Сто лет без одиночества

В школе для избранных теперь учатся обычные дети
В школе для избранных теперь учатся обычные дети

В 1906 году частные предприниматели Зубакин и Фалькович открыли в Минске частную полноправную мужскую гимназию. Она располагалась на месте нынешнего здания исторического факультета БГУ. В 1918 году гимназию реорганизовали в 4–ю школу второй ступени. В 1921–м учебное заведение стало семилетним. Преподавали в нем 25 учителей, 13 из которых имели высшее образование. В 1922 — 1923 годах школа выпустила 53 ученика. Они успешно овладели знаниями по белорусскому, русскому, немецкому языкам, математике, истории, географии, естествознанию, социологии, рисованию, гигиене, пению, родиноведению. В 1924 году в школе создали библиотеку, поначалу насчитывавшую 915 книг.

С 1936 года школа располагается в здании по улице Красноармейской, 11. Во время Великой Отечественной войны оно сильно пострадало, но было восстановлено и полностью реконструировано. В нынешнем году школа по подготовленности к учебному году заняла первое место в районе. В награду получила целый компьютерный класс. Так что и без пресловутых поборов с родителей, если постараться, можно обойтись. Хороший урок другим. Безусловно, на все большие программы, на приобретение музыкальных инструментов — а школа сегодня с музыкальным уклоном — городской бюджет выделяет необходимые средства.

Но главное — каких выпускников готовит столетняя школа, может ли она ими гордиться?

— Может! — убеждена Тамара Арсентьевна Бурдыко, директор школы. — Наши ученики замечательные. Раскованные и одновременно чувствительные, ранимые. Очень ждут, когда их оценят, заметят пусть даже небольшие победы. Это по–настоящему творческие личности. Среди ребят много победителей различных олимпиад и творческих конкурсов. Более 80 процентов обладателей аттестатов 4–й школы поступают в высшие учебные заведения, а профильный математический класс вообще традиционно бьет рекорды — все (!) ребята становятся студентами. Среди выпускников особенно много врачей (только в прошлом году 5 человек поступили в мединститут). Немало адвокатов, банковских работников, экономистов, филологов, учителей: кстати, сегодня среди школьных педагогов 12 — свои же питомцы. Почти все имеют дипломы о музыкальном образовании, ведь школа, как теперь говорят, с музыкальным уклоном. Так что на фортепиано сыграть или спеть — тоже запросто. Ну и, конечно, есть свои знаменитые музыканты, популярные артисты — Олег Янковский, Александр Владомирский среди них.

У нас учитель может услышать в классе: «Я с вашим мнением не согласен...» Вместе с тем мы видим: авторитет школы у ребят высочайший. Даже если семьи переезжают в другой район, дети продолжают учиться у нас.

— Как вы считаете, современная школа должна ограничиться передачей знаний или призвана учить жизни?

— Жизни учить, конечно, нужно. Современные родители настолько заняты работой, что не в состоянии как следует выполнять свою воспитательную функцию. И все же в первую очередь — знания. Причем учитель обязан не только дать их ученику, но и научить его работать самостоятельно. Наши педагоги остро чувствуют свою ответственность. О чем свидетельствуют и результаты. Например, за прошлый год средний балл за тестирование по белорусскому языку в школе — «восьмерка». Согласитесь, неплохо.

В школе вообще особый интерес к родному языку и литературе. Дети загорелись идеей и предложили создать музей — «белорусскую хатку». Недавно проводила там экскурсию с восьмиклассниками. Накануне готовилась основательно, чтобы объяснить предназначение различных предметов, выставленных в экспозиции. Каково же было мое удивление, когда сами ребята начали рассказывать о них. Городские дети! Теперь предлагают организовать еще один музейный зал, выдвигаются очень любопытные идеи. В нашей школьной телестудии мы снимаем фильмы о родной истории, культуре. Удачная работа получилась об Иване Шамякине. Кадры, сделанные школьным кинооператором, оказались одними из последних в жизни Ивана Петровича. Хорошие фильмы сняты о Брыле, Науменко, Дудареве.

— Тамара Арсентьевна, в советские времена за 4–й школой закрепилась репутация заведения, где учатся «дети начальников». Вам пришлось это как–то ощутить?

— Хотя это было давно, своя специфика сохранилась. Но мне уже достались внуки тех «начальников». Что тоже непросто. Больше всего помогают именно бабушки и дедушки — люди высокообразованные, с крепкой общественной закалкой. Есть среди них писатели, ученые. Некоторые ребята так и говорят: моя бабушка — профессор, она хочет прочитать в классе лекцию. Чему мы всегда рады. Только объединив усилия, можно воспитать из наших детей настоящих личностей.

В конце разговора «по секрету» Тамара Арсентьевна рассказала почти волшебную историю. Много лет назад, учась на филфаке, расположенном тогда как раз напротив, она смотрела на 4–ю школу с боязнью, как на нечто недосягаемое. Но втайне думала: вот бы там поработать. Прошли годы, и она руководит этим школьным коллективом — мечта стала явью. Мы не знаем, предполагали ли 100 лет назад предприниматели Зубакин и Фалькович, что их детище успешно переживет многочисленные катаклизмы и будет выполнять свою благородную миссию столько лет. Но это случилось. И теперь школе предстоит войти в новый век. Именно о нем здесь сейчас мечтают. Мечты же, как мы знаем, сбываются.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter