Сказ о вольном землепашце

"Вот она, моя мечта", - грустно улыбаясь, Константин Новик подводит меня к пустующему зданию бывшей фермы колхоза "Погорье".
"Вот она, моя мечта", - грустно улыбаясь, Константин Новик подводит меня к пустующему зданию бывшей фермы колхоза "Погорье". Здесь когда-то выращивали бычков. Вид у "мечты" весьма неприглядный: стены да крыша - ни окон, ни дверей. "Еще год-другой - и от помещения ничего не останется, - размышляет сельский предприниматель. - А я бы поставил здесь сотни две поросят. Выращивал бы их, зарабатывал деньги. Да и государству польза была бы - до перепроизводства мяса у нас пока далеко".

Константин - на земле не новичок. До того, как податься в вольные пахари, 7 лет проработал экономистом в колхозе. "Мы только поженились, когда Костя мне сказал, что будет фермером, - вспоминает его жена Татьяна. - Но когда 5 лет назад решил взять землю, сильно отговаривала. Все решил главный аргумент: пока молодые, надо обеспечить будущее четверым детям".

Первые 10 гектаров, щедро усыпанных камнями, Новики получили в 9 километрах от деревни Наливки, где они живут. Несмотря на то что урожай картофеля подчистую съели личинки майского жука, через два года Константин рискнул расширить земельные владения. К этому времени на подворье уже стояли комбайн, собственными руками собранный из двух списанных колхозных "Нив", старенький трактор, сеялка, опрыскиватель. Сейчас в фермерском хозяйстве "Щара" 57 гектаров, на которых выращиваются зерновые, картофель, овощи. Однако без животноводства, считает его глава, перспектив мало. Чтобы соблюдать севооборот, надо выращивать корма, а для этого необходим скот, дающий органику полям. И разрывать эту связь никак нельзя.

Недавно у Новика появилось 50 поросят, но это - предел. Для их содержания и так пришлось приспособить все сарайчики и клетушки. Для промышленного же свиноводства нужно специальное помещение. Идеальным вариантом, считает Константин, была бы брошенная колхозная ферма, не используемая уже 3 - 4 года. Однако чтобы выкупить ее у колхоза, нужно около 14 миллионов рублей, которых у сельского бизнесмена нет. "На все нужны собственные средства. Этой весной денег не хватило даже на посевную: занимал у родственников, - сетует хозяин "Щары". Долги придется отдавать свининой". Взять помещение в аренду - тоже не лучший вариант. Дороговато, да и гарантий, что хозяйство через год не потребует его обратно, нет. "Если не безвозмездно, так пусть бы хоть в рассрочку передали", - мечтает Новик.

Председатель "Погорья" Виктор Кирчук чисто по-человечески его понимает, тем более что с фермером сложились деловые отношения. Бывает, что сельский предприниматель выручает колхоз горючим или запчастями, бывает - наоборот. "Но и меня можно понять, - говорит он. - Бывшая ферма - колхозное имущество, которое создавалось не одним поколением. Подобные вопросы решаются собранием колхозников. И вряд ли меня поддержат 136 человек, трудящихся в "Погорье", если я бесплатно отдам фермеру здание, оценочная стоимость которого почти 7 тысяч у.е. Хозяйству, как и ему, надо рассчитываться по долгам, платить зарплату, покупать горючее, удобрения, технику".

В Минсельхозпроде, куда я обратилась за комментарием, считают эту проблему типичной. Сокращение поголовья скота привело к тому, что животноводческие помещения пустуют едва ли не в каждом хозяйстве. На проблему их эффективного использования не так давно указал Президент. Сейчас, по словам начальника отдела в главном аграрном ведомстве Владимира Красовского, решается вопрос по имуществу сельхозпредприятий государственной формы собственности - бывших совхозов. В случае его неэффективного использования, очевидно, будут предусмотрены три варианта: от выкупа до безвозмездной передачи новому собственнику. В колхозах же все должно решать общее собрание. Таков закон.

В Наливках пока не собирали сход по поводу передачи фермы Константину Новику. Хотя, как мне показалось во время общения с местными жителями, большинство крестьян стало бы на сторону фермера. "Константин Новик и сейчас, после уборки своего поля, обмолачивает участки многим односельчанам, возит им на своем тракторе сено. Таких фермеров, как он, надо поддерживать, - считает начальник отдела по землеустройству Ивацевичского райисполкома Анатолий Самсанович. - Может, они и не накормят страну, зато поднимут свою семью и деревню, где живут".

В районе сегодня около трех десятков сельских предпринимателей. И те, у кого есть деньги, добиваются очень высоких результатов. К примеру, Галина Домашевич, которую спонсирует минский бизнесмен, землю взяла только весной, но уже собирает европейские урожаи моркови, свеклы, капусты. А через год берется обеспечить весь район не только овощами, но и семенным картофелем по приемлемой цене. Но это скорее исключение из правила. Как же быть тем, кому не на кого рассчитывать, кроме как на государство?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter