Семь раз отмерь

В последнее время службы министерства торговли резко и принципиально повысили уровень требовательности к торговым организациям.
То, что наша розничная торговля нуждается в большом совершенствовании, спору не подлежит. Не говорим уже о хамовато–безразличных продавцах, но такие классические болячки, как несвежий товар, нарушенные сроки хранения, «заветренная» колбаса и черствый хлеб, для многих магазинов стали хроническими. А что уж касается ассортиментного разнообразия и обязательного наличия товаров белорусского производства — эта тема набила оскомину. Скромно умолчим и о таком зле, как попытки, а порой и «удачные», немотивированного повышения цен. Перед Новым годом «СБ» об этом писала достаточно.

Надо отдать должное Минторгу. В последнее время соответствующие службы министерства, которые курирует первый заместитель министра А.Карпович, резко и принципиально повысили уровень требовательности к торговым организациям. Причем независимо от их формы собственности. Торговые инспекции действовали не глядя на звания и ранги. Принципиальной проверке были подвергнуты самые крупные ретейловые сети. И если нарушения были вопиющими, даже самые крупные магазины закрывались до полного исправления недостатков. Такая позиция ведомства, конечно, вызывает благодарность и уважение.

Но сейчас поговорим об ином.

В кулуарах недавней коллегии Министерства информации горячо обсуждалась последняя новость о том, что органы Министерства торговли своими предписаниями единовременно закрыли по стране 17 (!) торговых объектов «Союзпечати». По сути дела, целая отрасль получила тяжелый удар, от которого оправиться ей будет весьма сложно. Киоски закрыты, как сказано в соответствующих предписаниях, до 18 февраля. Если конкретизировать, то в Витебской области экстренно закрыты три (один из них на Привокзальной площади Витебска, на самом бойком месте), в Брестской области закрыты два магазина, в Гродненской — шесть! В Минске тоже закрыты три киоска, один из них, кстати, расположен в здании Дома Правительства.

Нет слов. Киоски и магазинчики «Союзпечать» прежде всего являются учреждениями розничной торговли и потому не имеют никаких привилегий в части предъявляемых требований к торговле. Но вот инспектора обнаружили в киосках мыло с просроченным сроком годности, где–то засохший скотч, где–то отсутствие зубных щеток белорусского производства... В общем, недостатки, которых быть не должно, имелись.

Согласно предписанию Минторга вышеупомянутые киоски и упомянутые магазинчики «Союзпечати» с 3 по 18 февраля приказано закрыть.

Вот здесь и возникают два больших недоумения!

Первое. В конце концов, киоск — это не гипермаркет с циклопическими складскими помещениями. Неужели для того чтобы убрать скотч или заменить мыло, не хватило бы и трех дней? Неужели такой простой вопрос не пришел в голову тем, кто бестрепетно подписывал предписание? Почему никто в областных инспекциях и центральном аппарате министерства не подумал о личном бюджете киоскерш, а также потерях и без того небогатой государственной отрасли розничной торговли?

И — следующее.

Неужели в Минторге забыли, что главным «товаром» киосков «Союзпечати» является пресса? Как можно было проигнорировать этот, прямо скажем, политический факт? Можно посочувствовать тем витебчанам и гостям города, которые привыкли, что на Привокзальной площади перед поездкой они запасутся газетами и журналами. Неприлично представлять и несколько растерянных сотрудников аппарата Совета Министров, которые, может быть, и хотели почитать «СБ», «Народную волю» либо «Комсомольскую правду», но не смогли утолить свой духовный голод... Шутка, конечно, но очень горькая. Лишить людей в течение 18 дней возможности купить свежую прессу в привычных им киосках — это уж, знаете ли, перебор. В советские времена за такую административную близорукость без разговоров отнимали партийный билет...

Суммирую.

То, что Минторг перешел от слов к делу и проявляет необходимую для общества принципиальность, — это заслуживает уважения.

То, что в розничной торговле не должно быть, если дело заходит о стандартах качества торговых услуг, беспорядка и злоупотреблений, — сомнению не подлежит.

Но выплескивать вместе с грязной водой и ребенка — в данном случае абсолютно необъяснимая «строгость» в отношении прессы, товара абсолютно иного, нежели мыло или щетки! — недопустимо!!!

Просим руководство Минторга принять в части продажи газет и журналов немедленное решение — продолжить продажу прессы. Не для того ведь работают журналистские коллективы газет и журналов, чтобы вот так, росчерком пера обходились с ними наши уважаемые, но порой преисполненные ведомственного вдохновения чиновники.

Во всех, даже самых сложных решениях прежде всего нужно осмысливать последствия своих действий. В том числе и в глазах общественного мнения.

Кстати, в России произошел такой примечательный эпизод. В силу каких–то только им кажущихся причин некоторые деятели взяли и отменили пригородные электрички, вернув тем самым множество россиян во времена гужевого транспорта. И были уверены, что сделали благое дело, сэкономив «какие–то средства». Дошло до Путина. Не хотим повторять его слова, сказанные на заседании правительства прямиком в телекамеры. Наверное, в Беларуси их тоже слышали...

Кстати, в тех самых кулуарах коллеги Мининформа недоумевали и по поводу такой околичности. Предписание о закрытии киосков в областях начальники управления получили 4 февраля. А еще третьего потрясенные директора прочитали об этой новости на сайте TUT.by. Как же так? Официальные лица еще не познакомились с документом, а портал уже сообщил о его содержании. Некорректно! Не можем же мы поверить, что проворные корреспонденты TUT.by выкрали информацию из недр государственного ведомства. Или, может быть, TUT.by стал официальным органом Минторга, а его сотрудники в служебное время активно корреспондируют на частный сайт содержание служебных документов? Как–то тоже не вяжется ни со смыслом, ни с правилами...

Михаил СКРИПЧЕНКО.

pisma@sb.by

Советская Белоруссия № 24 (24654). Суббота, 7 февраля 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter