Что показал международный форум дошкольного образования

Сады в мировом фокусе

На два дня Минск впервые стал площадкой для международного форума дошкольного образования. Более 200 экспертов из Беларуси и Казахстана, Латвии и Болгарии, Молдовы и Германии, Нидерландов, Армении и США делились своим опытом, проблемами и видением, какой он, идеальный детский сад. С одной стороны, нашей системе есть чем гордиться: мы среди лидеров по доступности садиков и охвату дошколят, дошкольное образование в стране давно признано уровнем основного, а регионы могут похвастаться своими изюминками. Скажем, Могилевская область активно развивает частные детские сады, Гомельская — тесно взаимодействует с общественными организациями, Гродненская — занялась обучением малышей на дому, Минск же с сентября создал 6 пилотных групп семейного типа на базе дошкольных учреждений. С другой стороны, проблем, которые надо срочно решать, по–прежнему немало. Как они видятся в международном ракурсе?


Подготовка кадров: ставка на кластер


Так сложилось, что дошкольная сфера в нашей стране — преимущественно женская (мужчин среди работников садов — лишь 3%). Конечно, проблема в первую очередь упирается в скромную оплату этого нелегкого труда. Ситуация, кстати, характерная для многих стран, где в том числе ставят задачу повысить уровень дохода воспитателей хотя бы до планки учителей начальных классов. При этом лишь каждый второй наш воспитатель имеет образование по специальности. Впрочем, и в самой подготовке немало подводных камней. Тут и низкий престиж профессии, и разрыв между теорией и практикой, и отставание от современных запросов общества, и отсутствие стандартизированного представления о минимальных знаниях и навыках, которыми должен обладать тот, кому родители ежедневно доверяют своих малышей.

Решить эти проблемы, говорит Анна Торхова, проректор по научной работе БГПУ имени М.Танка, обещает так называемая кластерная модель, которая включит начинающего педагога в соответствующую профессиональную среду. Плюс в одной связке с университетом и учреждениями дошкольного образования окажутся и педагогические классы и группы. Их в Беларуси уже 97. И ребятам, успешно прошедшим курс «Введение в педагогическую профессию» и получившим направление от педсоветов, планируют дать шанс поступить в педуниверситет без экзаменов. Кстати, с 1 сентября под влиянием Болонского процесса в БГПУ заработала совместная с Российским государственным педагогическим университетом имени Герцена магистерская программа «Экспертиза качества дошкольного образования». А уже в следующем году у нас должны обрести реальные очертания и профстандарты для педагогов. 


Финансирование: нужны инвестиции


Ежегодно в нашей стране на нужды дошкольного образования выделяют 1% от ВВП. Казалось бы, немало, ведь такая же планка во Франции и Швеции, в то время как в Норвегии — 0,8%, в США — 0,35%, а в Канаде — 0,2%. В итоге в прошлом году сады получили 7,6 триллиона рублей, а в этом — 9,2 триллиона. Тем не менее этих денег явно недостаточно. Зарплаты воспитателей и нянечек незавидные, а материально–техническая база многих садов устарела. И здесь, считают эксперты, нужно всерьез задуматься о дополнительных инвестициях. Рашед Мустафа Сарвар, представитель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси, в качестве довода приводит последние результаты изысканий: да, генетика влияет на становление личности ребенка, но не менее важно и окружение, в котором он растет. Чем больше вложим средств сейчас, тем лучшую отдачу получим в будущем, полагает наука. За рубежом опубликовано на этот счет уже несколько аргументированных исследований.

Учить по-новому


Для кого–то слова Янг Чул Кима, представителя Всемирного банка в Беларуси, прозвучат парадоксально, но тем не менее: работа с детьми дошкольного возраста — критический фактор для развития экономики, так как важны знания, полученные на всех этапах. Но все чаще специалисты признают: проверенные временем методики перестали быть в садиках эффективными. Почему? Александра Гогоберидзе, заведующая кафедрой дошкольной педагогики РГПУ имени Герцена, считает: «Изменился главный субъект, то есть сам ребенок. Теперь он гораздо быстрее становится, скажем так, «информационно–культурным». Есть изменения и в интеллектуальном развитии, сложнее стал проходить процесс социализации». Поэтому и нужно искать подходы, которые будут сочетать привычную образовательную модель с более современной, чтобы безболезненно ввести малыша в социум. Причем сохранив ключевой фактор, благодаря которому ребенок в садик не тянется, а с радостью бежит: «Сегодня работает любимая воспитательница Марья Ивановна!» Александра Гогоберидзе отмечает еще один недостаток программ для дошколят: важно, чтобы ребенок использовал полученный опыт в самостоятельной деятельности, а этого, увы, порой не происходит. Пример? Посмотрите, насколько разные песни дети поют на уроке музыки и собираясь на прогулку. И часто ли в свое свободное время малыши применяют многочисленные техники рисования, которым их упорно обучают в саду? Между прочим, интерес наших специалистов повернулся в сторону разработки специалистов из Нидерландов Aflatot, которая дает простую и понятную схему для социального и, не удивляйтесь, финансового развития дошкольников.

Родители: работа над ошибками


Увы, мамы и папы во всем мире не слишком охотно включаются в процесс воспитания малышей. Нередко еще и потому, что не знают, с какой стороны подойти. Пару лет назад в ЕС прошел любопытный эксперимент для родителей из Латвии, Германии и Италии: на протяжении года их учили трансформировать любую ситуацию в учебную деятельность — и по ходу обнаружились три основные ошибки, которыми грешат здесь взрослые. Они либо слишком увлечены всевозможными специфическими методиками, либо отождествляют раннее развитие с конкретными навыками, либо буквально насаждают ребенку то, что скорее им самим интересно. А в итоге получается дошкольник, который и может что–то сказать по–английски, да не умеет колготки надеть...

Кстати

Хотя нехватка садов в шаговой доступности — далеко не только наша проблема (в Европе мамы даже кооперируются, чтобы возить своих малышей на занятия за десятки километров), ее родители считают чуть ли не основной. Особенно в новых микрорайонах. Да, в целом цифры охвата дошколят у нас внушительные даже для ясельных групп. Скажем, ходят в ясли 40 процентов городских ребят до трех лет и почти каждый пятый их сельский ровесник. Всего же по стране садики посещают более 74% детей от года до шести. Но столь высокая цифра, известный факт, достигается в том числе и за счет переполненности групп. К примеру, в активно развивающихся минских микрорайонах речь идет о 140%, а то и больше. Скажете, в тесноте, да не в обиде? Так–то оно так, вот только не стоит забывать о непомерной нагрузке на воспитателей. Решать эту проблему начали: все большей популярностью пользуются новые модели дошкольного образования — от семейных детских садов до групп прогулочных и выходного дня.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 203 (24833). Среда, 21 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter