В Гомельской области сносимые сельхозобъекты зачастую оставляют в земле

Проблема на старом месте

Масштабным наведением порядка на земле предприятия занялись около семи лет назад. Давно пустующие и обветшавшие фермы, сенохранилища, склады — все это сначала взяли на учет, определив хозяев, а потом принялись сносить планово и постепенно то, что к жизни уже не вернуть. За минувшие годы земля очистилась от сотен таких строений. Освободились сотни полезных гектаров для того, чтобы служить делу, а не разрухе. Однако вот что вдруг выяснилось: многие здания и после сноса остаются на прежнем месте, но только... под землей.

Здание, стоявшее на этом месте, просто закопали в землю.

Работники Комитета государственного контроля Гомельской области при точечной проверке темы рационального использования сельскохозяйственных земель в сельскохозяйственном предприятии «Совхоз «Потаповский» Буда–Кошелевского района обнаружили немало интересного. Еще в прошлом году по графику здесь должны были снести три ненужных строения — два бывших коровника и доильно–молочный блок в деревнях Рудня Викторинская и Гавли.

Здания возводились в 1970 – 80–х, построены с размахом. Их общая площадь превышает 3 тысячи квадратных метров. Однако недолгим оказался рабочий век сооружений. Последние годы простаивали за ненадобностью. Накренились, прохудились, обветшали... В общем, восстановлению и ремонту не подлежат. Поэтому решили убрать. 

Эту постройку хозяйству еще предстоит убрать, но теперь по всем пунктам закона.

Надо сказать, предприятие с плановой задачей справилось. Землю от пустующих объектов освободило. К нынешнему лету на их месте уже и трава успела прорасти. Правда, растениям пришлось пробиваться сквозь плотный слой строительных отходов. Такой вид последствий сноса серьезно озадачил работников областного Комитета госконтроля, рассказывает заместитель начальника его управления Сергей Будник:

— Обломки шифера, кирпичей, дерева, асфальта, штукатурки, камней... Все это осталось на месте, где раньше стояли здания. Во время проверки хозяйство никак не использовало освободившуюся землю. Да и могло ли использовать, если основные отходы, как выяснилось, захоронили на этом же месте? Более того, все работы по сносу строений предприятие проводило без проектно–сметной документации, что недопустимо в принципе.

Руководитель предприятия Виталий Лузиков, оказавшийся в центре разбирательств, предыстории не скрывал. Сложились обстоятельства, поджимали сроки, торопились... Снести здания — дело дорогое. Счет на сотни миллионов рублей. Постарались вписаться в скромный собственный бюджет. Для разрушения наняли даже не организацию, а только технику — МАЗ, экскаватор и бульдозер. Директор совхоза так объяснил действия:

— Битый кирпич вывезли на подсыпку дорог, целые плиты сложили на территории, а все остальное столкнули в котлованы, которые вырыли на месте сноса строений.

Что законодательство нарушено по всем знаковым пунктам, в хозяйстве теперь, разумеется, понимают. Хотя и без знания юридических тонкостей нетрудно догадаться, чем чревато такое наведение порядка на земле. Вместо полезных угодий сотни квадратных метров превратились в ущербные. И не только из–за торчащих обломков шифера и арматуры, угрожающих любой технике, которая выдвинется на эти поля. Начальник управления областного КГК Сергей Глоба предлагает смотреть глубже:

— Для чего разрабатывается проектно–сметная документация при сносе объектов? В том числе и для того, чтобы знать объемы образовавшихся отходов и определить их дальнейшую судьбу. По экологическому законодательству захоронение строительных отходов вне полигонов запрещено. И у этого есть объяснение. Например, шифер содержит асбестовое волокно, которое является канцерогенным компонентом. Попадание таких отходов в грунтовые воды вредит и экологии, и здоровью людей.

Совхоз «Потаповский» в деле сноса, открывшемся с опасной стороны, судя по всему, окажется не единственным. В прошлом году на Гомельщине снесли более 20 животноводческих ферм. Так вот, по информации областного госконтроля, проектно–сметная документация разрабатывалась далеко не на все объекты. Более 10 гектаров, освободившихся после зачистки зданий, до сих пор не вовлечены в хозяйственный оборот. Куда пошли отходы — в недра, на производственные нужды или на полигоны — теперь по поручению госконтроля предстоит разбираться областному комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды. Его руководитель Василий Маслак последствия таких отклонений от закона оценивает в миллиарды рублей:

— Несанкционированное размещение смешанных отходов — серьезное нарушение. И штрафные санкции по нему тоже очень серьезные. Скажем, в случае с «Потаповским» предстоит определить объемы захоронений. А для этого, если прокуратура примет такое решение, хозяйство обязано будет извлечь на поверхность все отходы, зарытые в котлованы после сноса строений. До конца года, кроме «Потаповского», проверим и другие аграрные предприятия, где снос пустующих объектов проводился без проектно–сметной документации.

КСТАТИ

В этом году в Гомельской области сносу подлежат 69 объектов, из них 36 принадлежат агропредприятиям. За первые шесть месяцев хозяйства убрали 28 строений. Многие из них сработали с опережением графика.

dralukk73@mail.ru

Фото автора и КГК Гомельской области.

Советская Белоруссия № 144 (24774). Пятница, 31 июля 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter