Сельчане избавляются от овец из-за проблем со сбытом шкур и шерсти

Стоит ли овчинка выделки

В восьмидесятые годы овец держали почти в каждом селе. И шерсть, и мясо пользовались спросом. По данным Национальной академии наук, в общей отаре страны числилось 380 тысяч овец. Сегодня — чуть более 52 тысяч. К 2015 году, по программе развития овцеводства, должно быть сто тысяч. Это позволит получать в год до 260 тонн шерсти. Однако овечки в частном секторе — почти диковинка.  Почему?

Сельчане избавляются от овец из-за проблем со сбытом шкур и шерсти


Деревня Полыковичи почти вплотную примыкает в Могилеву. Лет 30 назад тут через дом овчарни были. В каждой — 20 — 30 животных. Теперь овец держат единицы. Потому что, по словам одной из хозяек Елены Пускиной, невыгодно. Елена Владимировна даже в Комитет госконтроля обратилась. Дескать, и программа развития отрасли разработана, а проблема сбыта шерсти и овчин так и осталась нерешенной.


Вместе с заместителем начальника управления Комитета госконтроля Могилевской области Олегом Коробаном едем в Полыковичи, чтобы на месте разобраться в ситуации.


У одной из хат возле стога сена топчется барашек. Хозяин — Александр Мацыков приглашает на подворье:


— Десяток голов и осталось. А когда–то мои родители 40 и больше держали. В Шклове чесальня была. Дед мой туда овчину сдавал, взамен привозил бобины с шерстяными нитками. Вычесать шерсть негде. Местный шаповал из города берет у нас, правда, шерсть нечесаную. Так ведь и платит — копейки. С одной овцы за раз (стрижем их дважды в год) можно получить 2 — 3 килограмма шерсти. За 25 — 30 кило невычесанной шерсти он дает сто тысяч рублей.  Шкуры тоже никому не нужны. Ни Бобруйский, ни Смиловичский кожевенные комбинаты у нас их не берут. Что остается? Уменьшать поголовье. Можно, конечно, продавать баранов живым весом. За одного выручишь миллиона два. Но ведь его еще вырастить надо. На зиму одного сена запасти — килограммов 300. А где его брать, где отару пасти? Еще лет 15 назад у деревни пастбище было огромное. Сейчас там коттеджи повырастали...


Сегодня в большой деревне заводчиков овец — раз–два и обчелся. У Мацыкова пальцев одной руки хватило, чтобы перечислить:


— Брат мой родной несколько штук для себя держит, Пускины — голов десять, небольшие отары у Маханькова и Усова.


До Чернобыля на Могилевщине чесальни, считай, в каждом районе действовали. Так ведь и отара была — более 60 тысяч. А ныне с первичной обработкой шерсти сложно.  Единственное в стране предприятие, которое шерсть моет, находится на Гомельщине, в Рогачевском районе. Так и зовется — Ильичевская шерстомойка. Но готова ли она принять, к примеру, могилевскую шерсть?


Заведующая производством Нина Фролова признается:


— Только если объем — не меньше тонны. Мы ведь ее не одним махом моем, а раскидываем по цвету, структуре. И только затем промываем, сушим и сортируем. Периодически шерсть нам на промывку поставляет Смиловичский кожевенный завод. Но основные наши поставщики — россияне. Они шерсть у нас моют, у себя после перерабатывают и в Англию отгружают.


Например, мериносов стригут лишь раз в год. Одна овца дает не больше 4 кило шерсти. Представьте, какую отару надо иметь, чтобы за раз получить тысячу килограммов? Фролова подсказывает: немытую шерсть принимают Смиловичи. Но хозяйка Пускина из Полыковичей подсчитала: овчинка выделки не стоит. Дорога дороже обойдется, чем выручка от шерсти. А заготовители Белкоопсоюза (заместитель начальника управления Комитета госконтроля Могилевской области Олег Коробан изучал этот вопрос) отказываются принимать овечью шерсть. Дескать, для последующей промышленной переработки необходимо разводить другие породы овец, с более высоким качеством шерсти, нужны свои племенные предприятия.


Помнится, несколько лет назад, разрабатывая программу развития овцеводства, в лаборатории коневодства и овцеводства Научно–практического центра по животноводству Национальной академии наук констатировали: чтобы отрасль развивалась, к 2016 году в каждой области должны появиться и специализированные фермы, и чесальни, и своя, белорусская порода овец.


Начальник отдела животноводства комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома Валерий Журко сверяется с цифрами:


— Сегодня разведением овец в области занимаются два СПК — «Колхоз «Парижская коммуна» в Костюковичском районе и «Черневский» в Дрибинском. В первом около 200 овец, в другом — всего 65. Два фермера в Хотимском районе держат 450 животных, фермер со Шкловщины — 300. Трудности, конечно, есть. На всю область — ни одной чесальни. Вымывают и вычесывают шерсть наши овцеводы кто где сможет. Есть проблемы и со сбытом шерсти, шкур, и с созданием новых овчарен. Но задача поставлена — возродить отрасль, увеличить поголовье. Так что уже в этом году планируем создать овчарню на базе еще одного СПК — на Шкловщине.


Всего, по данным комитета по сельскому хозяйству и продовольствию, в области, включая частный сектор, сегодня более 7 тысяч овец. Согласно программе развития отрасли уже в этом году на Могилевщине их должно быть более 9 тысяч, в будущем году — около 18. 

olgak53@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия №208 (24589). Четверг, 30 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter