И в чем проблема? Отнесли справки?

В ответ Виктор только отмахивается:

— А толку?! Не буду даже время на это тратить! Раз за столько лет дело не сдвинулось, с чего вдруг теперь надеяться?

Такой подход к вопросу мне показался странным. Не смогли супруги также объяснить, почему их побудил просить помощи у газеты документ почти годичной давности...

Под лежачий камень вода не течет

Между тем, как оказалось, положение дел у семейства Шух не такое уж и плачевное. Управляющая делами сельсовета Ирина Шаржанович сразу предложила мне ознакомиться с документами:

— Не снимали мы их с очереди. И не собирались. А извещение отправили, потому что такой порядок. Хотя, если разобраться, обновлять документы закон требует каждый год, а семья Шух за 10 лет не сделала этого ни разу.

При этом отзываются в сельсовете о Людмиле, Викторе и всех их детях только положительно, особо подчеркивая трудолюбие, общественную активность и добропорядочность. Смущает только один нюанс, замечает председатель Ядвига Ерохина:

— Уж слишком безответственно семья подошла к решению жилищного вопроса. Они не воспользовались ни одним предложением, неоднократно поступавшим со стороны Любанского исполкома, в том числе и в случаях, когда все затраты брало на себя государство. В 2009 году мы уведомили семью о включении в жилищно–строительный кооператив. Но они письменно отказались, не пояснив причин...

Директор территориального центра социального обслуживания населения Любанского района Тамара Плютова также не понимает сути претензий:

— Людмила и Виктор всегда хотели переехать жить в Любань. И там им уже предлагался хороший участок, для получения прав на который не требуется регистрация в райцентре. Но Виктор боялся связываться со строительством, даже несмотря на серьезную помощь государства. Предложения по незавершенной стройке отвергались по той же причине. При этом никаких нереальных сумм по доплате, когда это было необходимо, не всплывало. Если исходить из официального заработка главы семьи, то здесь средняя цифра на каждого ее члена — 1 миллион 607 тысяч рублей, что не является основанием для адресной помощи. Что можно сделать сегодня? То же, что и прежде. Во–первых, реконструировать старый дом — ветхим он никак не является. Причем семья давно могла воспользоваться единовременной помощью хотя бы для косметического ремонта. Во–вторых, проблему решает и последующая покупка квартиры. Но ведь для этого многодетным родителям нужно и самим сделать кое–какие необходимые шаги — как минимум представить все документы, найти подходящий вариант... И перестать от всего отказываться! Под лежачий камень вода не потечет.

Уже на следующий день после моего знакомства с семьей Шух в их доме снова побывали представители Любанского исполкома, внимательно изучили положение дел. Ситуация также взята на контроль заместителем председателя комитета по труду и социальной защите Минского облисполкома Тамарой Трубчик. Обещают пристально следить за развитием событий и в Министерстве соцзащиты.

eversman@sb.by

Фото автора.

Советская Белоруссия № 32 (24662). Четверг, 19 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter