Исторические ценности нуждаются в защите

С лопатой вход запрещен

Петропавловская церковь на картине.

В Шкловском районе поврежден верхний культурный слой археологического памятника, расположенного в деревне Рыжковичи. Речь идет об основании некогда стоявшей здесь Петропавловской церкви. Могилевский историк Александр Агеев, проезжая мимо, увидел обнаженный фундамент... Как человек небезразличный тут же связался с археологами, чтобы поинтересоваться, велись ли здесь какие–то изыскания. Услышав отрицательный ответ, рассказал об увиденном заведующему кафедрой археологии и специальных исторических дисциплин Могилевского государственного университета профессору Игорю Марзалюку. Он вместе с заместителем начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Могилевского облисполкома Александром Липским немедленно отправились на место. Возмущению от увиденного не было предела, признался Марзалюк:

— На площади около 96 квадратных метров поврежден культурный слой — на глубину от 20 сантиметров до 1 метра. Самое страшное, что под влиянием осадков, перепада температур, происходит разрушение кирпича — идут необратимые повреждения верхней части фундамента. Вмешательство резко ухудшило состояние объекта. Нарушен закон. Поэтому нами составлен акт о повреждении культурного слоя. Я направил обращения с просьбой привлечь виновных к ответственности — на имя министра культуры и на имя прокурора Могилевской области.

...Вместе со старшим научным сотрудником Шкловского районного историко–краеведческого музея Ириной Гапеевой я отправился в Рыжковичи. Картину увидел нерадостную — оголенные фундаменты да еще деревянные колышки, вбитые в кладку начала XVIII века. Передвигаясь от раскопа к раскопу, на древних кирпичах замечаю фрагменты старинной керамики. Гапеева тут же собирает ее — чтобы артефакты не пропали. Для меня эта находка как тревожный звоночек: не начали ли здесь работу «черные копатели», которые увидели, где можно искать раритеты, а ненужное просто отбросили в сторону?

Самое парадоксальное, что в отличие от других фактов, когда к археологическим памятникам приезжают любители поживиться, в данном случае известно, кто работал на историческом объекте. Местный краевед Александр Грудина рассказал мне, что показал место, где находилась церковь, председателю президиума Республиканского совета общественного объединения «Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры» Антону Астаповичу. А дальше, мол, Антон Владимирович сам там чем–то занимался...

Звоню Антону Астаповичу. Он не отрицает, что был на месте, где когда–то находилась Петропавловская церковь. Но, по его словам, речь о раскопках не идет:

— Мы проводили инженерно–геодезические изыскания — делали привязку к азимуту. Все для того, чтобы в перспективе создать 3D–модель церкви. Не спорю — сняли дерн, вбили колышки. После себя навели порядок. Не считаю, что что–то нарушили. Место, где работали, не является археологическим памятником.

Ирина Гапеева у вскрытого фундамента Петропавловской церкви.

А вот здесь мой собеседник не прав. Работы проводились на так называемом месте Шкловском, включенном в список историко–культурных ценностей. В перспективе на этой территории планируется создать музей под открытым небом.

Открыла место Шкловское заведующая Центром истории доиндустриального общества Института истории Национальной академии наук, доктор исторических наук профессор Ольга Левко. Узнав, что там проводились какие–то работы, была возмущена:

— Это уникальный объект, охраняемый государством. Он включает в себя не только Петропавловскую церковь, которую я раскапывала в 2003 году. Еще замчище, остатки монастыря доминиканцев. До конца территория не исследована. Не исключаю, что в перспективе здесь могут быть сделаны по–настоящему уникальные находки. Потому вести какие–то работы можно только при наличии разрешения — так называемого открытого листа. Если его нет, то даже лопату в землю здесь воткнуть нельзя. Сама я являюсь председателем полевого комитета, который разрешения и выдает. Никто с нами проведение работ не согласовывал. Тем не менее люди пошли туда работать, тем самым нарушив закон...

За свою историю Шклов несколько раз «переезжал» с места на место. До сравнительно недавнего времени все изучавшие историю города были уверены, что существовали только Старый и Новый Шклов. Однако археолог Ольга Левко засомневалась. Основания на то были — на Старошкловском городище самые поздние находки датировались серединой XVI века. В самом же городе не было найдено ни одной вещи древнее XVIII века. И где, спрашивается, свидетельства экономического подъема города, экономика которого во времена Великого княжества Литовского была в первой десятке? Белое пятно было заполнено после того, как в деревне Рыжковичи Ольга Николаевна нашла замчище Шклова, построенное Хадкевичами. На центральной площади некогда стояла деревянная Воскресенская церковь. В 1690 году она сгорела. На стыке XVII — XVIII веков храм был отстроен уже в камне — позже получил название Петропавловского. В районном историко–краеведческом музее есть картина, на которой можно увидеть, как в свое время выглядела церковь.

Нашли археологи остатки монастыря доминиканцев, который появился на месте протестантского собора. Вполне вероятно, что на месте Шкловском будут обнаружены городская ратуша и цейхгауз — в письменных источниках они упоминаются.

В соответствии с программой «Замки Беларуси» в 2016 — 2018 годах должна быть проведена музеефикация археологического комплекса.

Заместитель председателя Шкловского райисполкома Вадим Роговой в курсе ситуации и настроен решительно. Райисполком готовит обращение в правоохранительные органы. Однако, помимо наказания виновных, по словам Вадима Васильевича, есть еще один, более важный аспект:

— Место Шкловское — территория уникальная и значимая. Не только для райцентра, но и для всей страны. Важно сохранить все, что там имеется. Поэтому мы предпримем меры для консервации вскрытых фундаментов, чтобы спасти старинный кирпич от разрушения.

Прямая речь

Заместитель начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Могилевского облисполкома Александр Липский:

— Место Шкловское — уникальный памятник археологии. Пожалуй, в Шкловском районе более значимого нет. Думаю, чтобы предотвратить его разрушение, необходимо с участием ученых разработать проект благоустройства и консервации — чтобы создать в районе еще один интересный туристический объект. Для других же районов этот опыт может стать примером. На территории области находится более 1.000 памятников археологии. Если из наиболее значимых сделать музеи под открытым небом, можно рассчитывать на приток туристов.

sb_m@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 214 (24844). Четверг, 5 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter