Готовы ли белорусы усыновлять ВИЧ-позитивных детей

Ребенок с плюсом

Для медиков уже не новость, что ВИЧ из смертельно опасных заболеваний окончательно перешел в разряд хронических. Врачи уверенно ставят инфекцию в один ряд с диабетом, гипертензией и сердечно–сосудистыми недугами, течением которых можно управлять десятилетиями. Но изменилось ли отношение в обществе? И стала ли лучше ситуация в одной из самых проблемных сфер — усыновлении ВИЧ–положительных детей? Сегодня в Беларуси с этим диагнозом живут 260 ребят до 14 лет, и 60% из них — социальные сироты.


Вчера общественное объединение «Позитивное движение» и один из минских детских домов провели акцию «Паша и Сережа: мы — дети, а не ВИЧ». Всем миром здесь ищут родителей для двух семилетних мальчиков–сирот, которые живут с ВИЧ–инфекцией с рождения. К сожалению, отмечает Ирина Статкевич, специалист «Позитивного движения» по работе с семьями, затронутыми ВИЧ, у таких малышей, находящихся на воспитании в интернатных учреждениях, мало шансов обрести новую семью именно из–за огромного количества мифов об инфекции. Но если потенциальные родители будут знать объективную информацию, есть надежда, что лед тронется и в конце концов растает.

Ирина Статкевич.

Сами малыши не замечают своей болезни и живут обычной жизнью. Паша послушный и чувствительный, а Сережа может без умолку рассказывать, что с ним произошло за день. А ведь трудностей в их жизни немало. Из роддома ребята переехали в детскую инфекционную больницу, где провели три месяца. Нет, не из–за болезни, просто понадобилось время, чтобы подыскать мальчикам подходящий детский дом. В дальнейшем ребятам придется частенько сюда возвращаться, хотя и болеют они не чаще, чем другие малыши. К счастью, врачи и медсестры знают и понимают, что такое ВИЧ–инфекция, поэтому не боятся брать мальчиков на руки, обнимать, переодевать, мыть. Но обычно, узнав о диагнозе, окружающие поступают по–другому: стараются не прикасаться, кормить только в перчатках и из отдельной посуды. Из–за такого недостатка внимания крохи позже своих сверстников сказали первые слова, стали задерживаться в психофизическом развитии. Но дети на то и дети: они продолжают смеяться, играть, с теплотой относиться к настороженным взрослым и то и дело спрашивать волонтеров: «А ты заберешь меня домой?»

Наука не стоит на месте, и с каждым годом в стране рождается все меньше ВИЧ–инфицированных малышей. Судите сами, если нет профилактических мероприятий, то ВИЧ от матери к ребенку передается в 40% случаев. Нашим же врачам удалось снизить эту статистику в десятки раз — до 2%. Заведующая отделом профилактики ВИЧ/СПИД Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Анна Русанович рассказывает, что в прошлом году лишь у троих малышей подтвержден диагноз ВИЧ–инфекция, хотя рожали 275 ВИЧ–позитивных женщин. Неудивительно, ведь на защиту новорожденных работает целый комплекс мер: от дородовой профилактики и кесарева сечения при родах до отказа от грудного вскармливания, которое тоже может стать причиной заражения.

— Одна из важных мер при дородовой профилактике — тестирование беременных женщин. Приказом Минздрава оно предусмотрено дважды: при постановке на учет и на 28 — 30–й неделе. Это делается для того, чтобы своевременно выявить ВИЧ–статус у беременной женщины и не опоздать с профилактикой. Ведь чем позже мы стартуем, тем ниже шансы ребенка родиться без ВИЧ.

Анна Русанович.
Фото  Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Но даже при таких тщательных мерах 2% малышей инфицированы с рождения. Увы, подчеркивают специалисты, речь идет о новорожденных, чьи мамы пропускали мимо ушей советы врача, руководствовались какими–то религиозными предубеждениями, а то и вовсе не явились в женские консультации и не наблюдались во время беременности. В итоге врачи видят этих ВИЧ–позитивных мамочек только в родзале... Как результат, нередко их малыши оказываются среди отказников, но как же непросто найти им новую семью! Да, «дети с плюсом» требуют чуть больше внимания, отмечает Анна Русанович, ведь нужно контролировать, чтобы ребенок принимал препараты систематически. Но на этом, собственно, и все! Наука и медицина постоянно развиваются, и сегодня это действительно лишь обычное хроническое заболевание, которое передается только тремя путями — половым, через нестерильные инструменты и при родах и вскармливании грудью от матери к ребенку. Кстати, если взрослый человек может годами не подозревать о наличии ВИЧ у себя в организме, то состояние малыша при рождении напрямую зависит от концентрации вируса, который передался от мамы. В итоге у кого–то последствия проявляются еще при рождении (такой ребенок слабее других), порой же встречаются исключительные ситуации, когда инфекцию удается обнаружить лишь в трех– или пятилетнем возрасте.

И хотя эксперты авторитетно уверяют, что ВИЧ — никакое не противопоказание для усыновления, предрассудков в обществе меньше не становится. Как будто мы недалеко ушли от 1980–х, когда вирус иммунодефицита только открыли и поступок принцессы Дианы, пожавшей руку ВИЧ–инфицированному, приравнивали к подвигу... Может, поэтому по нашему законодательству статус ВИЧ–инфицированного не подлежит разглашению. То есть если такой малыш приходит в школу, то справка о его состоянии здоровья будет разве что в медкабинете. А ведь в свежем отчете программы ООН по борьбе с ВИЧ/СПИДом звучат более чем утешительные факты. Число новых случаев заражения с 2000 года сократилось на 35%, по всему миру антиретровирусную терапию получают 15,8 миллиона инфицированных. Да, препараты пока еще не позволяют полностью избавиться от вируса, но снижают его концентрацию в крови до минимума, когда даже в лаборатории сложно определить наличие ВИЧ. И по последним данным, при правильном лечении ВИЧ–пациенты проживают долгую полноценную жизнь, а главной их угрозой все чаще становятся не связанные с этим вирусом болезни — инфаркты, определенные типы рака и неврологические заболевания. То, от чего не застрахован любой из нас. Сравните: когда не было отработанной профилактики, ВИЧ–инфицированным давали прогноз лишь 10 — 12 лет...

Цифры «СБ»

В Беларуси сегодня проживают 15.031 ВИЧ-инфицированный. С 1987 по 1 октября 2015 года от ВИЧ-позитивных матерей родились 3.026 детей. 

Обратите внимание!

Если вы хотите стать приемными родителями для Паши или Сережи, а возможно, для обоих ребят, обращайтесь по телефонам: (8–029) 694–63–13 (Ирина), (8–029) 671–96–35 (Ольга).

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 232 (24862). Вторник, 1 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter