С лекарствами трудно — без них тяжело!

По данным экспертов фармацевтического рынка, один житель Беларуси, делая покупку в аптеке, оставляет там в среднем 1,8 доллара...
По данным экспертов фармацевтического рынка, один житель Беларуси, делая покупку в аптеке, оставляет там в среднем 1,8 доллара. Это значительно меньше по сравнению с французом или немцем (хотя, может, это и не так плохо). Правда, возникает вопрос: на что тратятся эти деньги. К сожалению, статистика свидетельствует о том, что 85 процентов лекарств, которые уходят с аптечных прилавков, — импортного происхождения (в основном это немецкие, французские, российские, индийские, украинские и американские препараты).

В то же время во Франции 97 процентов лекарств — свои, в Германии местная фармацевтическая отрасль закрывает потребности граждан на 86 процентов. Отрицательная динамика на белорусском рынке настораживает не только Минздрав, но и Нацбанк. Ведь к 2007 году лекарственный рынок страны, по прогнозам аналитиков, может достигнуть 0,5 миллиарда долларов. Не слишком ли много валюты будет тратиться на фармацевтическую продукцию? К тому же, не секрет, зарубежные лекарства обходятся покупателям значительно дороже. Можно ли расширить собственное производство? Определенный ответ на этот вопрос продемонстрировал на прошлой неделе новый игрок белорусского фармацевтического рынка — построенный в Логойске завод «Лекфарм».

Журналисты, приглашенные на предприятие, увидели по–настоящему современное фармацевтическое производство европейского образца. Вместе с прессой завод посетили замминистра здравоохранения Александр Романенков, председатель концерна «Белбиофарм» Михаил Черепок и гендиректор ТПРУП «Белфармация» Мария Шалаева. Судя по комментариям опытных специалистов, предприятие также произвело на них впечатление.

«Оборудование, которое мы установили на заводе, самое современное, в основном это южнокорейские, тайваньские и немецкие аппараты», — ввел в курс дела начальник производства Александр Стельмах. Производственный цикл продуман до мелочей, 2 этажа по 2.650 квадратных метров просторны и плотно укомплектованы одновременно. Начиная с системы кондиционирования воздуха и заканчивая цехом, где таблетки покрываются оболочкой, все производит впечатление упорядоченности и грамотной организации.

В производственный комплекс, построенный главным образом из белорусских стройматериалов, было вложено 4,5 миллиона долларов. По словам руководства предприятия, это значительно меньше по сравнению со средней стоимостью таких объектов. Сэкономить удалось благодаря скрупулезным расчетам и грамотному выбору подрядчиков. Впрочем, рациональный подход, похоже, является лейтмотивом в работе предприятия. Любопытно, что персонал для производства такого масштаба очень скромный — всего 87 человек. Зато зарплата работников в ближайшем будущем, если дела у завода пойдут успешно, должна составить 1.000 долларов в эквиваленте.

Сейчас на предприятии будут выпускаться четыре достаточно ходовых препарата: дротаверин, нитроглицерин, амброксол и эналаприл. Еще семь проходят регистрацию в Республиканской контрольно–аналитической лаборатории. К слову, рассказывая об этом, директор «Лекфарма» Борис Воронецкий обратился к заместителю министра здравоохранения с просьбой несколько ускорить процесс прохождения регистрации. Сегодня, по словам директора, получается так, что те же индийские или немецкие лекарства, приезжающие к нам с томами готовой документации, регистрируются в Беларуси быстрее, чем собственно белорусские (РКАЛ успевает зарегистрировать в год только 12 новых препаратов белорусского происхождения). Соответственно новые позиции на рынке занимают иностранные конкуренты. По мнению фармацевтов, Минздрав должен выравнять «правила игры» для иностранных и отечественных компаний.

В ближайшем будущем «Лекфарм» планирует выпускать недорогие и высококачественные генерики. Другими словами, завод наладит импортозамещение более дорогих препаратов, производя распатентованные лекарственные средства. «Мы видим, что государство заинтересовано в развитии нового предприятия, в развитии фармацевтической отрасли, и поэтому хотим оправдать его доверие, — поделился со мной один из учредителей «Лекфарма» Владимир Адамович. — Тем более сейчас для этого очень подходящее время. В этом и следующем годах заканчиваются сроки патентов многих известных лекарств. Дело в том, что инновационные препараты, то есть совершенно новые лекарства, в разработку которых вкладываются миллиарды долларов (не показательный, но например — препарат «Виагра»), в течение нескольких лет может продавать только та компания, которая их изобрела. Это делается для того, чтобы производитель мог получить прибыль от своих вложений. Затем производство лекарства становится общедоступным. Безусловно, мы не «Байер» и не «Гедеон Рихтер», вкладывать миллиарды долларов ни нам, ни другим фармацевтическим предприятиям страны не под силу. Наша задача — делать распатентованные продукты и предлагать их населению по более низким ценам».

Кстати, по мнению экспертов, существующие в Беларуси предприятия по–прежнему предлагают потребителям большой ассортимент морально устаревших лекарств первого поколения: аспирин без защитной оболочки, анальгин, циннаризин, клофелин и т.д. В то же время такие препараты давно не потребляются в Европе, а их аналоги, представляющие четвертое или пятое поколения, поступают на наш рынок. «Эта та ниша, в которой белорусские производители должны расширять свои позиции. Мы, например, планируем в ближайшие два года занять 10 процентов белорусского рынка», — заявляют на заводе.

Чтобы амбициозные планы осуществились, на «Лекфарме» делают ставку не только на европейские технологии и современную организацию производственного процесса, но и на агрессивную маркетинговую политику. Предприятие детально проанализировало белорусский рынок, а также рынки России, Украины, Казахстана, Узбекистана, где намерено в ближайшее время начать регистрацию своей продукции...

Хочется надеяться, что появление в Беларуси нового производителя даст импульс динамичному развитию всей лекарственной отрасли.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter