Пенсионеров облапошивают под видом социальной заботы

Старики под огнём аферистов

О том, что наших стариков аферисты пытаются обмануть сплошь и рядом, «СБ» писала не раз. Втюхивают то очередную панацею от всех болезней, то фильтры для воды под маркой «подарок ветерану!». И вот на столбах и досках объявлений и даже мусорных баках Минска — очередные проявления «заботы»: «В рамках социальной программы Санкт-Петербургский оптовый терминал проводит выставку-распродажу...»


Фото РЕЙТЕР

Речь о куртках из якобы натуральной кожи. Судя по брендам, сильно смахивающим на случайный набор букв, организаторы распродаж — или герои материала «СБ» «Дерут три шкуры» (номер за 23 сентября), или их не менее изобретательные конкуренты. Ловкачи исправно снабжают население отнюдь не копеечным китайским ширпотребом весьма сомнительного качества. Напомним: никаких сведений, доказывающих, что кожа, из которой изготовлен товар, действительно натуральная, торговым инспекторам и проверяющим из Госстандарта продавцы предъявить не смогли.

Нарушений в сентябре нашли массу — отсутствие необходимой потребительской информации, необоснованные утверждения о скидках и акциях. В общем, продавцов курток стали наказывать многомиллионными штрафами... И вот всего–то через месяц наблюдаем очередную партию лохотрона. Только на этот раз обман подается под соусом «социальной программы». В объявлении это словосочетание повторяется аж два раза! Более того, «обмен старой вещи на новую, при покупке трех вещей — четвертая в подарок» и «при предъявлении пенсионного удостоверения — дополнительная скидка». Как не купиться, если раньше женская куртка стоила 5.410.000, а предлагается всего за 1.800.000? Уж куда «социальнее»...

Довелось понаблюдать за реакцией жителей микрорайона Уручье, вчитавшихся в очередное объявление накануне 7 ноября.

— Гляньте–ка, пишут, что акция всего один день! Эх, жалко... Вот почему так всегда: если что–то хорошее — так обязательно на один день?

— Ну так ведь социальная ж программа! Люди, видать, себе в убыток торгуют к празднику.

— А я думаю, они хотят таким вот образом завоевать любовь покупателя. Время сейчас сложное.

— Ой, надо, конечно, сходить. Такой случай! — уже приняла решение пожилая женщина. — У меня на бутики и торговые центры денег нет!


Фото Владимира Шлапака.

Увы, заработок на пожилых малообеспеченных людях сегодня — одна из сверхрентабельных «бизнес–ниш». Те, кто ограничен в средствах, — как раз та самая аудитория, на которой можно нагреть руки легко и быстро. Во–первых, у них всегда есть так называемые заначки — суммы на черный день. Во–вторых, их сознание устроено так, что, зайдя в любой магазин, они непременно направятся к полке с красочной вывеской «скидка», «акция» и «распродажа», а не к той, где лежит товар, в котором изначально нуждались. В–третьих, сегодняшние пенсионеры — это люди, рожденные и прожившие большую часть своей жизни в Советском Союзе и от привычки чем–то выгодно запастись на непредвиденный случай никак не избавятся. Поэтому заставить их в одночасье распрощаться c накоплениями несложно, если даже самую бестолковую и низкопробную дребедень подавать, используя правильные приемы и слова. Прилагательное «социальный» — из их числа. Потому что любое упоминание о социальных программах у каждого из нас непременно ассоциируется с государственной гарантией, опекой и поддержкой всех нуждающихся: молодых и многодетных семей, ветеранов, стариков, детей–сирот, инвалидов... «Значит, и эта распродажа — нечто подобное. Государство не обманывает...» — наивно решат многие. И ловушка захлопнется.

Вообще, продавцы курток — отнюдь не первооткрыватели. Например, под видом «социальной акции» периодически избавляют стариков от «ненужного хлама» скупщики часов: «Дорого купим ваши старые, даже поломанные часы!» или «Принеси старые поломанные часы и получи взамен импортные новые с множеством функций!» Смысл в том, что «импортные электронные часы», сделанные в Китае, стоят 2 — 3 доллара, а вот старые советские механические хронометры пользуются огромным спросом у западных коллекционеров, которые покупают их на интернет–аукционах за сотни, а нередко и тысячи долларов — в зависимости от модели.

Примеров можно привести великое множество. Жительница Гомеля под видом меда и «социальной акции» продавала старикам жженый сахар. А нынешней весной изобретательные коммерсанты бессовестно играли на чувствах стариков: стучались к ним в квартиры и, рассказывая сказки о «специальных скидках к юбилею Победы», продавали втридорога фильтры для воды. В поликлиниках очереди? Нет денег на дорогие лекарства? Это вообще вечные темы! «Поэтому вот вам, дорогие пенсионеры, положен совершенно бесплатно аппарат, который вылечит абсолютно все! Деньги возьмем только за транспортировку и налог». Так, опять же под видом «программы по оздоровлению населения», лжесоцработницы сбывали старикам копеечные массажеры.

Государство, конечно, старается перекрыть кислород таким не в меру предприимчивым гражданам. Например, в конце октября Министерство торговли начало административный процесс в отношении ЧТУП «БелДета» за нарушения законодательства о рекламе. Суть в том, что, несмотря на прекращение действия лицензии и аннулирование удостоверения на «чудодейственный» прибор «ДЭТА», который официально признан дешевой фальшивкой, данная фирма (и не только она!) продолжает активно рекламировать его через сайт. Судя по всему, штраф — только мелкая неприятность на фоне баснословных барышей. И главное — очень нелегко защитить покупателя, который, увы, и сам обманываться рад.

Компетентно

Начальник отдела по контролю за рекламой управления торговли и услуг Минского горисполкома Ирина Летняк:

— В Минске действует как минимум 5 групп продавцов, которые обогащаются на наивности белорусов благодаря умению вот так агрессивно и напористо вызывать интерес к низкопробному ширпотребу. Несколько иностранных граждан в нашей стране регистрируют ЧТУПы и действуют здесь через доверенных лиц. Конфликты с законом начинаются уже с первых шагов. Прежде всего это нарушение правил благоустройства и содержания Минска, ведь объявления уже просто захламили столицу — их расклеивают где придется. Разумеется, ни в какие законные рамки не вписывается и содержание рекламы: заявление о социальной программе, равно как и о скидках, — откровенное надувательство, где цель — ввести в заблуждение потенциального покупателя. И совершенно очевидно, что под прицелом у ловкачей пенсионеры и люди скромного достатка. Только на прошлой неделе в течение часа я составила 4 протокола на организаторов этих курточных якобы распродаж за ненадлежащую рекламу. Есть и другие нарушения... Но штраф в размере 20 — 50 базовых величин на фоне получаемой прибыли, судя по всему, — просто капля в море! Тем более из суда нередко приходят уведомления о том, что взыскать штраф с ответчика невозможно, мол, нет контакта. А в новом сезоне наблюдаем тех же «игроков», но уже под новым юридическим названием. Еще раз обращаю внимание граждан: на самом деле предлагаемые изделия никогда не стоили ни 9, ни 6, ни 5 миллионов! И даже как будто заманчивые цены в районе 2 — 3 миллионов — это для них слишком много. Имейте в виду: вы очень сильно переплачиваете.

Комментарий

Заместитель председателя Белорусского общества защиты прав потребителей Тамара Бельская:

— Раз в объявлении нет упоминания о каком–то юридическом лице (фирме, компании и т.д.) или конкретном индивидуальном предпринимателе, то обманутым таким образом покупателям, увы, не приходится рассчитывать на поддержку Закона «О защите прав потребителей». В данном случае просто один гражданин обманывает другого — и больше ничего. И все, кто попадался на такую удочку, в конечном итоге понимают, что сами дали маху — стали жертвами элементарных уловок обычных обманщиков. А кто сам не все до конца понял, тому, вероятно, объясняли более опытные друзья или родственники. Поэтому в общество защиты потребителей с подобными проблемами пока никто не обращался.

eversman@sb.by

Советская Белоруссия № 220 (24850). Пятница, 13 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter