Сотрудники МЧС потушили пожар с вертолета и спасли людей с крыши "горящего" бизнес-центра

5 мая спасатели провели учения совместно с авиацией
Если кто-то и не знал, какая это страшная сила - паловый пожар -, то недавние события в российском Забайкалье, в Хакассии и Тюмени показали это во всей трагичной наглядностью. Сгорели многие сотни домов, тысячи людей остались без крыши над головой, десятки погибли.

армия-мчс-тренировка016-250415.jpg

Все начиналось с подожженой сухой травы или костра на пикнике. Люди не успевали взять документы: фронт огня пожирал за считанные минуты целые поселки. Их восстановление потребует огромных затрат. В Беларуси не было столь масштабных огненных бедствий. А чтобы исключить даже единичные случаи, существует авиация МЧС. За тренировками ее пилотов посчастливилось наблюдать корреспондентам "СБ" на берегу Петровичского водохранилища.

Два вертолета появились со стороны Минска. Под днищем одного из них уже висела на длинном тросе внушительная емкость. Пока он кружил над водой, другая машина приземлилась не берегу. Из ее чрева люди в униформе извлекли похожую емкость, только побольше. Второй вертолет взмыл в воздух и... началось. Машины зависали над водой, заполняли емкости водой, поднимались и, сделав круг, поочередно опорожняли содержимое резервуаров над полем, лесом, травянистым берегом... Завораживающая воздушная карусель продолжалась около двух часов. 


Смысл происходящего затем объяснил, выйдя из вертолета, начальник Государственного авиационного аварийно-спасательного учреждения "Авиация" МЧС Олег Яковлев: "Для подготовки к пожароопасному периоду 2015 года летный состав восстанавливается в технике пилотирования и применении водосливных устройств". Понятно. Но от военного летчика-снайпера и пилота гражданской авиации первого класса хотелось подробностей.

Ми-8 несет под собой устройство под названием "бэмби-бакет", способное набрать до 3 тонн воды. ВСУ (водосливное устройство) под брюхом Ми-26 может нести 15 тонн! В распоряжении авиации МЧС пять машин Ми-8 и два Ми-26. Они базируются на аэродроме в Липках. Машины и экипажи в постоянной готовности: вылететь в любую точку страны могут через 20-30 минут после поступления команды. Все укомплектованы экипажами, члены которых и тренировались на наших глазах под контролем инструкторов. Олег Яковлев неоднократно лично тушил пожары в Турции, Греции, России. Когда приходилось в последний раз делать это в Беларуси? 

Командир воздушных огнеборцев отвечает так, как это принято среди авиаторов: в "крайний" раз работали в прошлом году вблизи Цнянки, в городской черте Минска. Чуть раньше - в районе Борисова. Теперь понятно, что своими ритмичными заходами на очаг пожара два вертолета даже большому огню не оставят шансов. 

Помимо "боевых" вертолетов, в МЧС есть и более легкие, на которые ложится основная работа в течение весенне-летнего периода - патрулирование лесов и торфяников. 

лица-яковлев002-250415.jpg
Трудно удержаться еще от одного вопроса. Сегодня на офицерах более привычны фуражки с широкими изогнутыми тульями. Головной убор начальника авиации МЧС выглядит иначе: такие носили фронтовые летчики. Дань традициям? Оказывается, нет: рациональность. Компактный головной убор трудней сорвать с головы исходящим от винтов воздушным вихрям. Пусть так. Фуражка придает пилоту особый, не парадный - боевой шик. Тем более, что и служба мало отличается от выполнения боевой задачи. 

"Действия, которые мы наблюдаем - один из самых сложных видов авиационных работ. От экипажа требуется высочайший уровень мастерства и слаженности ". Это поясняет еще один профессионал - Юрий Костюкевич, начальник управления государственной инспекции по безопасности полетов и авиационной безопасности департамента по авиации Минтранса

Его задача - оценивать действия экипажей. Комплексная оценка будет дана позже, когда свою работу закончат другие специалисты, которые в это же самое время на базе в Липках проверяют инженерную, летную и прочие службы, которые в комплексе и обеспечивают авиации МЧС постоянную готовность к действию и мастерство. 

Не только в лесу или в поле! 5 мая тысячи минчан могли воочию наблюдать виртуозные манипуляции пилотов МЧС над зданием бизнес-центра “Sky Towers” по улице Домбровской, где вертолетчики эвакуировали людей с крыши. По легенде учений, в здании при проведении строительных работ взорвался газовый баллон, возник пожар. С земли было видно, как условно пострадавшие на крыше условно горящего здания (дым был реальным!) забирались в специальные корзины, висящие под корпусом вертолета, пристегивались и взмывали вверх. 

-444-zk4a7338_112360_800x600_mc_112463_800x600_mc.jpg

"Город растет не только вширь, но и ввысь. Мы должны уметь спасать людей из высотных зданий, - пояснил пресс-секретарь Минского городского управления МЧС Виталий Дембовский. - У нас четко отработаны способы спасения при помощи автолестниц, коленчатых подъемников, альпинистского снаряжения, стандартных способов эвакуации.

В этот раз руководство распорядилось привлечь к учениям и авиацию. Моделируем случаи, когда иным способом спасти людей невозможно". 

Условный пожар потушен, условные пострадавшие спасены. Хорошо бы нам видеть виртуозное мастерство пилотов-спасателей только на учениях! И не забывать при этом, что действовать, спасать и рисковать им обычно приходится после нашей неосторожности или глупости. 

ponomarev@sb.by
Фото МЧС
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter