Встречи человека с собаками нередко заканчиваются трагедией

Собаки сорвались с цепи

Об опасности, которую представляют собой бродячие собаки, написано немало. Преданные однажды человеком, они впоследствии относятся к нему по–зверски. Впрочем, острые клыки показывают и питомцы, имеющие хозяев. Страшный случай в Черикове. Две собаки набросились на 9–летнюю Юлю. Девочка успела прикрыть лицо, но животные ее повалили. Пока одна терзала ногу, другая стащила шапку, попыталась вцепиться в голову...


О том, что с ее дочкой случилась беда, Елена Леоненко узнала от коллеги:

— Позвонила и кричит: «Лена, твою дочку собаки разорвали!» Юля шла из школы к бабушке — ее дом метрах в 30 от жилкомхоза, где я работаю. У забора на нее и напали псы, охраняющие территорию фермера, что примыкает к жилкомхозу.

Коллега Лены Светлана Миканова вспоминает:

— Я подходила к магазину, когда услышала истошный крик. Обернулась: Юля лежит на дороге в луже, и ее, как куклу, треплют две огромные псины, каждая из которых весит больше 25–килограммового ребенка.

Света — рост всего метр пятьдесят — кинулась на помощь. Попыталась отогнать псов:

— На помощь подоспел наш работник Александр Цветков. Бутылкой с минералкой лупил собак. Они переключились на него, и это спасло ребенка.

Пока Александр воевал с псами, Светлана пыталась остановить попутки. Люди равнодушно проезжали мимо. Но один — Валерий Педар — затормозил, рванул на подмогу, гаечным ключом стал бить озверевших собак.


На территории фермера, за хлипким забором,
до сих пор сидит внушительных размеров пес.


После мама Юли поблагодарит спасителей через местную газету. Юля хочет сделать это лично: «Нога заживет, поеду к ним».

После операции девочка фактически заново училась ходить. Перевязки, антибиотики, уколы от бешенства... Раны — физические и душевные — зарубцуются нескоро. После случившегося Юля панически боится собак.

Владелец покусавших девочку псов — фермер Василий Иванов — в растерянности:

— Ума не приложу, как сорвались с цепи. Я минут через 5 после ЧП был на месте — охрана позвонила. Но девочку уже увезли... Очень ее жаль — у самого трое детей. Дворнягу, которая ее кусала, усыпили. Надо будет — усыпим и овчарку.

По факту нападения милиция проводит проверку. По словам заместителя начальника Чериковского РОВД Александра Райкова, назначена судебно–медицинская экспертиза:

— От того, насколько серьезными окажутся травмы, будет зависеть и мера ответственности хозяина.

Фермер клянется: за 5 лет, что у него жили собаки, никаких эксцессов не было. Но местные уверяют: «Они кидались на людей». Пенсионерка Галина Агеева, живущая напротив жилкомхоза, призналась: «Года 4 назад покусали мою родственницу. Фермер ей заплатил, та в милицию обращаться не стала».

Иванов уверяет, что никогда больше не заведет собак:

— Семье пострадавшей готов оплатить лечение, купить путевку в санаторий.

Плакат, который одноклассники сделали,
чтобы поддержать 9-летнюю Юлю Леоненко.

Но, по словам Елены Леоненко, он до сих пор перед ними не повинился:

— Подадим иск. На компенсацию морального и материального вреда.

Ничего не изменилось и на территории, где стоит его техника. В глубине двора будка, на ней — крупный пес. Если сорвется, преград не будет. Забор — одно название — пруты, через которые пролезет и упитанный человек... Выходит, хозяин так и не сделал работу над ошибками?

Зато родители сделали — в школу детей водят за руку. Одноклассники Юли нарисовали плакат: скучают, желают выздоровления. А их мамы и папы собрали на лечение девочки 700 тысяч рублей.

На 20–летнюю бобруйчанку Таню Шараеву свора собак напала осенью 2008–го («Собакам пора накрутить хвосты!», «Должностное бездействие», «СБ» за 25.11 и 23.12.2008 г.). Реанимация, страшные раны, операции, ампутация руки... Я решила узнать, что изменилось в ее жизни спустя годы. Отправилась в Бобруйск.

Густые длинные волосы, точеная фигурка, приятная улыбка. Несмотря на беду, Таня по–прежнему любит жизнь и животных, в том числе собак. Хочет завести песика. Кошка уже есть — подобрала на улице умирающих котят, одного оставила себе, других пристроила в добрые руки.

Черная Багира ластится у ног хозяйки, а Татьяна смеется:

— Вообще–то она мамина «дочка». Но когда мамы нет, она меня обхаживает.

Таня Шараева до сих пор обожает животных:
«Они ни в чем не виноваты, виноваты люди,
из-за которых животные стали вести себя по-зверски».

Мама Тани болеет — не раз ложилась в Могилев на операцию. Сердце подводит. Сперва с дочкой такое горе случилось, потом погиб сын — в 32 года. Ирина Викторовна признается:

— После трагедии с Таней неравнодушные земляки перечислили на наш счет около 35 миллионов рублей. Деньги ушли на лекарства, на дорогу — я каждый день моталась в Могилев, дочь ведь месяца четыре в больнице лежала. Пришлось купить новую одежду — до встречи со сворой псов Таня весила 65 килограммов, а выписали — было каких–то 43 при росте 1 метр 63 сантиметра. Еще купили ноутбук, чтобы училась печатать, могла общаться хотя бы по интернету, пока будет идти реабилитация. Взяли новую газовую плиту — с электроподжигом. Таня ведь даже спичку зажечь не могла.

Без руки, признается Таня, поначалу было очень тяжело:

— Я же не левша, а тут правой лишилась. Но постепенно научилась за собой ухаживать, готовить. Овощи почистить не могу, но кашу сварю, обожаю печь блинчики. Когда мама в больнице, соседи помогают. Они у нас очень хорошие. Соцслужба периодически адресную помощь выделяет.

Шараевы на проблемы не сетуют — не такие люди. А проблем немало. Год назад Таня вынуждена была уйти с работы — по состоянию здоровья. Теперь семья фактически живет на пенсию. У Тани, инвалида II группы, она 1 миллион 380 тысяч. Ирина Викторовна пенсию получает раз в три месяца: жила и работала в России. Это еще 7 миллионов. Денег едва хватает на самое необходимое. Мяса Шараевы не ели давно, курятину покупают изредка, самую дешевую. А на 8 Марта — так уж вышло — самым вкусным на столе оказался батон с вареньем...

Еще в их частном домике потекла крыша. Несколько месяцев откладывали деньги: на гвозди, обрешетку, шифер. Говорят: «Если соцзащита поможет, этой весной перекроем... Общество инвалидов вещи для Тани передает, продукты».

Весной Тане исполнится 28. Как и все девушки, она мечтает быть красивой, желанной. Но вынуждена прятать ноги и руки в рубцах и шрамах. Густые волосы — парик. После того как собаки содрали с головы кожу, несмотря на несколько пересадок, свои волосы уже не растут. Парики надо менять — искусственный «живет» 2 месяца, натуральный больше, но стоит дорого. А главное, о чем мечтает Таня, — протез. После трагедии его сделали. Но он валяется в сарае — неудобный:

— Из Минска до Бобруйска с пристегнутой рукой добралась и чуть не расплакалась. Тяжелая, чтобы ее поднять–опустить, огромные усилия нужны. А еще за пару часов рука, висевшая вдоль тела, так натерла мне ногу, что остались синяки.

Современный протез — чтобы им можно было нормально пользоваться — стоит очень дорого. Такие делают в России, Израиле. Он помог бы решить многие проблемы, но Тане на него не накопить. Девушка хочет семью, детей, по–прежнему бредит лошадьми — изредка выбирается на тренировку в конную школу. И искренне верит, что благодаря помощи неравнодушных людей все в ее жизни изменится к лучшему.

Компетентно

Светлана Стальмахова, заместитель председателя Могилевского областного суда, председатель коллегии по гражданским делам:

— Ежегодно в суды с исками обращаются люди, пострадавшие от собак. Суммы компенсаций варьируются в зависимости от степени тяжести травм. Случаи бывают вопиющие. В Бобруйске бродячие псы изувечили девушку. В Могилеве в центре города хозяйская овчарка вцепилась в лицо юной прохожей. Материальный ущерб подсчитать несложно. Куда сложнее оценить душевную травму. Но виновные всегда несут наказание.

Мнение по поводу

Андрей Низовцов, заведующий отделением хирургии Чериковской районной больницы:

— За год у нас бывает 35 — 65 пациентов, покусанных животными, в основном — домашними. Такие тяжелые травмы, как у Юли, — редкость. Одна из ран, которые псы нанесли девочке, очень опасная. Угоди клык чуть в сторону — пробил бы артерию, и все могло закончиться гораздо хуже. Еще один сложный случай был лет 10 назад, когда пес погрыз мальчика.

оlgak53@mail.ru

Фото автора и из семейного альбома Татьяны Шараевой.

Советская Белоруссия № 48 (24930). Среда, 16 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter