Чаще всего живодеры избегают наказания

Про животных и зверей

По всей России и далеко за ее пределами идут акции протеста с требованием ужесточить законодательство в сфере защиты животных. Катализатором стала история с хабаровскими несовершеннолетними живодерками, которые зверским образом истязали более чем 15 кошек, собак и птиц. На самом деле, похоже, их было значительно больше... Пока жители города собираются увековечить память замученных животных в мемориале, а в социальных сетях под хэштегом #живодерок_хабаровска_втюрьму огромное количество неравнодушных размещает фото своих домашних питомцев и плакаты с призывами осудить девиц за жестокость, эксперты задаются вопросом: почему же наказание за такие преступления столь мягкое? Ведь случай не единичен. В Липецке вместо мяча дети играли в бейсбол котенком. В Уфе два подростка заживо срезали кожу со щенка... Проблема имеется и у нас. Случаев, утверждают зоозащитники, много, большинство просто не получило резонанса.


Помните, как пару лет назад Минск потрясли зверства маньяка–живодера? То и дело жители микрорайонов Серебрянка, Малиновка и Заводского района натыкались на изувеченные трупы животных. Подонка, к слову, так и не нашли. А один из немногих выживших котов по кличке Бэмби теперь живет в приюте «Суперкот». О прошлом напоминают только большой шрам на боку и обрубок вместо хвоста. Рядом — кот Саймон. Его нашли со стертыми в кровь лапками — он волочил их по земле, передвигаясь только на двух передних. Кота расстреляли из пневматического ружья, и с тех пор он не ходит — одна из трех пуль попала в позвоночник. У голубоглазой кошки Евы тоже травма хребта: она получила сильный удар ногой за то, что кому–то неудачно перешла дорогу. Кошка Алена встречает нас в миниатюрном памперсе, энергично перебирая передними лапами. Ее случай — результат если не прямой жестокости, то как минимум человеческого предательства. Алена выпала из окна многоэтажки. Хозяйка ее подобрала, но очень скоро отказалась и просто оставила на скамейке у подъезда. В результате лапы срослись неправильно, а из–за не оказанной вовремя помощи и надлежащего ухода кошка так и осталась инвалидом.


А вот история черного кота Ночика, который пострадал из–за медицинского эксперимента, шокировала даже повидавших многое волонтеров. До сих пор врачи точно не смогли установить его пол. У кота было полностью зашито естественное отверстие для мочеиспускания, вместо него — дырка в животе. Описать состояние животного, когда его нашли, просто невозможно: гноящаяся рана, ошметки внутренних органов, неудачно наложенные швы, из–за чего лапки стянулись. Врачи никогда не видели ничего подобного, но единогласно подтвердили: это дело рук человека с ветеринарным образованием...


Кошка Алена. Перебит позвоночник, ползает на передних лапах.


Волонтеры чаще других видят, как безгранична людская жестокость. Именно им звонят, приносят найденных покалеченных собак и котов, это они забирают больных животных и пытаются найти им новый дом.

— Есть очень тонкая грань между живодерством и просто жестокостью и безразличием, — рассказывает волонтер Оксана. — Люди выкидывают животных как ненужные игрушки, когда те им надоедают, бросают на дачах, оставляют погибать травмированных на улице...

Случаи вопиющие. В Гродно в августе из окна подъезда дети выбросили собаку, а незадолго до этого таким же образом кто–то решил избавиться от котенка. Недавно один из волонтеров стал свидетелем, как дети 6 и 8 лет убивали палками котят. История тогда так ничем и не закончилась, даже штрафом — пожалели мать–одиночку. Удивилась ли она, когда буквально через пару недель ее горячо любимые детки попались на другом, более серьезном нарушении?.. Увы, многие изверги так и остаются безнаказанными. В деревне Околица этим летом прямо на глазах у детей сосед жестоко убил их пса. Пока прибежали на помощь родители, от мертвого животного мужчина успел избавиться — остался только окровавленный ошейник. Семья написала заявление в милицию. Но труп так и не нашли, значит, нет и уголовного дела. Зимой в собачку в деревне Чачково выстрелили... из арбалета. Она прибежала под дверь хозяйки с торчащей из головы стрелой. Осталась жива, однако глаз пришлось удалить.

Таких историй множество, но если поинтересоваться, кто за что ответил, то наберется всего несколько примеров. Мужчина, повесивший в Речицком районе на поводке свою собаку, лишь оплатил штраф в 20 базовых величин. Штрафом же и возмещением нанесенного окружающей среде ущерба отделался и рыбак, который в Чашникском районе отрезал верхние части клювов нескольким десяткам бакланов, некоторых потом пришлось усыпить. За отрезанную доберману голову 20–летний живодер получил административный арест на 15 суток. Только в этом году возмездие по–настоящему свершилось: суд приговорил 55–летнего минчанина, обезглавившего щенка, к 1,5 года лишения свободы и принудительному лечению от алкоголизма.

Кот Ночик.

В милиции утверждают, что подобные факты у нас скорее редкость, поэтому даже отдельной статистики по ним не ведется. Другое дело что не все случаи доходят до правоохранительных органов, еще реже — до суда.

— С января 2015 года ответственность за жестокое обращение с животными усилилась, — говорит начальник управления охраны правопорядка и профилактики ГУВД Мингорисполкома Александр Купченя. — Теперь такие действия уголовно наказуемы. Однако есть четкое разграничение между административной и уголовной ответственностью. В последнем случае, если жестокое обращение совершено из хулиганских или других низменных побуждений, то такие мотивы придется доказать в каждом конкретном случае. В этом и заключается сложность привлечения по данной статье людей: сделать это непросто без свидетелей или признания подозреваемого. В административной статье мотив не является условием привлечения к ответственности, достаточно наличия самого факта жестокого обращения с животными и наступивших последствий.

Некоторые сдвиги в сфере защиты животных уже происходят. Но говорить о том, что статьи УК и АК работают в полной мере, пока нельзя. Закон о защите животных и вовсе многострадальный: его не могут принять уже больше 10 лет, впрочем, сам законопроект вызывает тоже много споров. Как бы то ни было, без четкой и жесткой законодательной позиции живодеров не приструнить. Они вновь и вновь будут мучить слабых. Сегодня собак и котов, а завтра?..

Компетентно

Сергей Игумнов, профессор кафедры психологии БГУ, доктор медицинских наук:

— Не случайно уже давно специалисты выделяют такой термин как «подростковая зооагрессия». Этот вид агрессии может одновременно сочетаться с проявлением жестокости к сверстникам, младшим, окружающим. Важно вовремя заметить признаки такого поведения у детей и подростков и провести необходимую коррекцию, привлечь психологов и психотерапевтов. Если это своевременно не исправить, то с большой вероятностью можно ожидать формирования противоправного поведения, которое выльется уже в совершение насилия над человеком. В большинстве случаев такая жестокость сочетается с ощущением безграничной власти над живым существом. Если агрессия в сторону людей у нас не только табуирована моралью, но еще и пресекается законодательством, то животные от нее практически не защищены. Общество должно занять непримиримую позицию к подобным людям, в том числе и законодательную. Потому что многие из них в дальнейшем в своей агрессии пойдут дальше...

Прямая речь

Анастасия Жаврид, директор Центра по защите животных «Анималекс»:

— Юридически привлечь за жестокое обращение с животными в Беларуси пока очень непросто. И к этому нужно быть готовым. Порой при столкновении с обидчиком приходится выбирать — фиксировать все юридически или спасать животное. По возможности нужно провести фото– и видеосъемку, привлечь прохожих в качестве свидетелей, взять у них контактные данные, отвезти животное к ветеринару и получить письменное заключение о его состоянии (или заключение о вскрытии). Можно вызвать милицию непосредственно на место происшествия. Если такой возможности нет — подать заявление самостоятельно. К нему и прикладываются контактные данные свидетелей, заключение ветеринара, фото и видео. Далее следует стадия общения с милицией, когда заявитель может знакомиться с материалами проверки, чтобы быть в курсе, что было сделано по делу (как минимум должны быть протоколы опросов свидетелей и заявителя). При получении отказа в возбуждении дела не стоит опускать руки. Если вы уверены, что животное подверглось жестокому обращению, настаивайте на повторной проверке. За помощью можно обращаться к нам в Центр защиты животных «Анималекс» — zoonetwork.by@gmail.com — или в наши группы в социальных сетях.

savitskaya@sb.by

Советская Белоруссия № 230 (25112). Среда, 30 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter