На реках Полесья вновь рекордно упал уровень воды

Реки просят воды

На юге страны повторяется засушливый сценарий прошлого года. К началу осени уровни воды в реках Полесья достигли критических отметок. Еще до официального завершения навигации остановлены судовые транзитные перевозки. Случайное совпадение или первые последствия перемены климата, которые теперь тоже нужно брать во внимание?

Фото  gp.by

В Гомельском областном центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды говорят, что подобную ситуацию с исторически рекордными минимумами воды Полесье впервые пережило в минувшем году. Однако сейчас есть дополнительные сложности. Если в прежний сезон Гомельщина, например, входила с гораздо большими почвенными запасами влаги, то к нынешнему была практически «обезвожена» сильной прошлогодней засухой. Начальник отдела гидрологии Гомельоблгидромета Ольга Калугина рассказывает о положении дел:

— Набор неблагоприятных обстоятельств тот же. Малоснежная зима, малое весеннее половодье, недобор осадков летом. Как результат, отмечаем продолжительное падение уровней воды в реках. Ежесуточно на 1 — 2 сантиметра. В итоге практически на всех основных реках страны ограничено передвижение грузового транспорта.

Фото  gp.by

В Белорусском речном пароходстве слова гидрологов подтверждают фактами. Стабильное снижение уровня воды заставило еще в июле точечно остановить транзитные грузовые перевозки гранита с месторождения Микашевичи, а ныне и вовсе их прекратить. Даже теплоход–буксир в одиночку не может пройти по отдельным участкам рек. Что уж говорить о тоннах груза... Сейчас у речников осталась одна работа — местные перевозки, связанные с поставкой песка. Впрочем, тяжелые уроки прошлой засухи многому научили, говорят на предприятии:

— Официально сезон навигации начинается 1 апреля. Однако в этом году погода позволила нам приступить к работе на месяц раньше обычного. Едва в марте реки очистились от льда, как флот занялся грузоперевозками. Благодаря этому запасу пока удается удерживать плановые объемы.

Однако повторение засухи — это не только удар по навигации. Это целый круг проблем. В Гомельском райисполкоме, например, рассказывают о том, что из деревень все чаще поступают просьбы углубить питьевые колодцы:

— В пики жары приходилось организовывать подвоз воды в те населенные пункты, где из–за понижения уровня подземных вод опустели колодцы. Местами коммунальная служба проводила работы по их углублению.

Или вот недавний звонок в гомельский корпункт «СБ» немало удивленного читателя — Петра Болсуна из агрогородка Урицкое. Выбрался на рыбалку к ближайшему озеру, где не был с прошлого года:

— А водоем практически высох! Даже минувшим летом, когда стояла невыносимая жара, еще можно было порыбачить. Кстати, сюда же приходила разная живность из леса. Не однажды видел лосей, косуль. Куда теперь звери ходят на водопой? Это же насколько понизились подземные воды...

Фото Ольги КИСЛЯК.

На недавней встрече с владельцами полесских агроусадеб довелось услышать: из Припяти «уходит» рыба, стало гораздо сложнее привлекать клиентов рыбалкой. А ведь многие сельчане специально строились у рек и озер, чтобы этим потом зарабатывать.

Свои проблемы и у орнитологов. Из–за резких климатических перемен по итогам прошлого сезона на Полесье заметно сократилась популяция аистов. По данным ученых, потеряли практически треть. Аист любит влагу: чем больше воды, тем лучше питание. Такая вот цепочка...

В этой же плоскости лежит и природа пожаров в экосистемах. Понижение уровня грунтовых вод, дефицит осадков — и ситуация в лесах выходит на опасный максимум. Вот уже которую неделю Гомельская и Брестская области сохраняют запрет на посещение лесов, чтобы уберечься от огня. Однако не везде удается. Последний пример — серьезный пожар в Национальном парке «Припятский» в Житковичском районе на площади свыше 15 гектаров.

Извлекать уроки из каждой новой ситуации — это работа ученых–теоретиков и специалистов–практиков. Возможно, уже в ближайшее время нас ждет прямо противоположный расклад: дожди, снег, паводок. Такие погодные повороты случались не однажды. Другой вопрос, что летний сценарий последних лет тоже нельзя сбрасывать со счетов. Погодные катаклизмы спрогнозировать непросто. Но быть готовым к ним нужно, чтобы защититься от крупных потерь. Ведь научились мы встречать весеннее половодье, разрабатывая под него целый комплекс предупредительных мер. Такого подхода, по всей видимости, теперь требует и засуха. Особенно на Полесье, где с каждым годом все острее сказываются последствия масштабного осушения болот.

В то же время

Начало этого года характеризовалось низкой водностью рек. Существенное влияние на гидрологическую ситуацию оказали погодные условия нескольких прошлых лет. Например, поверхностные ресурсы на территории страны в 2014 году составили 71 процент от средней многолетней величины, а в 2015 году — 51 процент и оказались минимальными ресурсами за столетний период изучения.

Кстати

По данным Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, последние 20 лет в Беларуси были самыми жаркими с начала наблюдений. С 1989 по 2012 год температура повысилась на 1,1 градуса по сравнению с 1961 — 1990 годами. За последние 15 лет количество осадков в стране, за исключением северных районов, сократилось на 2 — 6 процентов.

dralukk73@mail.ru

Советская Белоруссия № 180 (25062). Вторник, 20 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter