Виктор Шомоди вышел из окружения, но не стал Героем Советского Союза

Родился в рубашке

Виктор Шомоди. 1940 г.

На парадном мундире генерала Виктора Шомоди был орден Ленина. А вот Звезда Героя Советского Союза, которая, как нередко бывало, давалась вместе с этим орденом, на кителе не блестела. О том, что Виктор Эрнестович мог получить высокий титул, свидетельствует документ из Национального архива Республики Беларусь. Сотрудники НАРБ обработали личные документы, переданные известным военачальником, и представляют их читателям «СБ» в нашем совместном проекте «Личное дело».

Виктор Шомоди родился в Красноярске в январе 1921 года. Мать Татьяна вспоминала: «Родился в рубашке, толстый, весь в складках, горластый. Врач шлепнула его и говорит: «Вот это герой!» Отец от счастья обезумел, ходил весь день как чумной, всем при встрече рассказывал о новости. Назвали сына Виктором... В старших классах ему нравилась военная форма. Он уже носил одну звездочку (значок ворошиловского стрелка, полученный в Осоавиахиме). В 1938–м ему исполнилось 17 лет, приехала комиссия по вербовке, он уехал в Томск в военное училище, потом их отправили на Украину в Сумы».

1938–й был омрачен арестом отца. Из документов, хранящихся в НАРБ, мы узнаем, что Эрнест Шомоди был репрессирован. Лишь в 1958 году сын получил из Военного трибунала Сибирского военного округа справку, в которой говорилось: «Дело по обвинению Шамоди (Шомоди) Эрнста Михайловича, 1888 года рождения, до ареста 30 апреля 1938 года работавшего начальником строительного участка Новосибирской строительной конторы «Заготзерно», пересмотрено... Шамоди полностью реабилитирован посмертно».

Справка о реабилитации отца — Эрнста Шамоди.

В феврале 1940 года Виктор Шомоди окончил Сумское артиллерийское училище и был направлен для прохождения службы в 84–й легкий артиллерийский полк 55–й стрелковой дивизии имени Ворошилова на должность командира радиовзвода. 28 мая 1940–го принял 1–ю батарею полка. Вскоре 55–ю стрелковую дивизию вывели в Беларусь. Полку, в котором служил Шомоди, выделили под размещение одно из поместий под Брестом.

...«Сообщаю, что Указами Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года Вы награждены орденом Ленина, звание Героя Советского Союза Вам не присваивалось», — Шомоди получил это письмо, когда жил в Москве. За плечами была война...

Ответ на запрос В.Шомоди о присвоении ему государственных наград.

На фронт его отправили в первый же день — 22 июня 1941–го.

В 1941–м воевал под Пропойском, нынешним Славгородом. Как только появлялись гитлеровцы, батарея Шомоди открывала по ним стрельбу на поражение. Фашисты перестали пользоваться участком шоссе, который находился в зоне огня батареи. Виктор Эрнестович говорил, что в Белгосмузее истории Великой Отечественной войны сохранилась немецкая листовка, в которой нацисты обещали его, командира автоматической батареи, повесить. А боевой счет артиллеристов увеличивался с каждым днем. Летом 1941–го под Пропойском батарея Виктора Эрнестовича «сбила с горизонта» вражеский самолет–разведчик «Фокке–Вульф–189» по прозвищу «рама». За мужество и доблесть лейтенант Шомоди был награжден орденом Красного Знамени. Вот что говорилось в наградном листе: «В бою проявляет спокойствие и уверенность. Огонь батарей довел до автоматизма».

В.Шомоди во время проверок воинских частей.

Но в сентябре 1941–го его батарея попала в окружение на Украине. Вырвался к своим лейтенант Шомоди лишь в октябре. Эпизод этот не остался забытым. В победном мае 1945–го, 14–го числа, Шомоди, комполка, гвардии майору, пришлось писать объяснительную записку о случившемся в окрестностях Полтавы: «...У дер. Мамонтово при переезде через мост попал под сильный артиллерийский огонь противника, во время которого два орудия, свернув с дороги, подорвались на минах. Люди, которые сидели на лафетах, и кони погибли вместе с ними...

На западной окраине деревни Леляки напоролся на танковую засаду немцев. В завязавшемся бою кони были перебиты, люди погибли, а орудия подорвали вместе с собой два наводчика.

В живых остались только я, комиссар батареи политрук Шлеев, который в тот же вечер был убит, командир младший лейтенант Ермаков и разведчик ефрейтор Маренков.

Вечером в саду за деревней Леляки встретил старшего лейтенанта Попова и от него узнал, при каких обстоятельствах погиб полк и о том, что противник с овладением г. Пирятин замкнул кольцо окружения, и что мы находимся далеко у него в тылу.

Посоветовавшись, решили пробираться на северо–восток в направлении Курска... 4 октября вышли из окружения у хут. Кившик (около м. Бурынь — УССР)... 6 октября получил назначение на должность командира батареи».

В.Шомоди во время проверок воинских частей.

Вышел из окружения без документов. Когда попал к своим, был посажен под стражу в землянку с другими окруженцами. На вторые сутки вошел красноармеец: «Кто тут Шомоди? Давай к начальнику». Виктор Эрнестович вспоминал:

— Поставили лицом к стенке, руки за спину. Кого–то ввели следом. Повернулся. Передо мной стоял заросший и изнеможенный начальник штаба нашей дивизии подполковник Тер–Гаспарян. Мы хорошо знали друг друга, так как он лично ставил задачи моей батарее. Если бы не такое счастливое стечение обстоятельств, меня могли бы и шлепнуть, что в тех условиях было бы вполне логичным. А я сразу же в отделе кадров получил предписание и был направлен в часть. Война продолжалась...

А война — это не гладкая дорожка. «18 мая 1943 г. по случаю травматического повреждения левого голеностопного сустава при аварии машины лег в госпиталь. С июля по 15 сентября 1943 г. — в резерве офицерского состава Брянского фронта», — писал в автобиографии 4 мая 1945 года Виктор Эрнестович. После поправки он был вновь в бою — начштаба артиллерии, командиром артиллерийско–минометного полка.


Ордена Красного Знамени, Александра Невского, медаль «За оборону Сталинграда» — эти награды лучше любой автобиографии говорят о Шомоди. То, что он был лучшим в своем деле, свидетельствует и такая деталь — еще 1 мая 1941–го Шомоди получил нагрудный значок «За отличную артиллерийскую стрельбу». Было это в Беларуси.

С 1944 года в возрасте 23 лет он командовал артиллерийско–минометным полком, участвовал в Белорусской, Висло–Одерской и Берлинской наступательных операциях.

Шомоди везло. Он прожил долгую жизнь — 88 лет. Не стало генерала 10 июня 2009 года. С Беларусью его судьба сводила не раз. В 1943 — 1944–м в должности командира 175–го гвардейского Краснознаменного артиллерийско–минометного полка Виктор Эрнестович освобождал нашу землю от нацистов. Сюда в 1970–х приехал начальником ракетных войск и артиллерии Белорусского военного округа. Жил в районе площади Победы. Занимал разные общественные должности: председатель общественного совета Республиканского клуба красных следопытов школ и внешкольных учреждений «Поиск», председатель постоянной комиссии по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Республиканской организации ветеранов. Его книга «Маршрутами народной славы» выдержала три издания — в 1984, 1988 и 2001 годах. В 1990–м Шомоди подготовил карту «Освобождение Белоруссии», которая вошла в энциклопедию «Беларусь у Вялiкай Айчыннай вайне», а затем и в другие справочники.

95–летие со дня рождения Виктора Шомоди отметили в январе уже без именинника. В память о генерале НАРБ открыл выставку с редкими снимками и документами о военачальнике.

vk@sb.by

Наталья ЧЕРТОВИЧ, и.о. завотделом фондов личного происхождения НАРБ.

narb731@tut.by

Советская Белоруссия № 27 (24909). Пятница, 12 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter