Письмо в редакцию

Школа как зеркало

Недавно была на уроке литературы, когда изучали произведение, позволяющее формировать у учеников высокие нравственные ценности. Урок прошел на одном дыхании. Учитель — в ударе, дети — на высоте: смогли не только всесторонне проанализировать поступки героев, но и показали глубокое понимание проблемы, горячо и искренне высказывали свои мысли — добрые, светлые, вечные... Казалось бы, замечательно, но почему–то и во время урока, и после него не давал покоя вопрос: а можем ли мы быть уверены в том, что все эти слова и мысли останутся такими же правильными при столкновении с аналогичной, но уже реальной, а не книжной ситуацией? И любой здравомыслящий человек скажет: «Да нет, конечно! Жизнь — это жизнь, а школа — это так, как положено...»

Школьники
Фото Артура  ПРУПАСА, «СБ».

Но тогда закономерно возникает следующий вопрос: что можно изменить, чтобы этих ножниц не было? И возможно ли вообще что–то изменить?

Мы предъявляем к школе требование воспитать личность. Поэтому, когда видим выпускника, зачастую далекого от идеала, уверены: это именно школа недоработала, не выполнила социальный заказ, школа виновата!

Давайте попробуем разобраться.

Итак, первое — роль учителя. Постоянно слышу: престиж профессии падает, в школу попадают случайные люди, хороших учителей осталось совсем мало. Но даже в этом случае разве учитель на уроке учит детей брать чужое или обманывать, сквернословить или быть жестоким? Такого нет, не было и быть не может! Тогда в чем виновата школа? В том, что один в поле не воин?

Ведь когда мы обвиняем учителя, на самом деле предпочитаем найти стрелочника, вместо того чтобы объективно и беспристрастно оценить ситуацию. На ребенка, кроме школы, влияет множество факторов, начиная с семьи, улицы и заканчивая телевизором и интернетом. Считать, что школа в состоянии противостоять всей этой лавине, по меньшей мере наивно. Мы не говорим о том, что школа не должна заниматься воспитанием. Речь о другом: школа не должна (и не может!) нести ответственность за воспитание. На уроке мы постоянно повторяем: «Красный свет — дороги нет», а на реальной дороге ученик видит нарушителей в лице собственных мамы–папы, других пешеходов и водителей... Тогда какие такие особые слова обязан найти учитель, чтобы они дошли до сердца каждого и нарушения прекратились?

Второе. Учебники, программы, расписание... Говорят: если бы увеличить число часов на преподавание литературы, снова ввести мировую художественную культуру или этику, если бы было больше классических произведений — тогда все стало бы хорошо! Увы! Еще один миф. Искусство влияет только на подготовленную душу! Для того чтобы фильм произвел сильное впечатление, человек изначально должен быть к нему готов! Можно читать Гайдара и брать пример с Квакина, а не с Тимура...

Часто твердят: надо усилить контроль — и будет порядок. С одной стороны, верно. Но с другой — вспоминается анекдот, когда один человек говорит: «Я не пью и не курю, не играю в карты и не дебоширю. Не правда ли, я веду праведный образ жизни?» На что собеседник отвечает: «Оно–то да, но посмотрим, как ты поведешь себя, когда выйдешь из тюрьмы...» «На вожжах и лошадь умная», — предупреждает народная мудрость. Но мы не можем детей постоянно держать под неусыпным контролем — это и нереально, и неправильно. Результат воспитания не снаружи, он — внутри.

И наконец, мы подошли к самому главному. Если бы наши поведение, поступки определялись только знаниями, то все вокруг были бы хорошими и правильными: ведь даже самый отъявленный преступник знает, что грабить (насиловать, убивать) — плохо... И эти знания, кстати, во многом дает именно школа. Но процесс воспитания гораздо сложнее обучения, и прежде всего потому, что правила грамматики или математики никто сознательно нарушать не будет. Однако в реальной жизни действуют другие закономерности, и каждый из нас чуть ли не ежедневно почему–то что–то делает вопреки правилам. Мир противоречив, в любом явлении, ситуации есть и хорошее, и плохое. Когда мы, вместо того чтобы поступать, как надо, как положено, делаем иначе, это не означает, что мы хорошее меняем на плохое. На самом деле мы хорошее меняем на хорошее, только в другой ситуации. Когда я перебегаю дорогу, то совсем не хочу попасть под машину, я даже не задумываюсь об этом, я просто хочу успеть на работу. И свой выбор я делаю сознательно. Поэтому, если мы действительно хотим воспитать личность, значит... Значит, пора вспомнить для себя: «Перестань кидать мусор мимо урны, брать взятки, хамить и халтурить, и ты не заметишь, как проснешься в цивилизованной стране».

Но как же школа?

А школа — просто зеркало. Его можно ругать, его можно разбить, заменить другим, но оно все равно будет отражать только то, что вокруг него...

Светлана ГИН, педагог.
Гомель.
Советская Белоруссия №213 (24594). Четверг, 6 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter