Сельчан могут заставить платить за воду из колодцев

Спор вокруг колодца

Сельчан заставляют платить за воду из колодцев
Испокон веков сельские жители брали воду из колодцев. Пили сами и поили скот. Готовили на колодезной воде пищу. Ею же мылись в банях. Когда-то деревенские люди следили за колодцами сами — чистили, ремонтировали. Однако с каждым годом таких умельцев в глубинке становилось все меньше. Поэтому заниматься благоустройством скважин поручили сельсоветам, а несколько лет назад их передали на баланс «Водоканалам».





Как пить дать

Письмо жителей деревни Долговичи Мстиславского района в редакцию «СБ», признаться, обескуражило. Сельчан заставляют платить за колодезную воду! Еще в сентябре прошлого года потребовали заключить договоры на... водоснабжение из шахтных колодцев, которые рыли их отцы и деды. Даже норму водопользования установили — по 35 литров в сутки на человека. Будто бы в избах стоят счетчики...

Примерно половина сельчан договоры подписала. Теперь остальных, несговорчивых, пытаются понудить подчиниться через суд. И хоть сумма оплаты на каждого сельчанина получается небольшая — всего 1.170 рублей в месяц, людям обидно. Ведра, тросы покупают сами. Сами, как могут, благоустраивают колодцы. Еду в Мстиславский район разбираться в ситуации на месте.

...Сельские улицы пустынны. По дороге нам с директором мстиславского предприятия «Водоканал» Владимиром Стефоняком не попадается ни одного пешехода. Правда, у прилавка магазина райпо небольшая очередь. Пенсионерка Мария Степаненко, поздоровавшись, возмущается:

Сельские жители еще берут воду из колодцев

— Требуют деньги за колодцы, которые копали и чистили наши родители. Представитель «Водоканала» стучал кулаком по столу, грозился закрыть колодец тяжелой железобетонной плитой, чтобы мы до воды не добрались. На старости лет рвут нам нервы!

Другая пенсионерка, Любовь Шилович, договор заключила. Однако вода в колодце, расположенном у ее дома, ржавая, рыжая. Ее отказывается пить даже корова. Приходится ходить на другой край деревни, к другому колодцу, а путь неблизкий!

Продавец магазина Валентина Глушцова не скрывает:

— Лично я договор не заключала, и никто меня не заставит. Если будут чистить колодец, как и все, готова возмещать расходы. 

Правда у всех своя

Не позавидуешь и директору «Водоканала» Владимиру Стефоняку. Предприятию передали на баланс 580 шахтных колодцев. И все надо содержать в порядке, платить земельный налог. А за какие деньги?

Владимир Стефоняк приводит веские аргументы. Договоры с сельчанами нужны хотя бы для того, чтобы учесть всех, кто пользуется колодцами. Вдруг некоторые источники воды вообще не востребованы и их лучше засыпать? Прийти к согласию пока не получилось. Сложностей с колодцами действительно немало. К примеру, чтобы качественно его почистить, работник «Водоканала» должен спуститься на дно. Но некоторые скважины настолько узкие и глубокие, что внутри не повернуться. В другие лезть попросту опасно: угроза обрушения. Тем, у чьих домов расположены проблемные колодцы, приходится ходить за водой далеко. Но в социальных стандартах не оговорено расстояние между водой и домом.

Владимир Стефоняк: люди, пользующиеся этим колодцем, не хотят платить за водоснабжение.

Да, кто–то должен возмещать затраты на ремонт и обслуживание колодцев. Однако назвать эту услугу водоснабжением, как указано в типовом договоре, язык не поворачивается. Нужно изрядно потрудиться, чтобы достать колодезную воду, а потом донести ее до дома. К тому же если в засуху вода исчезнет из колодца, никакой «Водоканал» не поможет. 

Найти выход

Председатель Долговичского сельсовета Дмитрий Якубенко объективен: жалобы на колодцы поступают часто. И ему формулировка «оплата за водоснабжение» в данном случае кажется не совсем корректной. Люди ведь и раньше платили за колодцы. Если чистили его, сельчане скидывались и оплачивали работу приезжих специалистов, кормили командированных, звали в свои дома на ночлег. И сейчас, по большому счету, им не денег жалко — тем более сумма небольшая, но хочется ясности, справедливости.

Генеральный директор предприятия «Могилевоблводоканал» Александр Ковалев, к которому я обратилась за разъяснениями, утверждает:

— Закон предписывает строгий учет и платность всех объектов питьевого водоснабжения, к которым относятся и шахтные колодцы. Мы направляли запрос в Министерство финансов, хотели отнести колодцы к объектам благоустройства, как было раньше в сельсоветах. Тогда обслуживать их можно было бы за счет другой статьи бюджета. Однако получили категоричный отказ. Действительно, пока в большинстве районов Могилевщины плата с населения за воду из колодцев не взимается. Но местные власти вправе сами принимать решение о нормировании и оплате питьевого водоснабжения из шахтных колодцев. По такому пути пошли не только власти Мстиславского района, но и Климовичского, Белыничского.

Заместитель председателя Мстиславского райисполкома по строительству и коммунальному хозяйству Виталий Старченко узнал о возмущении сельчан от... меня. К нему с подобными претензиями никто ни разу не обращался. Власти Мстиславского района вместе с руководством «Водоканала» детально изучат ситуацию, направят запросы во все инстанции о законности принятого ими решения, постараются найти выход, который устроит всех.

irina_mendeleva@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия №224 (24605). Вторник, 25 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter